Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель урока: сформировать у учащихся представления о сосуществовании мифологических сведений и исторических данных о Троянской войне, её причинах, ходе и итогах, познакомить учащихся с основными героями поэмы Гомера «Илиада».
Планируемые результаты:
- Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки, умение дать личную оценку действиям героев.
- Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности во время работы.
- Предметные развитие умений работать с учебником и дополнительной адаптированной литературой, находить на исторической карте объекты, анализировать аудио и видео фрагменты.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, развивающий.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
План урока:
- Вступительное слово.
- Гомер и его поэмы.
- Ахиллес.
- Гнев Ахиллеса.
- Прощание Гектора с Андромахой.
- Поединок Ахиллеса с Гектором.
- Похороны Гектора.
- Закрепление изученного материала.
Ход урока
1. Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы продолжим путешествие по страницам истории Древней Греции и познакомимся со многими её героями, откроем некоторые тайны событий Троянской войны и разгадаем исторические загадки. Мы отправимся в это путешествие не простыми туристами. На время нашего занятия мы станем юными исследователями и узнаем, соответствуют ли мифы исторической реальности.
Стадия вызова. Итак, первая загадка.
Золотист один бочок.
Красноват другой бочок.
Посередине, в сердцевине -
Притаился червячок.
Ответы учащихся. (Яблоко).
(Учитель демонстрирует учащимся слайд с изображением яблока)
Скажите, пожалуйста, а как связана Троянская война и один из самых полезных фрукт - яблоко?
Примерные ответы учащихся. Спор греческих богинь Геры, Афродиты, Афины о золотом яблоке, на котором было написано «Прекраснейшей». Именно это яблоко стало причиной Троянской войны.
( Осуществляет работу с выражением «яблоко раздора» - причина конфликта, в данном случае Троянской войны).
Чтобы узнать, как развивались дальнейшие события Троянской войны, нам необходимо вспомнить её начало. Для этого вам предлагается тест. Возьмите, пожалуйста, тесты и ответьте на 5 вопросов. Приложение 1
Учащиеся отвечают на вопросы теста. Учитель демонстрирует слайд с ответами (БАБВА).
Учитель. Поменяйтесь тестами, проверьте работу соседа по парте и оцените её согласно приведённым критериям.
(Учащиеся осуществляют взаимопроверку, полученные оценки идут в журнал).
Учитель. Итак, согласно мифу, причиной троянской войны стал спор из-за яблока. А что же по этому поводу думают учёные? Посмотрите на карту и вспомните, какие народы на рубеже 3-2 тыс. до н.э. завоевывают Балканский полуостров? (Греки) Народа стало много, жить стало тесно. Какой выход мы можем им предположить дальше? (необходимо искать новые территории для проживания) Правильно, людям необходимо куда-то переселяться. Куда? (на земли, близкие по расстоянию) Совершенно верно. Один из Вариантов в Малую Азию.
Как видим, ёще одна причина Троянской войны: переселение части греков на полуостров Малая Азия.
О событиях того времени сложено немало легенд, среди которых героические песни «Илиада» и «Одиссея», в которых тесно переплетаются действительность и вымысел.
До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры автора этих поэм - Гомера. За честь называться его родиной спорили семь городов.
Кто же такой Гомер вы можете узнать из Приложения 2 и разгадать ещё одну загадку.
Учащиеся работают с текстом, содержащем информацию о древнегреческом поэте Гомере.
Учитель. Какие интересные факты из очень скромных данных вы узнали о поэте Греции Гомере? Демонстрирует портрет Гомера.
Ответы учащихся. Можно предположить, что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э. Гомер - слепой поэт - аэд (аэды (от греч. aoidós - певец), в начальный период древнегреческой литературы (VIII-VII вв. до н. э., так называемая гомеровская эпоха) профессиональные певцы, сочинявшие и исполнявшие эпические песни под аккомпанемент кифары или форминги (разновидность лиры)). Его очень уважали, учили наизусть тысячи строк из принадлежащих ему поэм. Гомер дал толчок всему последующему художественному творчеству.
До нас дошли две его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Сегодня мы познакомимся с одной из них - «Илиадой». Поэтому тема нашего занятия «Поэма Гомера «Илиада»».
Учащиеся записывают тему в тетрадь.
Учитель. Итак, в основе поэмы Гомера "Илиада" лежит миф о последнем - десятом годе Троянской войны. Каким же он был? Почему долгое время ученые считали его вымышленным городом, а поэмы Гомера просто литературными произведениями, не связанные с действительностью? Это для нас очередная загадка истории.
Весь мир того времени склонялся к мнению, что поэмы соединили содержание различных мифов. И только археолог Генрих Шлиман подошёл к ним как к историческим источникам. Произошло важное событие, вследствие которого историки изменили своё мнение о содержании поэм. В 70-е годы XIX века немецкий археолог провёл раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города, название которого происходит от второго названия города Троя - Илион. Город строился постепенно. Когда же туда прибыло греческое войско, он выглядел, по мнению Шлимана, как 2 или 3 слой. Современные историки считают гомеровскую Трою 6-м слоем.
Итак, мы разгадали ещё одну загадку, почему долгое время бытовала мысль о мифическом существовании Трои. Разгадка связана с другим названием Трои - Илион.
Продолжим наше путешествие, совершив магические действия.
Физкультминутка.
Встало солнце над Древней Элладой (руки вверх, потягивание),
Мы отправимся в путь: левой, правой. (шагаем)
На пути Эгейское море (разводим руками в сторону)
Здесь Дедал и Икар нам поможет. (взмах руками)
Мы руками своими похлопаем,
И ногами дружно потопаем.
Доберемся до Трои все вместе (возвращаются за парты)
И узнаем новые вести.
Учитель. Величайшим героем мифов о Троянской войне был грек Ахиллес. Ахиллес стал участником Троянской войны. Он прославил себя подвигами. Нам предстоит разгадать ещё одну загадку: Ахиллес - герой или искатель славы?
Познакомимся с мифом о его происхождения с помощью учебника. (с.121). Учащимся предлагается прочитать текс учебника «Ахиллесова пята».
Гнев Ахиллеса.
Царь Агамемнон отобрал у Ахилесса пленницу - рабыню Брисеиду. Оскорбленный юноша, любивший её пришел в ярость и поклялся, что ни он, ни его воины не станут больше сражаться с троянцами. «Пой, богиня, про гнев Ахилесса, Пелеева сына, Гнев проклятый, страданий без счёта принесший ахейцам, Много сильных душ героев пославших к Аиду, Их же самих на съеденье отдавший добычею жадным Птицам и окрестным псам» - так начинается «Илиада».
Гектор - сын троянского царя Приама, узнав о ссоре в лагере греков, повёл троянцев во вражеский лагерь. Яростно защищались греки, прижатые к морю. Изнемогали они в борьбе. Может быть, мы сможем помочь грекам? Перед вами разные виды оружия, среди них имеется оружие, с которым древние греки ходили в бой.
Нам предстоит выбрать только те, что подходят для греческих воинов.
Учащимся предлагается из макетов видов оружия выбрать только те, которые подходят под вооружение греческих воинов.
Несмотря на храбрость греческих воинов, теснили троянцы своих врагов к морю. Ахиллес и его и его воины, чья помощь так была нужна, не участвовали в грозном сражении.
Тогда с горьким упреком обратился к Ахилессу его любимый друг Патрокл:
Чтение двух учащихся по ролям.
Сердцем жесток ты. Отец тебе был не Пелей конеборец,
Мать - не Фетида богиня. Рожден ты сверкающим морем.
Твердой скалою, - от них у тебя жесткое сердце.
Дай позволение мне облачиться в доспех твой прекрасный.
Может быть, в битве меня за тебя принимая, троянцы бой прекратят…
Как вы думаете, отказал или откликнулся на просьбу друга Ахиллес?
Ответы: Не отказал он своему другу.
Мрачно вздохнув, обратился к нему Ахиллес быстроногий:
«Вооружайся скорее, а я соберу наше войско.
Ясно я вижу, огонь на судах занимается наших!
Начал тотчас же Патрокл облекаться сияющей медью…
Мощную голову шлемом покрыл, сработанным прочно…
Следом за этим и грудь облачил себе крепкой бронею».
Вовремя привёл Патрокол свежие силы, стали отступать троянцы. Один лишь Гектор понял, что перед ним не Ахиллес и в бою сразил Патрокла. Ахиллес, узнав о гибели друга, решил отомстить.
Черное облако скорби покрыло Пелеева сына.
«Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой
Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился!
Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я».
Попросил он Гефеста - бога-кузнеца помочь выковать оружие и доспехи взамен захваченного Гектором.
Сейчас мы с вами поможем Гефесту и отправимся в наши мастерские по изготовлению меча, шлема и щита. Металлом будет служить нам бумага, а молотом крепким карандаши.
Учащиеся делятся на группы и выполняют задания по раскраскам. (звук кузницы)
Итак, взяв оружие, выкованное Гефестом, отправился Ахиллес на встречу с равным противником.
А что же в это время делал Гектор?
Кукольный театр. Учитель с помощью кукол проигрывает сцену Прощание Гектора со своей женой Андромахой.
Так говоря, удалился от них шлемоблещущий Гектор.
Он подошел к своему для жизни удобному дому,
Но не нашел белолокотной там Андромахи в чертоге.
С сыном-младенцем она и с красиво одетой служанкой
В башне стояла, рыдая и горькой печалью терзаясь.
Близко к нему подошла, обливаясь слезами, супруга,
Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила:
"О нехороший! Погубит тебя твоя храбрость! Ни сына
Ты не жалеешь младенца, ни матери бедной. И скоро
Буду вдовою я, скоро убьют тебя в битве ахейцы»…
Ей отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий:
"Все и меня это сильно тревожит, жена; но ужасно
Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок,
Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя.
Попрощавшись с женой отправился Гектор на встречу со своей судьбой. Как вы думаете, кто победит в этой схватке - это вопрос на очередную загадку.
И вот у неприступных ворот Трои сошлись два врага - два великих героя.
Просмотр видео Битва Гектора и Ахиллеса. Обсуждение эмоционального состояния героев, какие чувства вызывает у детей поединок. Можно ли было избежать?
Задание. Внимательно посмотрев фрагмент фильма, поработайте в парах и на ваших листочках (Приложение 3) обведите те виды оружия, которыми пользовались два героя в битве.
Итак, сражение закончилось победой Ахиллеса. Привязал он за ноги мертвое тело к колеснице и погнал коней.
Не мог видеть такую картину троянский царь Приам. Без охраны отправился он во вражеский лагерь, бросился в ноги Ахиллесу, умоляя его отдать для похорон тело Гектора.
Отдаст ли Ахиллес Приаму тело его сына Гектора - убийцы его любимого друга, смерть которого вселила в сердце Ахилла боль и ненависть.
Эпизод «Приам у Ахиллеса»
Приам же, моля Ахиллеса, такое сказал ему слово:
"Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоем милом!
Я ж, бесконечно несчастный, сынов народил превосходных
В Трое широкой, - и в жизни из них никого не осталось!
Кто же единственный был и единственный Трои защитник,
Тот был недавно тобою убит, защищая отчизну, -
Гектор. И ради него прихожу к кораблям я ахейским
Выкупить тело его, и несу неисчислимый выкуп.
Сжалься, Пелид, надо мною, яви уваженье к бессмертным,
Вспомни отца твоего! Я жалости больше достоин!
Делаю то я, на что ни один не решился бы смертный:
Руки убийцы моих сыновей я к губам прижимаю!"
Отдал Ахиллес тело престарелому Приаму.
«Так погребали они конеборного Гектора тело» - так заканчивается поэма Гомера «Илиада». После гибели Гектора трудно стало защищать троянцам свой город. Но и греки не могли его захватить. Тогда Одиссей предложил действовать хитростью.
Как вы думаете, устояла ли Троя под натиском греков в «Илиаде»?
А что же придумал Одиссей, мы узнаем из учебников. С. 122.
Связать с современностью Троян - вирус в компьютере.
Подводя итоги, давайте вместе ответим на вопрос: «Совпадает ли миф, изложенный Гомером в «Илиаде» с историческими фактами».
Учащиеся должны подойти к выводу об их совпадении, но при наличии вымысла, например вмешательство богов.
На этапе закрепления найдите каждый свою пару. Приложение 4
Домашнее задание. Прочитать п. 26, а также выполнить задание по карточке. Приложение 5
Рефлексия: учитель просит учащихся прицепить макет яблока, соответствующего настроения на уроке зелёный - отличное настроение, жёлтый - очень хорошее, красный - просто хорошее.
А сейчас, завершая наше занятие, хотелось бы вручить каждому яблоко, но пусть оно будет для вас не яблоком раздора, а витамином, укрепляющим здоровье.