Введение
Экологическая культура - неотъемлемая часть воспитания современного человека. Взаимоотношения с окружающей средой формируются в раннем детстве под влиянием, как воспитания, так и регионального компонента.
Природа Татарстана многообразна, богата и уникальна по своему составу. Общаясь непосредственно с представителями местной флоры и фауны, знакомясь с государственными охранными мероприятиями, проводимыми в республике, дети приобщаются к основам экологической культуры.
Пояснительная записка
Основная цель комплексной программы по ознакомлению с окружающим миром с использованием регионального компонента в летний период формирование экологического сознания дошкольников.
- бережного отношения к живой и неживой природе.
- воспитание милосердия, доброты, умения отстаивать свою точку зрения.
- воспитывать умение творчески подходить к решению экологических задач.
Программа включает в себя три направления-организационно-педагогическая работа, работа с детьми, сотрудничество с отделами образовании
Разработана с учетом национального компонента, национально-культурных особенностей Татарстана.
Особое внимание уделяется формированию бережного отношения к окружающей среде, пониманию того, что человек часть природы и несет за нее свою ответственность.
Летний период-прекрасное время для закрепления знаний, полученных на различных занятиях во время учебного года, в т.ч. и двигательных навыков(лазания, ходьбы, ползания, бега). Дети имеют возможность наблюдать, рассматривать, трогать, ощущать различные запахи, а также собрать природный материал для дальнейшего использования на занятиях.
Занятия организуются по 1 часу 4 раза в неделю. Для этого используются различные формы работы: сюжетные и ролевые игры, наблюдения, зарисовки.
На занятиях по физкультуре, ИЗО, лепке, ручному труду и т.д. дети могут использовать объекты растительного и животного мира, что способствует развитию эмоциональности детей, учит их творчески мыслить.
Занятия программы строятся в тесной взаимосвязи с особенностями регионального компонента, включают татарские национальные праздники, приметы, загадки. Взаимодействие с сотрудниками государственного заказника дает детям понимание значимости охраны окружающей среды, возможность реального участия детей в природоохранных мероприятиях.
Содержание направлений работы
I. Организационно-педагогическая работа (с 01.06 по 31.08)
1) ежедневные занятия на свежем воздухе (по 30-40 мин.)
2) физкультурные занятия - 3 занятия в нед.
3) музыкальные занятия - 3 занятия в нед.
Повышение уровня экологических знаний педагогов в рамках сотрудничества с государственным заказником.
Пропаганда экологического сознания среди родителей. Создание с их помощью экологических уголков на игровой площадке.
Организация экологических экскурсий, мероприятий и праздников.
II. Работа с детьми
Июнь.
1. Утренник, посвященный "Дню защиты детей"
2. Татарский национальный праздник "Сабантуй"
3. Мероприятие с родителями, посвященный "Дню памяти и скорби"
4. Экскурсия в государственный заповедник
5. Решение экологических задач с использованием элементов ТРИЗ
- "Как найти чистую питьевую воду?"
- "Спасаемся от дождя"
- "Как летает жук?"
- "Ты откуда, молния?"
- "Почему радуга не падает?"
- "Откуда жемчуг на траве?"
- "Почему летом солнце жаркое?"
Июль.
1. Месячник "Быть здоровым здорово!"
- 1 неделя. Купаемся и загораем.
- 2 неделя. Сбор целебных трав.
- 3 неделя. Поход к роднику.
- 4 неделя. Экскурсия в заказник "Этот пахучий и свежий медок!"
2. День босо хождения "Топ, топ босиком!"
3. День недосказанной сказки.
4. Поход в парк
Наблюдение
- "Белочка на дереве"
- "Кто стучит на ветке"
- "Кукушечка, покажись"
- "Где спряталось эхо?"
5. Загадывание загадок про обитателей леса.
Август.
1. Путешествие по экологической тропе.
2. Праздник "Во лесу ли в огороде".
3. Экскурсия в заказник.
4. Утренник, посвященный "Дню Республики Татарстан"
5. Наблюдения и труд в природе.
- "цветочная поляна"
- "сладкая ягодка". Сбор ягод.
- "отчего желтеют листья?"
- "собираем шишки и желуди"
- "собираем семена"
- "серебряная водичка"
III. Работа в заказнике
1) ознакомление детей с организацией работы в заказнике.
2) организация наблюдений за редкими птицами и животными.
3) изготовление поделок из природных материалов в подарок сотрудникам заказника.
Использованная литература
- Васильева С. Тематический словарь в картинках. Мир растений и грибов. Фрукты. Овощи. - Издательство "Школьная пресса".
- Владимирская Л.А. От осени до лета. - Волгоград: Учитель.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. - И.П. Лакоценина, Крылова О.Н. Я узнаю окружающий мир - Экзамен.
- Липская Н.М. Познаю мир: родная страна. Для детей 5-6 лет в 2-х частях. - Эскимо-Пресс.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду - М: Просвещение.
- Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М: Мозаика-Синтез.