Сценарий концерта к 130-летию со дня смерти П.И.Чайковского

Разделы: Музыка

Ключевые слова: П.И. Чайковский


Пояснительная записка

Сценарий этого концерта можно использовать для проведения фортепианного концерта и урока музыки, посвященного творчеству великого русского композитора П.И. Чайковского. Становление и развитие нашей балетной школы неразрывно связано с балетом П.И.Чайковского «Щелкунчик», в постановке Заслуженного артиста РСФСР, педагога и балетмейстера, основателя нашей школы, Геннадия Васильевича Ледяха (1928-2020) Все учащиеся школы проходят сценическую практику в этом балете. И поэтому я считаю очень нужным и важным знакомство учащихся школы с музыкой и творчеством композитора. В проведенном концерте учащиеся школы не только играли на фортепиано, но и танцевали.

Звучит запись фрагмента 1 концерта П.И.Чайковского.

Вы, конечно, все узнали эту музыку?!

1 концерт для фортепиано с оркестром Чайковского по праву называют Первым Русским фортепианным концертом, т.к. именно этот концерт стал первым классическим образцом этого жанра в русской музыке.

В настоящее время это самое репертуарное произведение всех музыкантов. Особенно часто оно звучит в дни конкурса имени Чайковского в Москве. В июне этом года прошел XVII конкурс.

Итак, я думаю, что вы уже поняли, что наш фортепианный концерт посвящён П.И.Чайковскому.

«Чайковский - любимейший массами композитор. Его мечта осуществилась, он действительно стал во всем своем творческом размахе народнейшим композитором.» Б.В.Асафьев.

В 2023 году исполнилось 130 лет со дня смерти композитора. Он автор более 80 произведений, в том числе 10 опер, 3 балетов. Им написано 7 симфоний, концерты, программная симфоническая музыка, сюиты, произведения для фортепиано, романсы, песни.

Но прежде, чем мы с вами будем слушать произведения П.И.Чайковского, мне бы хотелось сказать несколько слов о другом композиторе, который жил и сочинял музыку в Париже, был ровесником Петра Ильича и оказал большое влияние на него. Это - Лео Делиб.

Среди балетов Делиба особое место занимают» Коппелия или «Девушка с эмалевыми глазами» и «Сильвия, или Нимфа Дианы». Двумя этими балетами восхищался Чайковский, который писал про Сильвию так: «Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое».

Послушайте «Пиццикато» из балета «Сильвия» в исполнении фортепианного дуэта уч-ся 2/6 класса.

Балет» Сильвия» был завершён Делибом в 1876 году. А через год Пётр Ильич пишет свой первый балет »Лебединое озеро»(1877 г)

Вступление из балета «Лебединое озеро» исполняет ученица 2/6 класса

П.И.Чайковский сочинил 6 симфоний и 7 программную «Манфред». Танеев из всех симфоний считал лучшей 5 симфонию. Именно 5 симфония Чайковского стала первой из симфоний, премьера которой состоялась под управлением автора. Успех пришёл далеко не сразу. Вот уже более 100 лет выдающиеся дирижёры пытаются открыть тайный смысл этой симфонии. Эта симфония о жизни и судьбе, роковых силах, мешающих человеку, и извечных его устремлениях к свету и радости. Эти извечные вопросы и совершенно удивительная, завораживающая красота музыки притягивают слушателей и исполнителей к этой симфонии Чайковского и по сей день.

Послушайте фрагмент из 2 части Andante Симфонии № 5 ми-минор.

Увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского была написана по одноименной трагедии Уильяма Шекспира и впервые исполнена в Тифлисе в 1886 году. Она является одним из самых прекрасных произведений в симфонической музыке.

Послушайте тему любви из увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта».

Наряду с операми, балетами, симфониями Чайковский писал и вокальную музыку.

Детская песенка «Мой Лизочек» входит в сборник из 16 песен для детей, который был написан Чайковским в 1883 году у сестры в Каменке. Песенка написана на стихи Константина Сергеевича Аксакова, сына известного русского писателя, автора «Аленького цветочка».

Кто такой Лизочек?

Лизочек - это маленькая девочка-дюймовочка по имени Лиза, сказочный персонаж этого стихотворения. Форма употребления мужского рода к женским уменьшительным именам- устаревшая. К девушкам по имени Лиза в 19 веке можно было обратиться так: « Ты мой дорогой Лизочек».

«Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки,
И в крахмал, и в крахмал»

Детскую песенку «Мой Лизочек» исполняет уч-ся 3/7 класса

Многие знаменитые композиторы сочиняли музыку специально для детей. Первым был, пожалуй, Р.Шуман с его большим сборником пьес «Альбом для юношества». Это были пьесы с интересными названиями и доступными для понимания и исполнения юным музыкантам. П.И.Чайковский задумал продолжить эту линию творчества. В одном из писем Н. фон Мекк композитор писал: « Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана». И в 1878 г. Появился сборник пьес под названием «Детский альбом».

Хотя он и похож по своему замыслу на альбом Р.Шумана, но написан в русских традициях: с использованием русского музыкального фольклора, национальных интонаций, а главное - с изображением русского быта своего времени, привлечением мира образов, близких и понятных ребёнку, выросшему в России в 19 века.

Интересно, что альбом имеет посвящение: «посвящается Володе Давыдову». Кто же такой Володя Давыдов? Это любимый племянник Чайковского, сын его любимой сестры. Пётр Ильич в 14 лет потерял маму. С отцом остались пять мальчиков и две девочки, старшая из которых во многом заменила Петру маму…Дети выросли, разъехались по стране, но Пётр Ильич очень любил приезжать в гости к сестре на Украину, в село Каменка, где попадал в тёплую атмосферу любви, семейного уюта. С детьми сестры он сам играл, как ребёнок, а также сопровождал их игры и танцы фортепианными импровизациями. Володя как раз учился музыке, и под впечатлением от его занятий П.И.Чайковский и задумал сочинить цикл миниатюр - небольших пьес, в которых бы сочетались мелодическая выразительность, простота гармонии, фактурное удобство и интересный образный мир. Так появился сборник пьес «Детский альбом».

Чайковский так выстроил порядок пьес, что перед нами как бы проходит день жизни ребёнка от подъема до сна, с его играми, занятиями, переживаниями. Таким образом складывается музыкальный цикл - ряд пьес, связанных между собой единой идеей.

Ну что ж, давайте откроем первую страницу альбома и заглянем в мир обычного ребёнка конца 19 века Володи Давыдова.

Утро ребёнка начиналось с краткой молитвы. Нельзя было проснуться со словами «опять уроки!» или «снова эта каша» - нет! Детей приучали к тому, что первыми словами проснувшегося человека должны быть слова благодарности: «Слава Богу, начался новый день! Господи, благослови его, сохрани живыми и здоровыми меня и всех любимых людей!» Кто знает, если бы мы все встречали каждый день такими словами, быть может, наша жизнь была бы чуточку добрее…

Поэтому «Детский альбом» открывается пьесой «Утренняя молитва». Миниатюра звучит светло, тихо, торжественно.

«Утренняя молитва» исполняет фортепианный ансамбль Матвиенко Ира и Полякова Ксения, уч-ся 1/5 кл.

Любому ребёнку не терпится начать свои игры! Слушая следующий номер концерта, вы сразу догадаетесь, кто это играет в детской, мальчики или девочки: пьеса наполнена безостановочным, непрерывным движением. В прошлом веке такие пьесы стали называть «perpetum mobile4» - «вечный двигатель». И правда, эти мальчишки - настоящие «энерджайзеры»! Вслушайтесь: мажорный лад, ровные короткие длительности, быстрый темп, и ни одной паузы! Как будто на одном дыхании домчались лошадки из конца в конец комнаты.

«Игра в лошадки», исполняет фортепианный ансамбль: уч-ся 2/6 кл Зальцман Яна и Пигас Алина

Большинство мальчиков из благородных семей получали военное образование, становились офицерами, служили на защите Отечества. Кто-то из них мечтал служить в конных войсках, стать лихим гусаром. А кто-то мечтал вести на поле боя армию солдат. Вот они, деревянные солдатики, уже расставлены на полу, готовы к бою. Сейчас раздастся военный марш - и в поход! Послушайте, какой необыкновенный марш сочинил Чайковский: он игрушечный, лёгкий - звучание тихое, отрывистое. Слышна даже дробь барабанчика.

«Марш деревянных солдатиков» исполняет уч-ся 4/8 кл. Задруцкая Анастасия.

Ну, а теперь заглянем в комнату девочек. Здесь идёт своя жизнь, с настоящими происшествиями, чувствами, радостью и страданиями. Конечно, любимые игрушки у девочек всех времён - это куклы, и все девочки играют в «дочки-матери» и обожают своих кукол, независимо от того, яркая Барби в их руках или тряпичная кукла Маша. Какой радостью и восторгом наполняется детское сердце, когда появляется новая кукла! Не в силах сдержать радость, девочка закружится по комнате вместе с любимой « дочкой».

«Новая кукла» исполняет уч-ся 2/6 кл. Лазарко Ульяна.

Но игры играми, а пора и приступать к занятиям. Сегодня в распорядке дня нашего героя - танцевальные занятия. Обучение танцам было обязательным в дворянских семьях, - так же, как и музыке. Ведь во взрослой жизни воспитанникам предстоит посещать балы - званные вечера, на которых люди общались, обсуждали новости, знакомились, танцевали.

Одним очень популярным танцем была мазурка. Каждый бальный танец когда-то был танцем народным в той или иной местности. Вальс - в Австрии, мазурка - в Польше. Это трёхдольный танец, с акцентом на 2-й доле - так образуется синкопа. В танце нужно было успеть на эту долю притопнуть, «звякнуть шпорами». Ох и непросто было научиться танцевать мазурку!

«Мазурка», исполняет фортепианный дуэт: Свирина Надежда и Козина Анна. Ритмическую мазурку вам покажут ученики 2/6 кл.

Но вот занятия окончены, и можно спуститься к обеду в гостиную, где за столом уже собрались родители, родственники, гости - в гостеприимной помещичьей семье всегда кто-нибудь гостит. А от гостей можно услышать много увлекательных рассказов о далёких странах, о путешествиях… В прошлые века детей редко брали в далёкие поездки, слишком долгой и трудной была дорога: нужно было неделями трястись в экипаже, брать с собой всё, необходимое для жизни. А вот сам Пётр Ильич путешествовал много. И он придумал музыкой рассказать детям о своих впечатлениях: сочинил пьесы на основе тех мелодий, которые слышал в чужих странах.

Вот, например, перед нами чудесная солнечная Италия! Там, во Флоренции, Чайковский часто слушал выступление маленького уличного музыканта. Из письма брату: «Вечером я ходил по набережной в тщетной надежде услышать где-нибудь знакомый чудный голосок… Что со мной сделалось, когда он запел? Описать этого невозможно… Я плакал, изнывал, таял от восторга… Я записал все его песни.» Одну из этих мелодий Чайковский включил в альбом под названием «Итальянская песенка». Какая это красивая мелодия, как в ней сочетаются распевные широкие интонации с мелкими танцевальными фигурками. Слушая её понимаешь, почему традиция итальянского пения bel canto (красивое пение) завоевала все оперные театра мира.

«Итальянская песенка» исп. фортепианный ансамбль уч-ся 2/6 кл. Свирина Надежда и Козина Анна.

Сейчас вы услышите ещё одну старинную итальянскую песенку. Композитор использовал её в 3 действии балета «Лебединое озеро», как знаменитое соло трубы, а позднее - в «Детском альбоме».

Ночь в Неаполе звенела,
Во дворе гитара пела.
Песне вторил гул прибоя,
Унеся её с собою.

«Мой Неаполь!» -
Кастаньеты отбивают.
Каблучки им отвечают -
Ночь в Неаполе кружит.

«Неаполитанскую песенку» исполняет фортепианный дуэт уч-ся 4/8 кл. Розарёнова Александра и Корнеева Валерия.

Мы с вами обсуждали певучую манеру исполнения итальянцев. А вот в Германии Чайковский услышал совершенно другую, необычную манеру пения. В горах Германии и Швейцарии пастухи, перекликаясь, поют йодли - напевы с резкими переходами голоса из регистра в регистр.

Давайте послушаем «Немецкую песенку» в исполнении Цветовой Александры и уч-ся 2/6 кл.

Чайковский очень любил и высоко ценил литературу.» Старинная французская песенка» рассказывает нам историю парижского солдата Жана Шамета, который чтобы развлечь девочку Сюзи, сочиняет истории, и одна из них связана с золотой розой, собранной по крупицам из золотой пыли и приносящая счастье своему обладателю. Именно золотая роза стала той драгоценностью, которой является литература для любого человека. Она возвышает нас над обыденностью и суетой, открывает нам мир красоты и душу человека.

«Старинную французскую песенку» исполняет уч-ся 2/6 кл. Назаренко Алиса.

Приходит время детям прощаться с гостями и родителями и отправляться в детскую, где заботливая няня прочитает молитву, расскажет сказку и уложит детей. Ах, эти нянины сказки! Помните, у И.Сурикова: «И начну у няни сказку я просить, и начнёт мне няня сказку говорить: Как Иван-царевич Птицу-Жар поймал, как ему невесту серый волк достал. Слушаю я сказку, - сердце так и мрёт; А в трубе сердито ветер злой поёт….» Послушайте, какую сказку рассказала няня в « Детском альбоме» Чайковского.

«Нянина сказка» исполняет фортепианный ансамбль уч-ся 4/8 кл Задруцкая Анастасия и Какурина Анжелика.

На этом месте мы закроем «Детский альбом» П.И.Чайковского. Вот и окончен день Володи Давыдова. Маленький человек скоро повзрослеет. Как сложится его жизнь дальше? Наступит пора отрочества, мир перестанет быть уютным и замкнутым; подросток будет стремиться глубже узнать жизнь, более глубоко чувствовать, размышлять. И мы верим, что в этом ему поможет и всегда будет рядом настоящая, Большая музыка.

Завершает наш концерт Надежда Свирина. Она исполнит «Сладкую грёзу».

Концерт вела Юрчева Е.Л. и учащиеся 2/6 класса.

В концерте принимали участие учащиеся Школы Классического Танца.

Пьесы из «Детского альбома» исполняли ученики класса педагога Юрчевой Елены Леонидовны.

Список литературы

  1. Г.А.Прибегина. Петр Ильич Чайковский.
  2. Е.Орлова. Очерки о русских композиторах 19 - начало 20 века.
  3. Сборник фортепианных пьес П.И.Чайковского «Детский альбом».