Дети входят в зал, встают полукругом
Ребёнок
Праздник мы осенний начинаем,
И, конечно же, гостей встречаем,
Будем петь, плясать и веселиться,
Слышите, к нам кто-то в дверь стучится.
ПЕСНЯ «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»
Ребёнок
Это Осень за окошком:
Дождик сыплется горошком,
Листья падают, шурша…
Как ты, осень, хороша!
Ребёнок
Листья золотом расшиты,
Тропки дождиком умыты,
В ярких шапочках грибы.
Все нам, осень, даришь ты!
Ребёнок
«Где ты, Осень?»
Я сегодня очень удивился:
Листик на ладоши опустился.
Будто птичка с неба прилетела,
Кто его таким красивым сделал?
Ребёнок
Мама мне сказала: «По дорожке
Ходит Осень желтеньких сапожках,
В золотистом ярком сарафане,
С красными платочками в кармане.
Красит все вокруг волшебной краской,
Ребёнок
Мир становится чудесной сказкой.
Вот она - волшебница какая!
Все раскрасит Осень золотая!
Ну, а где она? Могу ответить:
«Осень ты повсюду можешь встретить!
ПЕСНЯ «РУССКАЯ СТОРОНКА»
Ведущий: Да, ребята, осень приходит к нам каждый год, она нас радует своими красками и подарками: богатым урожаем, который вырастает в полях, в садах и на огородах. Много лет назад осенние праздники в народе называли КАПУСТНИКАМИ, потому что делали на зиму из овощей и фруктов разные заготовки, например, квасили капусту: рубили ее, солили и складывали в огромные деревянные бочки. И между делом пели, играли, говорили веселые небылицы, пословицы и поговорки, пекли пироги, ходили в гости. Давайте мы с вами разыграем сегодня такую вечеринку, тем более мы уже приготовились - надели народные костюмы.
Звучит народная музыка, девочки занимают свои места, мальчики выходят в коридор, открывается занавес. Начинается вечеринка
Зал стилизован под русскую избу. Хозяйка в избе шинкует капусту, все девочки заняты работой: прибирают избу, шьют, мотают нитки на клубок.
Ведущий: Да, девицы, правду говорят в народе: дом вести - не головой трясти, все надо припасти. (Обращается к девочке) Ой, Алина, Алина, что шьешь не оттуля ?
Ребёнок: Да я, тетушка, еще и пороть буду.
Ведущий: Смотри, поспешишь - людей насмешишь!
Ребёнок: Знаем, знаем: семь раз отмерь, один отрежь!
Ребёнок: Домом жить - обо всем тужить.
Ребёнок: А еще говорят: летом на печи полежишь, зимой с сумой побежишь.
Ребёнок: Верно говорят, ведь лето припасиха, а зима - прибериха. Вот и мы здесь собрались, чтобы капусты на всю зиму припасти, да пирогов с капустой напечь.
Ребёнок: Верно, тетушка, ведь не красна изба углами, а красна пирогами.
Ведущая: Издавна на Руси пряники считались излюбленным лакомством и лучшим гостинцем. Пряники изготавливали разной формы, в виде животных, птиц или рыб, изображали солнце, месяц или растения, а также в виде сказочных персонажей.
Ведущая: Девчонки, а не спеть ли нам шуточную песню про пряничных гномиков?
ПЕСНЯ «ПРЯНИЧНЫЕ ГНОМИКИ»
(девочки выходят в центр зала в рассыпную)
Раздается стук в дверь, входят Гавриловна и Даниловна (взрослые)
ДАНИЛОВНА: Много ли вас, не надо ли нас?
Ведущий: Заходите, заходите, гостями будете!
Даниловна и Гавриловна входят, вместе с ними заходят все мальчики.
ГАВРИЛОВНА: Услыхали, что у вас капустник, вот и завернули на огонек.
КАТЯ: Просим в избу! Красному гостю - красное место. Милости просим. Нежданный гость лучше жданных двух. Кто ж вы такие будете?
БАБЫ: Мы потешницы - старушки, неразлучные подружки.
ДАН: Правда, Гавриловна?
ГАВ: Правда, Даниловна! В вашу избу жаркую мы пришли с подарками.
Ребёнок: Вот вам, девицы, пряники печатные, конфеты сахарные.
Дарит хозяйке и девочкам угощение
Ребёнок: Живи, изба здорово, живи богато! Дай тебе Боже, что и нам тоже!
Ребёнок: Жить - поживать, да добра наживать! Без зла, без вихря, без великого лиха!
Ведущий: (кланяется) Спасибо, гости дорогие на добром слове! Проходите, изба большая, всем места хватит!
Ребёнок:
Если есть в лесу цветы -
Будет и поляночка.
Если есть в избе девчата -
Будет и гуляночка!
ЧАСТУШКИ
(дети встают полукругом: справа девочки, слева мальчики)
КАДРИЛЬ «ЛЮТИКИ-ЦВЕТОЧКИ»
(мальчики приглашают девочек на кадриль)
Ведущий: Хорошо в избе, печка топится, дело спорится за веселым разговором. А расскажу-ка я вам сказку… (Думает) Рассказать вам сказку про гуся?
Дети: Да!
Ведущий: А она уже и вся! А вот еще сказка: жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на том молу - мочало. Не начать ли сказочку сначала? Еще сказочку хотите?
Дети: Да!
Ведущий: Жил-был старик, у старика был колодец, в том колодце жил елец - тут и сказочке Конец.
ДАН: А я страсть как люблю загадки загадывать. Вот и вам сейчас загадаю.
(дети отгадывают загадки)
ЗАГАДКИ
1. Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух)
2. Кругла, а не луна, желта, а не масло, с хвостиком , а не мышь. (Репа)
3. Не шит, не кроен, а весь в рубцах,
4. Без счету одежек и все без застежек. (Кочан капусты)
5. Желта курица под плетнем дуется. ( Тыква)
Ведущий: Ну, хватит загадки загадывать. На таких вечеринках как наша, часто играли в игры. Давайте и мы поиграем в веселую игру, которая называется «Растяпа».
ИГРА «РАСТЯПА» (или «Лапоть»)
Жили-была бабка у широкой речки,
Захотелось бабке искупаться в речке.
Взяла бабка мыло, мыло и мочало,
Эта песня хороша, начинай сначала.
ГАВ и ДАН: Вот так разыгрались! Аж, ноги не стоят, расплясались!
ДАН: А я тоже игру знаю - в рифмы! Гавриловна, у тебя как дедушку звали?
ГАВ: Кузьмой!
ДАН: Вот я твоего Кузьму да за бороду возьму!
ГАВ: Это за что ж ты моего дедушку за бороду-то?
ДАН: Да это игра такая! А твоего брата как звали?
ГАВ: Ну, Иваном!
ДАН:
Твой братушка Иван посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает, ой как братика ругает.
ГАВ: Да что же такие глупости говоришь про родного моего братца!
ДАН: Да это игра такая, я тебе объясняла - для рифмы.
ГАВ: Вот я тебе сейчас тоже рифму скажу. Как твоего брата звали?
ДАН: Федя!
ГАВ:
А если звали Федя,
На медведя полезай,
То поймай в лесу медведя,
А с моей скамьи слезай!
Пытается спихнуть Даниловну со скамьи
Ведущий: Да полно вам ссориться! Давайте лучше на ложках играть.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР НА ЛОЖКАХ
(дети встают в рассыпную)
Ребёнок: Я вот Даниловне и Гавриловне приготовила особые подарочки. Сшила платки большие да теплые, жаль только, что не успела узоры на них вывести - радости в этих платках нет. (показывает детям белые платки). Я вот что думаю: а давайте-ка мы, ребята, своим радостным настроением с Даниловной и Гавриловной поделимся. Может, и они нам свое добавят.
ГАВ. и ДАН.: Отчего же не поделиться с хорошими-то людьми.
Ведущий: Тогда прошу всех детей пройти к столам.
Дети выполняют коллективную работу «Украсим платки узором» (с помощью восковых мелков)
Ведущий: Вот и пироги наши готовы! С пылу, с жару, к нашему самовару!
ГАВ и ДАН: Ой, а мы - то про самовар песню вспомнили смешную, шуточную! Запевай, Гавриловна! Запевай, Даниловна!
ПЕСНЯ «САМОВАР»
Ведущий: А, ну, народ, вставай в наш веселый хоровод!
«ВЕЙСЯ, КАПУСТКА»
ДАН: Спасибо тебе, хозяюшка! Пироги у тебя пышные, и сердце у тебя приветливое!
ГАВ: Спасибо вам, ребятушки, за платки расписные, за игры веселые, за песни звонкие!
ОБЕ: Спасибо этому дому, пойдем к другому!
Ведущий: До свидания, Гавриловна! До свидания, Даниловна!
Под музыку Хозяйка и дети вместе с родителями уходят в группу