Основополагающей целью любой системы образования является всестороннее и гармоничное развитие обучающихся как субъектов деятельности. К умениям, которых должны достичь школьники во время образовательного процесса, необходимо относить не только интеллектуальные способности, но и, бесспорно, уверенность в своих силах, стрессоустойчивость, независимость, стремление к самоактуализации, саморазвитию и совершенствованию личностных качеств. Степень достигнутого сознательного отношения к учебе является ключом к эффективному усвоению знаний, а также достижению высокого уровня эмоциональной зрелости и широкого круга социальных контактов. Результативное взаимодействие школы и семьи, объединенных общей целью, имеет синергетический эффект, поскольку именно данные общественные институты оказывают непосредственное и наибольшее влияние на сознание и личность младших школьников [1].
С появлением социально-экономических изменений в обществе, появлением новых взглядов на духовно-нравственное становление личности, сменой социального заказа возникли требования к коррекции характера человеческих отношений, формирования умений жить вместе, правил поведения и готовности к компромиссу в решении конфликтных ситуаций. С этих позиций, актуальной представляется проблема социализации как характеристика личности, в центре внимания оказываются социально-психологические и личностные особенности субъекта, способствующие полноценной социализации.
Проблемы социализации личности указывают на недостаток влияния на данный процесс со стороны двух важных социальных институтов, таких, как семья и школа.
Первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека - это семья, это первая ступенька социализации и развития самосознания личности. Семья остается важнейшим институтом социализации и воспитании ребенка. Забота родителей о развитии детей в соответствии с индивидуальным своеобразием их возможностей должно содействовать тому, чтобы каждый ребенок смог наиболее полно реализовать свои способности. Некоторые из родителей не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий.
К сожалению, как показывают социологические и педагогические исследования, большому числу родителей, не достает педагогических и психологических знаний, воспитательных умений, а не редко и правильного понимания возможности семейного воспитания. Многие родители самоустраняются от решения вопросов воспитания. Зачастую родители не представляют, какие факторы воспитания способствуют развитию способности детей и их адаптации к школе и в обществе, а какие являются тормозящими и, в крайних случаях, отклоняющими развитие от нормы.
Эстафету по решению этих вопросов принимает школа. Успешное взаимодействие и сотрудничество семьи и школы в деле сопровождения и поддержки развития индивидуальности ребенка значительно ускоряет процесс социализации [2].
Эффективность социализации оценивается не по тому, насколько успешно обеспечено воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а по тому, насколько успешно готов ребенок к самостоятельной трудовой (учебной) деятельности, к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.
Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на ребенка в определенных аспектах через семью. Именно поэтому возникает необходимость в том, чтобы скорректировать деятельность учителей, классных руководителей, родителей в воспитании детей. Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты.
Изменения в системе образования, принятие основополагающих документов: Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, проекта нового закона «Об образовании в РФ», определяют необходимость тесного взаимодействия родительской общественности с образовательными учреждениями.
Только вместе с родителями школа может результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью, семье, образованию.
В материалах новых стандартов начального и общего образования, впервые в нормативных документах встречаются такие понятия, как «ориентация на принятие ценностей семьи и нравственных устоев семьи», «ответственность перед семьей». Среди основных результатов воспитания рассматривается такое направление развития личности, как семейная культура.
Через работу школы с родителями (обращение к семейным традициям, привлечение родителей к совместной деятельности, включение их в процесс сотворчества с педагогами) повышается педагогическая культура семьи, эффективно используется ее огромный воспитательный потенциал [4].
Тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы являются залогом успешной социализации личности. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать, то, что получает формирующаяся личность от родителей. Поэтому важность создания педагогической целенаправленной работы, которая позволит обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
В связи с происходящими в современном российском обществе изменениями, модернизацией образования происходит процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с необходимостью развития взаимодействия семьи и школы на всех уровнях социально-образовательной ситуации.
Социализации младших школьников с точки зрения педагогической науки представляет собой такую системную деятельность, направленную на помощь ребёнку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Процесс социализации личности младшего школьника не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия, такие как всесторонняя педагогическая диагностика, изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи, гуманность и открытость образовательного учреждения, наличие подготовленных кадров для этой работы - социальных педагогов.
Значимость взаимодействия семьи и школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов связана с ростом запросов родителей к качеству образования детей; развитием коммуникативных навыков, информационной культуры детей и взрослых; педагогическим сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в вопросах воспитания; социальной и педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; созданием условий для духовно-нравственного развития и воспитания.
Совместная деятельность школы и семьи по воспитанию и социализации учащихся начальной школы ориентирована на создание основных условий повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности в современных условиях, а также определяет задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Библиографический список
- Ахмадеев А.А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ. - Уфа: БГУ, 2001. - 102 с.
- Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога // Социально-педагогические аспекты воспитательной работы: стратегии взаимодействия семьи и школы / Л.В.Боброва. [Электронный ресурс] URL: // http://apatity.fio.ru /projects/pr279 /index (дата посещения 14.11.2015)
- Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. - 2007. - № 9. - С. 86-91.
- Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П., и др. Педагогика. Учебник / Под ред. Л.П.Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 432 с.
- Вершловский С.Г. Семья в гуманистическом контексте // Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий / КОСПб.; СПб АППО. - СПб.: СПбЦИТиТ, 2012. - С. 6-21.
- Виноградов В.Н. Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ. - Санкт-Петербург, 2011. - 148 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 529 с.