Взаимодействие учителей и родителей в контексте начального образования

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи, взаимодействие семьи и школы


В современном мире успех адаптационного процесса ребенка в начальной школе оказывает влияние на его дальнейшую жизнь, на обучение на последующем уровне. Начальная школа является фундаментом для ребенка. В современной школе меняется структура и содержание учебно-воспитательного процесса, позиция педагогов, родителей и учащихся, их микроклимат взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению предметов.[6,26] Ребенок - представитель конкретной семьи, где существует определенная система отношений, которую важно учитывать педагогу при взаимодействии с ребенком. Без родителей, без участия семьи невозможно успешно решать задачи психолого-педагогического сопровождения детей в системе начального образования. Семья - это ячейка общества. С одной стороны, она отражает все серьезные социальные изменения, происходящие в обществе. С другой стороны, семья во многом определяет наше будущее, именно она существенно влияет на формирование личности будущего гражданина. [3,86].

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений. Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет был приобщен к делам и заботам семьи, выполнял определенные постоянные обязанности при организации быта семьи, участвовал в обсуждении хозяйственных вопросов. Также условием успеха в воспитании детей является авторитет родителей, который построен на уважении ребенка и высоких требованиях к нему, который проявляется в стремлении ребенка поделиться своими трудностями и проблемами, радостями и заботами, желанием обратиться за советом к родителям. Необходимым условием воспитания детей является соблюдение режима дня, должен учитываться возраст ребенка при определении нагрузки на него и совместно распределять время для занятий, отдыха, общения, посещения различных кружков и секций, предусматривая время на труд, чтение. Необходимо единство требований к воспитанию младшего школьника, которые связаны с выполнением режимных требований, отношением ребенка к своим обязанностям, поведением дома и в образовательных учреждениях или общественных местах. Отсутствие согласованности между требованиями педагогов и семьи особенно отражается на ребенке. Для обеспечения единства их действий необходимо организовать конструктивное и систематическое взаимодействие, так как объектом их заботы и влияния является один и тот же человек - ребенок.

Младшего школьника необходимо заинтересовать учебной деятельностью, помочь в его развитии как личности, помочь ему стать самостоятельным, чтобы ребенок смог общаться в новом коллективе и завести себе новых друзей. Необходимо совместное формирование сотруднических отношений между детьми, родителями и педагогами. Суть психолого-педагогической работы педагога с родителями заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших личностных качеств и свойств. [6, 27] Для ребенка начало учебной жизни характеризуется, как правило, только положительными эмоциями. Он ожидает от школьной жизни красочных и интересных впечатлений, его привлекают статус «ученик», так как ему кажется что он вступает во взрослую жизнь. В школе ребенку дают понять, как изменилась его жизнь, в этот момент и начинается адаптация младшего школьника. Очень важно, насколько родители подготовили его к новому этапу жизни, ведь именно в семье дети получают представления об окружающем мире их реакция на определенный вид событий, у них формируются основные ценности.

Совместная деятельность педагогов, родителей и их детей может быть успешной только в том случае, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование и подводят итоги деятельности. Такое взаимодействие предполагает единство требований к ученику и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в школе и дома с помощью специальных психодиагностических методик и составления программ развития. В словаре русского языка С.Ожегова понятие «взаимодействие» определяется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. [4, 78]

Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом от другого - универсальная форма движения, развития определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. [5, 115] Взаимодействие с точки зрения психологии - материальный процесс сопровождающийся передачей материи, движения и информации, оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве - времени. Эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия.

Таким образом, взаимодействие рассматривается в основном в контексте общения деятельности людей как межличностное взаимодействие. Межличностное взаимодействие - контакт двух и более субъектов активности, который может носить любую форму, но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного настроя.

Характер взаимодействия педагога с родителями дифференцированный и опирается на потребности, запросы семьи, особенности семейного воспитания. Исходя из этого, необходимо придерживаться методологическим правилам:

- Взаимодействия учителя с родителями: выражение позитивного отношения к ученику, классу, группе, с родителями которых происходит общение;

- Выражение тревоги и беспокойства за ребенка;

- Совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребенка;

- Разработка совместно с родителями стратегии и тактики в отношении разрешения возникших проблем;

- Выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребенком.[6, 26]

С того момента как ребенок начинает посещать школу возникает так называемый «педагогический треугольник» другими словами «Ученик, Учитель и Семья» с его трудностями и противоречиями, требующий разрешения. Психолого-педагогическое взаимодействие педагога необходимо для выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка с целью создания в школе и дома оптимальных условий для развития его личности, определения цели и задач воспитания, возможностей их реализации, изучение ребенка с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного со стороны своих родителей, интеллектуально-познавательного, нравственного со стороны педагогов, выработки общей методики и техники, стиля и тона необходимых воспитательных воздействий на ребенка, для координации и корректировки этих воздействий в различных жизненных ситуациях, установления эмоционально-положительных взаимоотношений классного руководителя, учащихся и родителей. Ведь всем известно, что воспитательный процесс протекает успешно, если все находятся в доброжелательной и радостной атмосфере взаимопонимания и расположенности к взаимопринятым контактам. Таким образом, семья и школа вместе создают важнейший комплекс компонентов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность образовательного процесса.

Научные исследования показали, что функция школы по воспитанию родителей является условием решения многих социальных проблем, при этом, воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогичесих знаний, необходимых родителям для воспитания детей и самовоспитание (саморазвитие) родителей». [1, 127] Если правильно организовать единый процесс взаимодействия педагогов, детей и родителей в школьной деятельности, то эти задачи вполне решаемы. В практике воспитания сложилось пять функций работы школы и педагогов с родителями учащихся.

Первая функция - ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого школой, с едиными требованиями, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора и его содержания, организационных форм в семейном и воспитательном процессе. Так на первом собрании учитель, только что получивший класс знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами, с планом воспитательной работы, совместно с родителями находят пути реализации этой программы.

Вторая функция - психолого-педагогическое просвещение, информирование их об особенностях развития личности и ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. [1, 57]

Третья функция - вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, благоустройство школы), участие в работе советов школы, родительские комитеты, участие родителей в подготовке общешкольных программ («Папа, мама я - спортивная семья» и др.). Формы материальной помощи в реализации - открытые уроки, родители могут помочь в подготовке поощрительных призов. Формы трудовой деятельности (оформление кабинета, посадка аллей, ярмарки). Формы досуга (Совместные праздники, различные праздники ко дню матери и т.д.) [1, 271]

Четвертая функция работы школы и классного руководителя - корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, это оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся (одаренных), оказание помощи в решении трудных проблем, вредных привычек (курения, наркотических и токсических средств), правонарушений.

Пятая функция - организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. [5, 31]
Важно упомянуть, что успешность педагогического взаимодействия школы и семьи во многом зависит от правильно выбранной позиции педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями. Важно учитывать личные интересы родителей, их возможность посещения родительского собрания, учитель всегда должен быть тактичен и доброжелателен, умение выслушать критические замечания родителей в свой адрес.

Активное и творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей повышает эффективность, качество начального образования и воспитание детей. От успешного взаимодействия у младших школьников развиваются мотивация получения образования, отношения с родителями, взрослыми, формируются универсальные учебные действия, школьники приобретают социальный опыт взаимодействия в семье. Педагоги в свою очередь повышают свой авторитет среди родителей, детей, приобретают единомышленников и помощников в организации начального образования, развивают свои творческие способности, обогащают свой профессиональный опыт. Родители лучше начинают понимать своих детей, педагогов, получают удовлетворение от взаимодействия, занимаются самообразованием, знакомятся с программами начального образования, по которым обучаются дети, осознают свою значимость в воспитании ребенка, улучшают общение и отношение в семье.

Список литературы

  1. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебник для среднего профессионального образования / Л.В.Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л.В.Байбородова. 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 363с.- (Профессиональное образование). - Тескт: непосредственный. ISBN 978-5-534-07619-6.
  2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.учеб.пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002.480с.
  3. Мудрик А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: Монография.- Москва: МГПУ, 2016.-248с. ISBN 978-5-4263-0461-1.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.- 944с. ISBN 5-902638-07-0.
  5. Педагогика: учебное пособие / Г.А.Засобина, И.И.Корягина, Л.В.Куклина. - М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 250с. ISBN 978-5-4475-3744-9.
  6. Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно - практической кнференции 14-15 апреля 2015 г./ коллектив авторов. - М. - Берлин: Директ - Медиа, 2015.- 504с. ISBN 978-5-4475-5680-8.
  7. Т.В.Семеновских. Психолого-педагогическая работа учителя с родителями [Электронный ресурс]: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского Государственного Универститета, 2015. - 268с.