Сравнительный оборот - часть предложения, состоящая из словоформы существительного, прилагательного или наречия - одиночной или с зависимыми словами, которая вводится сравнительными союзами как, что (устар.), чем, нежели, как и или союзами, придающими сравнению модальную окраску, - словно, точно, будто, как будто (бы), словно как.
Сравнительный оборот вносит в предложение дополнительное значение, поэтому он, как правило, обособлен. Обособленный сравнительный оборот занимает в предложении относительно самостоятельное и свободное положение: находясь в начале, конце или середине предложения, он соотносится со всей его предикативной частью.
Сравнительный оборот с собственно сравнительным значением имеет ярко выраженную стилистическую функцию: наряду с метафорой он относится к числу образных средств языка и используется преимущественно в художественной речи, особенно в поэзии. Сравнительные обороты являются частотными и у А.С.Пушкина. На примере его произведений возможно изучение и повторение правописания сравнительных оборотов на уроках русского языка.
Ниже приведены некоторые примеры сравнительных оборотов из произведений А.С.Пушкина (выделены курсивом).
Гляжу, как безумный, на черную шаль.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Как дым, исчез мой легкий дар.
И горько повторял, метаясь, как больной:
«Что делать буду я? Что станется со мной?»
И наконец, они от крика утомились
И от меня, махнув рукою, отступились,
Как от безумного, чья речь и дикий плач
Докучны и кому суровый нужен врач.
Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Вы сами знаете давно,
Что вас любить немудрено,
Что нежным взором вы - Армида,
Что легким станом вы - Сильфида,
Что ваши алые уста,
Как гармоническая роза.
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь, как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку, как зверка,
Дразнить тебя придут.
Как ветер, песнь его (поэта) свободна,
Зато, как ветер, и бесплодна:
Какая польза нам от ней?
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.
Где та была, которой очи,
Как небо, улыбались мне.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Уж мало ль бился я, как ястреб молодой,
В обманчивых сетях, раскинутых Кипридой,
А не исправленный стократною обидой,
Я новым идолом несу мои мольбы.
О счастье! злобный обольститель,
И ты, как сладкий сон, сокрылось от очей,
Средь бурей тайный мой хранитель
И верный пестун с юных дней;
Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он (Серафим);
Младенчество прошло, как легкий сон.
Туманский прав, когда так верно вас
Сравнил он с радугой живою:
Вы милы, как она, для глаз
И, как она, пременчивы душою.
И с розой сходны вы, блеснувшею весной:
Вы так же, как она, пред нами
Цветете пышною красой
И так же колетесь, бог с вами.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной;
Богат, умен (жених), ни перед кем
Не кланяется в пояс,
А, как боярин, между тем
Живет не беспокоясь.
Важно не путать сравнительные обороты со сложноподчиненными предложениями с придаточными сравнения:
Меня смешила их (друзей) измена:
И скорбь исчезла предо мной,
Как исчезает в чашах пена
Под зашипевшею струей. (Полное предложение)
Вы знаете бесценной жизни сладость,
Как утра луч, сияют ваши дни. (Неполное сравнительное придаточное)
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом. (Неполное сравнительное придаточное)