Сценарий классного часа "Мы все разные, но все таки мы вместе!"

Разделы: Классное руководство

Классы: 1, 2

Ключевые слова: толерантное отношение к личности, толерантность


Внеклассное мероприятие: классный час.

Класс: 1-2 классы.

Форма: этическая беседа.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Приемы: Работа в парах, группах, игра.

Цель: формирование основ толерантного поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми
  • воспитание морально-нравственных качеств личности
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
  • формирование эстетических потребностей;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией (анализ, классификация, использование);
  • формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • формирование умения строить логичное рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
  • формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Планируемые результаты:

  • В ходе проведения классного часа дети должны получить понятие, что такое толерантность, какими качествами характера обладает толерантная личность.
  • Учащиеся познакомятся с правилами, которые помогут им дружно жить вместе под крышей школы и быть терпимыми к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям.

Оборудование: Бумажные человечки, карточки с ребусом, стенд с изображением Земли, мяч, бутылка воды, краситель, фотографии людей, ручки, карандаши, магнитики, бумага.

Ход мероприятия

Орг. Момент. Мотивация

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.

Сегодня у нас гости. Как вы думаете, почему они к нам пришли? Пришли они потому, что наслышаны как хорошо и активно вы работаете на уроках. Так что, давайте, ребята, настроимся и работаем!

Постановка учебной задачи

На доске написана сегодняшняя тема (читает) « Мы все разные - но всё - таки мы вместе!». Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня? Правильно, молодцы, тема нашего классного часа будет о том, что люди, разные народы должны дружить, понимать друг друга. А каким одним словом можно это выразить? Ребята, давайте разделимся на две группы. Каждой группе я раздам ребус с примерами. Решайте примеры и вставляйте в опредлённую графу букву, которая ей соответствует. Таким образом, вы найдёте слово, которое определяет сегодняшнюю тему.(Учащиеся считают и вписывают в графу буквы).Правильно! Это слово «толерантность», молодцы! Вы успешно справились с этим непростым заданием, я знаю, что вы можете решить любую задачу! Умники и умницы!

Введение в тему

Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Толерантность - это способность терпеть что-то или кого-то. Давайте, ребята, я вам расскажу, откуда взялось это слово «толерантность». Давно, в 18 веке во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что много лет работал министром иностранных дел. А мы с вами знаем, кто такой премьер-министр, это второй человек в стране после президента. Этот человек был талантливый во многих областях. Но известен он стал из-за того, что умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы решать многие проблемы и при этом никого не обидеть. Как вы думаете, какими качествами характера обладал Толерайн? Почему его имя стало известным?

Во всём мире 16 ноября отмечается международный день толерантности. Как вы думаете, зачем он? (Ответы детей). День толерантности людям всего мира напоминает об уважении и понимании друг к другу. Если люди будут обладать такими качествами, как доброта, милосердие, отзывчивость, чуткость, сострадание, то на Земле исчезнут войны, ссоры.

В нашем классе, школе, как и везде, все разные. Есть ли среди вас хотя бы двое, похожих друг на друга? Посмотрите, кто- то из вас со светлыми волосами - блондины, у кого-то чёрные волосы - брюнеты. Кто-то высокий, а кто-то низкий, у нас есть ребята худенькие и полненькие. Сейчас мы с вами поиграем, и точнее узнаем, есть ли у нас различия и чем мы похожи.???

Игра

Описание игры: дети стоят в ряд. В качестве ведущего - учитель. У него в руках мяч. Он задает вопрос и бросает мяч одному ученику. Если он отвечает «Да», тогда, кто ловит мяч, выходит на шаг вперед, также выходят те, кто согласен с вопросом. Если «нет», то он и другие остаются на месте. Примеры вопросов: Ваня, любишь ли ты мороженое? Таня, играешь ли ты в куклы? Сергей, любишь ли ты кошек? Любишь ли гладить ежа? Ел ли ты сосульки ледяные но морозе? и т.д. Ребята, игра нам показала, что вы все разные, но у вас много общего. (Серёжа не любит морковь, но также как Мария и Дарья любит мороженное и т.д.). Можно сказать мы разные? Да, верно мы все разные. В чем-то мы похожи, но различия есть обязательно.

Проблемная ситуация. Чем же ещё мы отличаемся друг от друга? Сейчас я вам раздам фотографии разных людей, и вы попробуйте найти среди них что-то общее и то, что их различает.(Раздаёт фото людей разного пола, возраста, нации. Задача ребят разложить фото по группам: молодые, мужчины, женщины, темнокожие, светлокожие и т.д.). Какой вывод можно сделать? Был бы интересен наш класс, наш мир, если бы мы все были одного роста, с одним и тем же цветом глаз и волос? (Ответы детей). Люди отличаются друг от друга не только по своим качествам и внешним признакам, но и по цвету кожи. Правильно, хорошо, что мы разные по многим признакам, так мир вокруг нас интереснее. На планете Земля живут миллионы людей, все они разные. И в нашей родине России, в самом большом государстве мира, проживают представители многих национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Все наши народы - одна большая семья. Даже у нас в классе есть разные национальности - белорус, казах, русский, немец. Мы живём в мире и согласии , потому что мы толерантны друг к другу. Мы, живущие в России все разные, но нам хорошо вместе. «Мы все разные - но всё - таки мы вместе!».

Скажите, как вы поняли, какими качествами характера обладает толерантный человек? (Ответы детей). Итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Уметь сострадать.

А вы когда-нибудь говорили плохо, обзывали кого-либо из-за того, что он не похож на вас? Как вы думаете, что чувствовал тот человек? Чтобы представить эту ситуацию наглядно, я покажу вам небольшой опыт. Перед вами бутылка с чистой прозрачной водой. Представьте, что эта вода душа человека добрая, искренняя. И вдруг, в эту душу попали чьи - то грубые, злые слова. (Взбалтывает воду, она окрашивается, из-за краски, которая нанесена на внутреннюю сторону крышки). Вы видите, что вода стала мутной, так душа человека выглядит после того, как ее обидели. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей). Формулируем правило: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя».

Итог

Скажите, толерантны ли мы в классе друг к другу? (Ответы детей). В конце нашего занятия, мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. Мы все разные - но всё-таки мы вместе! Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, чтобы не было ни ссор, ни ругани. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, желание учиться, характер, вкусы, и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными. Это сложно. И научиться этому сразу - невозможно. Это огромный труд, огромная работа над собой! Главное помнить, простые правила: «Не делай другому того, от чего больно тебе» и «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Ребята, перед каждым из вас лежат человечки. Разукрасьте их. Что у них общего? (Голова, руки, ноги.) Чем они отличаются? (Одеждой, прической, цветом волос, цветом глаз). Прикрепите своих человечков на стенд, вокруг планеты Земля. (На стенд прикрепляются все фигурки, получается картинка - земной шар, опоясанный человечками). Вот, ребята, вы наглядно показали идеальную картину мира - дружные, разные люди опоясали собой земной шар. Мы пришли к выводу, что разные люди могут жить, понимать друг друга, дружить не смотря на различия т.е. быть толерантными. Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надеюсь, сегодняшний разговор пойдет вам на пользу.

Рефлексия

Понравилось ли вам занятие? На ваших столах лежат смайлы - один грустный и радостный. С помощью их покажите своё настроение. Спасибо за урок и не забывайте: «Мы все разные - но всё - таки мы вместе!».