Цель:
- Показать знания и умения детей по формированию элементарных математических представлений;
- Формирование у детей интереса к математике посредством игрового занимательного материала.
Образовательные задачи:
- Закрепить знания дней недели.
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счета.
- Уметь выкладывать числовой ряд от 1 до 10.
- Уметь называть предшествующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости листа; располагать изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, слева, справа, в левом верхнем (правом нижнем углу).
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (10>9 на 1, а 9<10 на 1) и уравнивать их.
- умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
- Закреплять умение сравнивать длину от самой длинной до самой короткой двумя способами: наложения и приложения.
- Закреплять знания о геометрических фигурах и умение составлять тематические композиции из фигур по образцу воспитателя.
Развивающие задачи:
- упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- прививать доброжелательное отношение к сказочным героям, сопереживать им.
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие;
- игровые.
Методические приемы:
- Игровой прием - использование сюрпризных моментов.
- Наглядный прием - использование наглядного материала.
- Словесный прием - напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, командная.
Раздаточный материал:
- лист бумаги формат А2 на каждого ребенка;
- набор картинок, с изображением сказочных предметов
- на каждого ребенка;
- двухполосные карточки на каждого ребенка;
- яблоки двух цветов (зеленые и красные) на каждого ребенка по 10 шт.,
- наборы геометрических фигур на каждую команду.
Демонстрационный материал: магнитная доска,
- карта-план сказочной страны (образец для детей, формат А3);
- картинки с изображением героев сказки «Гуси-Лебеди»;
- цифры от 1 до 10;
- два замка: один закрытый, второй открытый;
- полоски картона разной длинны (речка);
- образцы избушки Бабы Яги из геометрических фигур (4 штуки на каждую команду).
Предварительная работа:
- чтение сказки «Гуси-лебеди»,
- рассматривание иллюстраций к сказке.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся, и подарим гостям наши улыбки.
Воспитатель: - Ребята, к нам пришла гостья.
- Почему она такая грустная?
- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете из какой она сказки?
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится,
Выручит его сестрица.
- Догадались? Правильно, это Аленушка из р.н.с. «Гуси-Лебеди».
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по сказке.
- Ребята, вспомните, что случилось в сказке?
- Правильно, гуси-лебеди налетели, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.
Поможем Аленушке братца вернуть?
Дорога будет непростой.
В пути нас ждут разные испытания.
- А вот и первое испытание.
«Открой замок в сказку»
(Поместить на доску или мольберт картинку с закрытым замком на доску).
Воспитатель: - Чтобы открыть замок, нужно ответить на вопросы.
Д/и «Подумай и ответь». (Игра с мячом)
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
- Сколько выходных?
- Назови выходные дни.
- Сколько рабочих дней в неделе?
- Сколько всего дней в неделе?
- Какой день второй?
- Какой день межу четвергом и пятницей
- Как называется день недели перед понедельником?
- Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы.
Воспитатель: А вот и второе задание.
«Помири цифры»
Готовы?
Все цифры в сказке перессорились и разбежались.
Их нужно помирить и на место вернуть.
Расставьте цифры по порядку от 1 до 10.
- Давайте почитаем от 1 до 10
- А теперь посчитаем обратно от 10 до 1
- Посчитай от 3 до 8, от 4 до 9, от 5 до 10
- Посчитай от 7 до 3, от 10 до 4, от 6 до 2
- Назови предшествующее число чисел 7, 5, 3
- Назови последующее чисел 10,4, 2
- Угадай число, живущее между числами 2 и 4, 5 и 7, 8 и 10
- Молодцы, ребята!
(Помещаем на доску или мольберт картинку с открытым замком).
Замок открылся, и мы оказались в сказке.
(Помещаем на доску или мольберт картинку с Печкой на мольберт).
Воспитатель: - Посмотрите, ребята на поляне печь стоит.
- Здравствуй, Печка-матушка, скажи, куда гуси братца унесли?
Ребята, печка говорит, что укажет нам дорогу.
Но просит и вас ей помочь составить карту- план сказочной страны.
- Поможем ей?
- Да!
Для начала давайте немного отдохнем.
Гимнастика для глаз
Глазки вправо, глазки влево и по кругу проведем.
Быстро-быстро поморгаем и немножечко потрем.
Глазки закрываем, медленно вдыхаем.
А на выдохе опять глазки заставляй моргать.
«Карта-план»
Ребята, перед вами лежат листок бумаги и поднос с картинками.
Ваша задача правильно расположить картинки.
Готовы?
В верхнем правом углу - печку.
В левом верхнем углу - домик.
В правом нижнем углу - избушку Бабы Яги.
В левом нижем углу - речку.
А в середине листа расположите яблоню.
А теперь давайте все проверим.
(Помещаем на доску образец карты-плана форматом А3)
У кого из вас, так же как у меня?
А есть такие, кто ошибся?
- Молодцы! Справились с заданием.
- Ребята, Печка говорит вам спасибо за помощь и говорит, что Яблонька вам дорогу укажет.
(Встать на ноги немного помаршеровать)
Воспитатель:
- По тропинке мы пойдем,
К яблоньке мы придем.
(Помещаем на доску картинку с Яблоней)
- Здравствуй, Яблонька.
- Скажи, ты не видела, куда гуси братца унесли?
Яблонька говорит, что скажет нам, если вы ей поможете яблоки.
Сосчитать и сравнить каких больше, а каких меньше зеленых или красных?
«Сосчитай и сравни»
- Выложите на верхнюю полоску 10 зеленых яблок.
- Сколько яблок на верхней полоске? (10)
- Дима, сосчитай!
- У всех 10 яблок?
- А на нижнюю полоску столько красных яблок, чтобы их было на одно меньше.
- Сколько вы выложили яблок на нижнюю полоску (9)
- Сосчитайте!
- У всех так получилось?
- Каких яблок больше красных или зеленых?
- Каких меньше?
- На сколько меньше?
- На сколько больше?
- Что нужно сделать, чтобы их было поровну?
(Дети уравнивают яблоки разным способом).
Яблонька: Спасибо, ребята, что помогли посчитать мои яблочки.
Дальше снова вы пойдете,
К речке бурной вы придете.
Она вам укажет дорогу.
- Прежде чем отправиться дальше, давайте, ребята, немного отдохнем.
Физкультминутка
В понедельник много плавал.
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался.
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, в воскресенье
Целый день я отдыхал.
Воспитатель:
- Снова дальше мы пойдем,
К речке бурной мы придем.
(Помещаем на доску картинку с «Речкой» и полоски-«дощечки» разной длинны, но одинаковой ширины).
- Здравствуй, Речка!
- Скажи нам, пожалуйста, куда гуси братца унесли?
- Речка, говорит, что поможет, только и вам, друзья, придется немного поработать.
- Согласны?
Воспитатель: - Ребята, кто знает: как нам перейти на другой берег?
- Правильно, нужно построить мост.
- Из чего мы можем построить мост?
- Верно из дощечек.
«Построй мост через речку»
«Подбери дощечку от самой длинной до самой короткой».
(На доске расположены в разброс четыре полоски- «дощечки»),
- Ребята, кто знает, как сравнить их по длине
(надо приложить одну к другой)
- Можно ли приложить так?
- Нет!
А как правильно прикладывать?
- Ксюша, покажи!
- Надо приложить дощечки так, чтобы один конец у них совпадал.
- А как еще можно сравнить дощечки?
- Можно их наложить друг на друга?
- Ребята, давайте еще раз повторим какими двумя способами мы пользуемся, чтобы сравнить предметы по длине?
(Способ приложения и наложения).
- Дети, Речка благодарит вас за помощь!
Через речку вы пройдете,
В лес дремучий попадете.
Там увидите Ежа,
Он подскажет вам куда.
(Картинку с Ежом выставить на мольберт).
Воспитатель: Здравствуй, Ежик!
- Речка нам сказала, что ты знаешь куда гуси братца унесли?
- Помоги нам, пожалуйста.
Еж говорит, что обязательно нам скажет, только мы должны ему помочь
решить задачи. У него никак не получается.
Воспитатель: - Поможем ежику задачки решить?
- Слушайте внимательно.
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Шесть румяных наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
(8)Вот грибочки на поляне
В красной шапочке стоят-
Три грибочка, два грибочка
сколько вместе будет…?
(5)Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Пять из них он дал ежатам,
Остальные же- зайчатам.
Сколько груш получили зайчата?
(5)Пять мышат в траве шуршат,
Два забрались под ушат.
Три мышонка спят под елкой.
Сосчитать мышей недолго?
(10)
Еж говорит вам: «Спасибо за помощь!»
- В чащу леса вы идите,
И Ягу там разыщите.
(Дети идут за столы).
(Картинку с Бабой Ягой поместить на доску).
Воспитатель: - А вот и сама Баба-Яга нас встречает.
Здравствуй, Бабушка-Яга!
Верни, пожалуйста, Аленушке братца Иванушку.
Баба-Яга говорит, что вернет Аленушке братца, если мы ей поможем построить новую избушку.
Потому что ее уже совсем развалилась.
Ну, как, ребята, сможем мы Бабе-Яге новую избу построить?
- По образцу, который стоит на подставке, вы самостоятельно на листе картона должны собрать из геометрических фигур ИЗБУШКУ.
Для этого мы поделимся на 4 команды.
Давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нём
И крыша!
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели.
Воспитатель: - Команды можете приступать к работе!
- Из каких геометрических фигур вы построилиизбушку?
(опросить все команды).
Баба-Яга ребята, вас благодарит за помощь и говорит, что вы построили ей очень прочные и надежные избы.
Как и обещала, Яга вернула Аленушке братца Иванушку.
(Картинку с Аленушкой и братцем Иванушкой поместить на доску или мольберт).
- Ребята, Аленушка благодарит вас за помощь, и говорит, что им пора возвращаться домой.
Она прощается с вами.
Давайте скажем им с братцем: «До свидания!»
А нам пора возвращаться из сказки обратно в детский сад.
Давайте дружно скажем: «1, 2, 3 - вокруг себя обернись, в детском саду окажись!»
(Дети перемещаются на ковер).
- Мы вернулись в нашу группу.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что больше всего вам запомнилось?
- Какое задание показалось вам самым трудным?
- А какое самым легким?
- Какое задание было самым интересным?
- Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми играми-заданиями.
- Молодцы!
- Всем спасибо!