Организация проектной и исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.
К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно-управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
Данный перечень указывает на необходимость умения работать с будущим, как с целью, а не только как с мечтой и фантазией; на умение поэтапно и продуктивно двигаться к намеченным целям.
К сожалению, зачастую наблюдается путаница в поминании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности. Давайте более подробно рассмотрим отличия проектной и исследовательской деятельности.
По определению
Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".
Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Главное отличие проектной и исследовательской деятельности - это цель.
Цель проектной деятельности - реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования - одним их средств может быть проектирование.
По категории времени
Проект - это умение работать с настоящим, преобразовывая его в «будущее» за счет контекстной проблематиками текущей ситуации. Проект создает «будущее». |
Исследование - это умение извлекать новые знания из «ставшего» (в гуманитарных областях осуществляется реконструкция прошлого; в физике изучается мир с момента «большого взрыва», в биологии - мир, сложившийся за последние 4 млрд. лет). |
По проблематике
Проект |
Исследование |
Оценка ситуации социо-культурного характера, как неудовлетворительной; обозначение проблем, порождающих напряженность ситуации; выделение причин. |
Оценка ситуации как познавательной проблемы, связанной с отсутствием объяснения причин того или иного явления, события. |
По наличию гипотезы
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами
Этапы проектной деятельности |
Этапы исследования |
1. Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
|
1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
|
По продукту
Проект - это замысел, план, творчество по плану.
Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.
Исследование - процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Важно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата - подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта
Учащийся |
Учитель |
Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования | Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования - повышения качества образования учащегося |
Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объективность, т.е. принципиальная воспроизводимость результата |
Научно-организационный подход, потому что главный смысл деятельности сводится к созданию условий, раскрывающих исследовательские способности учащегося |
Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ
Проект |
Исследование |
Умение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства | Максимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу |
Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности | Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов |
Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта |
Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований |
Время работы и результат
Проект должен быть спланирован и завершен в точно обозначенное время. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. |
Исследования проводятся в рамках долгосрочных исследовательских программ (см., например, исследования на андронном коллайдере).Точный результат исследования предсказан быть не может. Время завершения исследования не может быть точно предсказано. |
Из выше сказанного можно сделать следующий вывод, что в условиях обучения исследовательской и проектной деятельности необходимо их чёткое разделение, предъявление разных требований к их организации и определение разных критериев оценки результативности. Именно умение осознанно различать эти виды деятельности и применять знание этих различий на практике является ведущей профессиональной компетенцией учителя и метапредметной компетенцией учащегося.