Цель: дать знания о нетрадиционной технике рисования - рисование свечой и солевого рисования.
Задачи:
Образовательная:
- Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
- Активизировать, уточнять и обогащать представления детей о зимних явлениях.
- Активизировать речь детей, развивать внимание, память, мышление, словарный запас.
- Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования (свечой и солью).
Развивающая:
- Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
- Развивать воображение, творчество.
Воспитательная:
- Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы, любовь к красоте родной природы.
- Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности.
Материал: Лист плотной бумаги, простой карандаш, свеча парафиновая, краски акварельные, белая гуашь, широкая кисточка, клей- карандаш, соль.
Ход НОД
- В старинном Кунгуре, на берегу Сылвы, есть непревзойденный по красоте заповедник всероссийского значения.
"Царство вечной стужи и ледяного безмолвия…" каждому дарит незабываемые впечатления от путешествия под землей, где из камня и льда природа создала сказочный дворец, где ослепительно белое кружево сверкающих кристаллов сменяется мрачным нагромождением каменных скал.
Кунгурская Ледяная пещера - уникальный памятник природы, окутанная тайнами застывшей поэзии льда и камня, очаровывает магией подземных озер и гигантских гротов, переносит посетителей в мир холодной фантастической сказки.
- А чтобы наши пальчики не замерзли, давайте их погреем.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем-ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть)
Сильно надо растереть (ладонь о ладонь)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем - разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)
- Молодцы, погрели наши ручки. А теперь продолжим наше путешествие и отправимся в подземное царство.
Сталактиты, сталагмиты
Под землей от солнца скрыты.
Днем и ночью, круглый год,
Сказка в гости тебя ждет!
- Теперь попробуем с вами изобразить нашу пещеру на листе бумаги.
На листе бумаги простым карандашом рисуем полукруг.
- Свечкой натираем «царство снега». Стараемся, как можно меньше оставлять пустых, не закрашенных мест. Для проверки, проведите ладонью по листу. Свечка оставляет шероховатый след.
- Набираем на кисточку акварельную краску синего, голубого или фиолетового цвета и закрашиваем всю часть листа, натертую свечкой. Краска останется только на бумаге и у нас получится «снег».
Физкультминутка
Вечером зимним
Белые звёзды
(В положении стоя поднимаем руки вверх, разводим их немного в стороны и делаем туловищем небольшие наклоны из стороны в сторону, плавно двигая ладошками, - превращаемся в снежинку)
Падают с неба
(Плавно садимся на корточки и опускаем руки вниз на пол)
На город морозный.
(Обхватили себя руками и растираем тело, как будто замёрзли)
(Поднимаемся на ноги)
Падают звёзды
(Снова кружимся снежинками с вытянутыми руками)
На дом и дорожки,
(Плавно опускаемся на корточки и делаем круговые движения ладошками по полу - «засыпаем снегом» дома и дорожки)
Тают у Кати
На тёплой ладошке.
(Вытягиваем ладошки перед лицом и дуем на них - вот так у нас тают снежинки на ладошках)
(Поднимаемся на ноги)
Тают неслышно
Звёзды-снежинки
(Снова становимся «снежинкой», медленно кружимся, делая руками плавные движения, и опускаемся на корточки, руки ложатся на пол - «тают снежинки»)
И на ладошке
Блестят, как слезинки.
(Вытягиваем одну ладошку перед собой, а указательным пальчиком второй руки стучим по ладошке - вот такой образуется «блеск» от растаявших снежинок)
(Поднимаемся на ноги)
Катя с прогулки
Домой возвратится -
(Бежим по кругу - «спешим домой»)
Белая сказка
Ей ночью приснится.
(Останавливаемся, аккуратно опускаемся на пол и ложимся на бочок, свернувшись калачиком, руки кладём под голову и закрываем глаза - так мы «засыпаем и видим сказочные сны»)
- В глубине пещеры холодно, на камнях иней отражается синим или фиолетовым цветом. Закрашиваем синим и фиолетовым цветом фон.
- Приступаем к рисованию сталактитов.
- Сталактиты - это ледяные наросты, которые «растут», как сосульки сверху вниз.
- У нас в пещере есть те и другие, ребенок рисует на выбор.
(Белую гуашь разводим до состояния жидкой сметаны и широкой кистью, тычком, рисуем сталактиты).
- Они могут быть разной длины и ширины.
- Их нужно рисовать по границе полукруга.
- Если белая краска сильно впиталась, подкрасьте еще раз.
- Снег в пещере светится и переливается. Для передачи такого красивого явления добавляем белые точки.
- Пещера переливается и искрится. Попробуем передать эту красоту.
Для этого намазываем весь рисунок клеем-карандашом.
- Сверху посыпаем солью.
- Сталактиты тоже искрятся. Повторяем процедуру с солью.
- Вот такая ледяная пещера получилась у нас!
Итог
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? О чем вы узнали? Какие новые слова вы сегодня услышали? Что больше всего вам понравилось делать?