НОД по художественно-эстетическому развитию: «Ледяная пещера»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: рисование свечой, солевое рисование


Цель: дать знания о нетрадиционной технике рисования - рисование свечой и солевого рисования.

Задачи:

Образовательная:

  • Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
  • Активизировать, уточнять и обогащать представления детей о зимних явлениях.
  • Активизировать речь детей, развивать внимание, память, мышление, словарный запас.
  • Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования (свечой и солью).

Развивающая:

  • Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
  • Развивать воображение, творчество.

Воспитательная:

  • Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы, любовь к красоте родной природы.
  • Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности.

Материал: Лист плотной бумаги, простой карандаш, свеча парафиновая, краски акварельные, белая гуашь, широкая кисточка, клей- карандаш, соль.

Ход НОД

- В старинном Кунгуре, на берегу Сылвы, есть непревзойденный по красоте заповедник всероссийского значения.

"Царство вечной стужи и ледяного безмолвия…" каждому дарит незабываемые впечатления от путешествия под землей, где из камня и льда природа создала сказочный дворец, где ослепительно белое кружево сверкающих кристаллов сменяется мрачным нагромождением каменных скал.

Кунгурская Ледяная пещера - уникальный памятник природы, окутанная тайнами застывшей поэзии льда и камня, очаровывает магией подземных озер и гигантских гротов, переносит посетителей в мир холодной фантастической сказки.

- А чтобы наши пальчики не замерзли, давайте их погреем.

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем-ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть)
Сильно надо растереть (ладонь о ладонь)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем - разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)

- Молодцы, погрели наши ручки. А теперь продолжим наше путешествие и отправимся в подземное царство.

Сталактиты, сталагмиты
Под землей от солнца скрыты.
Днем и ночью, круглый год,
Сказка в гости тебя ждет!

- Теперь попробуем с вами изобразить нашу пещеру на листе бумаги.

На листе бумаги простым карандашом рисуем полукруг.

- Свечкой натираем «царство снега». Стараемся, как можно меньше оставлять пустых, не закрашенных мест. Для проверки, проведите ладонью по листу. Свечка оставляет шероховатый след.

- Набираем на кисточку акварельную краску синего, голубого или фиолетового цвета и закрашиваем всю часть листа, натертую свечкой. Краска останется только на бумаге и у нас получится «снег».

Физкультминутка

Вечером зимним
Белые звёзды
(В положении стоя поднимаем руки вверх, разводим их немного в стороны и делаем туловищем небольшие наклоны из стороны в сторону, плавно двигая ладошками, - превращаемся в снежинку)
Падают с неба
(Плавно садимся на корточки и опускаем руки вниз на пол)
На город морозный.
(Обхватили себя руками и растираем тело, как будто замёрзли)
(Поднимаемся на ноги)
Падают звёзды
(Снова кружимся снежинками с вытянутыми руками)
На дом и дорожки,
(Плавно опускаемся на корточки и делаем круговые движения ладошками по полу - «засыпаем снегом» дома и дорожки)
Тают у Кати
На тёплой ладошке.
(Вытягиваем ладошки перед лицом и дуем на них - вот так у нас тают снежинки на ладошках)
(Поднимаемся на ноги)
Тают неслышно
Звёзды-снежинки
(Снова становимся «снежинкой», медленно кружимся, делая руками плавные движения, и опускаемся на корточки, руки ложатся на пол - «тают снежинки»)
И на ладошке
Блестят, как слезинки.
(Вытягиваем одну ладошку перед собой, а указательным пальчиком второй руки стучим по ладошке - вот такой образуется «блеск» от растаявших снежинок)
(Поднимаемся на ноги)
Катя с прогулки
Домой возвратится -
(Бежим по кругу - «спешим домой»)
Белая сказка
Ей ночью приснится.
(Останавливаемся, аккуратно опускаемся на пол и ложимся на бочок, свернувшись калачиком, руки кладём под голову и закрываем глаза - так мы «засыпаем и видим сказочные сны»)

- В глубине пещеры холодно, на камнях иней отражается синим или фиолетовым цветом. Закрашиваем синим и фиолетовым цветом фон.

- Приступаем к рисованию сталактитов.

- Сталактиты - это ледяные наросты, которые «растут», как сосульки сверху вниз.

- У нас в пещере есть те и другие, ребенок рисует на выбор.

(Белую гуашь разводим до состояния жидкой сметаны и широкой кистью, тычком, рисуем сталактиты).

- Они могут быть разной длины и ширины.

- Их нужно рисовать по границе полукруга.

- Если белая краска сильно впиталась, подкрасьте еще раз.

- Снег в пещере светится и переливается. Для передачи такого красивого явления добавляем белые точки.

- Пещера переливается и искрится. Попробуем передать эту красоту.

Для этого намазываем весь рисунок клеем-карандашом.

- Сверху посыпаем солью.

- Сталактиты тоже искрятся. Повторяем процедуру с солью.

- Вот такая ледяная пещера получилась у нас!

Итог

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? О чем вы узнали? Какие новые слова вы сегодня услышали? Что больше всего вам понравилось делать?