Язык - это искусство. И грамматика лежит в основе этого мастерства. Преподавание грамматики включает в себя обучение учащихся творческому мышлению. Она заключается в том, чтобы дать учащимся возможность создавать собственные высказывания, грамотно организуя слова, фразы и предложения.
Процесс ознакомления с грамматическим материалом и его отработка может строиться по-разному в зависимости от грамматического материала, условий обучения, манеры преподавания учителя.
Усвоение и использование грамматических структур в речи, как в устной, так и в письменной, как правило, вызывает определенные трудности, которые обусловлены различием грамматического строя родного и иностранного языка на всех уровнях. Строгий учет этих трудностей поможет более рационально строить учебный процесс и выбирать более эффективные методы обучения. Исходя из этого, следует организовывать работу над усвоением грамматических навыков тщательнее, учитывая трудности и проблемы, которые могут возникнуть у учащихся.
Грамматический навык - это способность производить автоматизированное речевое действие, обеспечивающее правильное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы.
Он обладает следующими качествами:
- автоматизированность (скорость воспроизведения грамматической единицы)
- устойчивость (прочность усвоения грамматических структур)
- гибкость (возможность применения, «перенос» на новые ситуации)
Условия формирования грамматических навыков:
- предварительное слушание, т.е. внимание учащегося требуется направить на восприятие какой-либо структуры,
- имитация в речи, т.е. воспроизведение структур в речи, оно должно быть связано с определенной речевой задачей - повторить, чтобы согласить или не согласиться,
- однотипность фраз, построенных на основе речевого образца,
- использование в упражнениях действий по аналогии, образцов действий,
- профилактика ошибок в речи,
- разнообразие способов автоматизации, что порождает способность учащегося использовать навыки в различных ситуациях,
- речевой характер упражнений.
Выделяют следующие этапы формирования грамматического навыка в продуктивной речи:
- Введение грамматических явлений, на котором происходит знакомство с грамматическим явлением, его формой, значением и употреблением в речи. На данном этапе важно обратить внимание учащихся на коммуникативную функцию изучаемой структуры, с целью правильного использования данной структуры в речи. Презентация материала должна быть яркой, красочной, интересной.
- Изложение грамматического материала. Грамматический материал должен быть интересен, поэтому целесообразно вводить его в виде рассказа, игры, возможно использование аудио - материалов.
- Закрепление грамматического материала. Важно, чтобы учащиеся поняли и правильно воспроизводили грамматический материал в речи, с этой целью используются различные упражнения.
- Контроль понимания изученного. Согласно новым образовательным стандартам, учащиеся формулируют правила самостоятельно. В результате последовательных мыслительных операций (обобщение - синтез - анализ) учащиеся получают продуктивное знание, что особенно ценно, т. к. оно становится личным опытом, который обогащается при помощи выполнения упражнений на развитие навыков устной речи.
- Повторение изученного грамматического материала. На данном этапе необходимо выполнение упражнений учащимися самостоятельно.
Методы обучения грамматике
Метод - предполагает наличие определённых шагов, принципов, использование конкретных примеров [Соловова, 2005, с. 110].
Преподавание посредством письма
Этот метод, который популярен среди преподавателей, предполагает поддержку учащихся в изучении языка с помощью творческого письма. Им рекомендуется писать, читать и открывать для себя аспекты хорошей грамматики по ходу дела. Учащиеся лучше учатся, когда уроки проводятся с использованием интерактивного обучения, по сравнению с методами, способствующими запоминанию. Таким образом, учителям разумно уделять больше внимания овладению языком, а не его изучению. Учащимся следует давать творческие или личные письменные упражнения, и время от времени им следует разрешать вычитывать, редактировать и пересматривать свои собственные работы.
Преподавание грамматики через чтение
Это один из лучших методов обучения грамматике, потому что учащиеся слышат и усваивают правильную грамматику непосредственно от учителя. Учитель должен читать вслух учащимся, чтобы продемонстрировать им правильный способ включения грамматики в их речь и письмо. Учащимся также следует предоставить возможность читать и писать, чтобы увидеть, усвоили ли они правила, изучаемые на уроке.
Интерактивное обучение
Очень эффективные методы преподавания грамматики предполагают включение интерактивности в уроки. Используя игры для обучения грамматике, учитель вовлекает учеников, и этот процесс помогает учащимся запомнить большую часть того, что они выучили. Этот метод также дает учителям возможность адаптировать свои уроки к нескольким стилям обучения своих учеников.
Индуктивное обучение
Этот метод преподавания грамматики включает в себя введение пары примеров, которые дают учащимся представление о конкретной концепции и на основе которых учащиеся могут наблюдать, как эта концепция работает. Концепция не разработана заранее, и учителя ожидают, что учащиеся будут индуктивно усваивать правила грамматики во время чтения и письма. Таким образом, учитель помогает учащимся учиться более естественно, открывая для себя грамматику и визуализируя, как работают эти правила. Преимущество индуктивного обучения заключается в том, что учащиеся запоминают больше, чем могли бы, используя запоминание, поскольку обучение более естественно, чем таким способом.
Дедуктивное обучение
В отличие от предыдущего метода, дедуктивный метод обучения грамматике делает акцент на том, чтобы давать инструкции перед практикой. Как учитель, вы должны предоставить учащимся подробное объяснение грамматических понятий, прежде чем они столкнутся с ними самостоятельно. После ознакомления с концепциями учащиеся должны механически практиковаться, используя рабочие листы и упражнения. Дедуктивные методы обучения в основном ориентированы на учителя и, как правило, игнорируют специфические языковые потребности учащегося.
Как преподавать грамматику? Правила больших пальцев.
Суть преподавания в том, что все учатся. Вы не можете по-настоящему доверять кому-то, кто даст вам идеальный план преподавания, потому что они также постоянно развиваются как учителя. Но вы все равно можете обратиться за полезными советами к коллегам-преподавателям, которые помогут вам эффективно преподавать грамматику. К счастью для себя, я случайно наткнулась на "правила больших пальцев", и я с удовольствием поделюсь ими с вами.
Правило Контекста
Вы почти всегда должны преподавать грамматику в контексте. Если случилось так, что вы намеренно вырвали что-то из контекста с целью привлечь к этому внимание, убедитесь, что этот конкретный элемент был повторно контекстуализирован после того, как он выполнил свое предназначение. Кроме того, вы должны связать грамматические формы с их значениями.
Правило Использования
Когда вы преподаете грамматику, цель должна заключаться в том, чтобы улучшить понимание учащимися языка и его продуцирование. Ваши ученики должны быть в состоянии использовать выученную грамматику в своей речи и письме, чтобы свободно общаться с одноклассниками. Цель состоит в том, чтобы снабдить учащихся ценным инструментом коммуникации.
Правило Экономии
Экономное использование времени презентации помогает учащимся выполнить правило использования. При меньшем времени, затрачиваемом на презентацию, учащимся предоставляется больше времени для практики.
Правило Релевантности
Делайте особый упор на те аспекты грамматики, с которыми у ваших учеников возникают проблемы. Вам (учителю) необходимо выяснить, что ваши ученики уже выучили и поняли. Оттуда вы можете составить свои планы уроков.
Правило Воспитания
Преподавание само по себе не гарантирует обучения - ваши ученики могут учиться, а могут и не учиться даже после того, как вы их научили. Но как учителю вам нужны гарантии (в какой-то степени), поэтому вы должны создать соответствующие условия для изучения грамматики.
Улучшает ли преподавание грамматики письменную речь?
Грамматика помогает улучшить письменную речь; мы все это знаем. Но мы вроде как ожидаем, что уроки грамматики помогут ученику больше, чем учителю, и это не обязательно так. Даже у учителей есть аспекты их письма, которые нуждаются в доработке. Повторяющийся процесс подготовки и проведения уроков грамматики или консультаций с коллегами-преподавателями также является опытом обучения для учителей. Во время этого процесса они просматривают много литературы, выбирая одну или две вещи, которые могли бы улучшить их написание. Грамматика подобна клею, который скрепляет ваше письмо воедино. Писать без грамматики было бы аналогично строительству деревянного домика без гвоздей, шурупов или клея - просто укладывая одно бревно поверх другого.
Язык - это искусство. И грамматика лежит в основе этого мастерства. Преподавание грамматики включает в себя обучение учащихся творческому мышлению. Она заключается в том, чтобы дать учащимся возможность создавать собственные высказывания, грамотно организуя слова, фразы и предложения.