Дополнительная общеразвивающая программа «Текстильная пирография. Пирография»

Разделы: Дополнительное образование


1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Текстильная пирография. Пирография» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.) «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
  4. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  5. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18. 11. 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  6. Уставом МБУДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский»;

За основу дополнительной общеразвивающей программы «Текстильная пирография. Пирография» использованы программы: «Общая педагогика. Детская одаренность», кпн Бакланова К.В. МГПУ, «Технологии группового обучения» Хухлаева О.Е., кпн МГППУ, «Методы и приемы арт-педагогики», кпн Башкировой Е.Н. МПГУ.

А также, программа разработана на основе педагогического опыты и курсовой подготовки автора программы по направлению
декоративно-прикладного искусства, современного рукоделия, педагогических технологий. Данная программа опирается на опыт специалистов в области развития художественного творчества детей: Голубевой Е.С., Дороновой А.А, Комаровой Т.С., Лыковой И.А., Халезовой Н.Б. и др.

Направленность программы: Художественная.

Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы

В настоящее время в декоративно-прикладном искусстве стали использовать совершенно новые технологии и материалы. Многообразие приёмов обработки ткани вызывает большой интерес. Данная программа будет способствовать созданию условий для развития личности и её творческой самореализации через овладение выжиганием по ткани и других материалах, технологиями современного рукоделия в соответствии с интересами детей и учётом запроса семьи.

Педагогическая целесообразность: Данная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей, развивают сенсомоторику, способствуют интеллектуальному развитию, повышают устойчивость внимания, целеустремленность, аккуратность. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий активизировать творческие поиски и способности каждого ребёнка.

Отличительные особенности программы:

Приоритетные направления - технологии сотрудничества, технологии мастерских, технологии обучения и взаимообучения в малых группах, дифференцированного и личностно-ориентированного обучения, метод проектов. В программе используются методы работы с различными типами темпераментов детей, предоставляется свобода для творческого проявления личности. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, развитие не только технологических навыков и поиск новой информации, но и творческого начала с первых занятий. В программе интегрируются знания по культурологии, колористики, композиции, литературе, черчению и графики, разных видов рукоделия, дизайна, эстетике внешнего вида и культуре поведения, самопрезентации, выставочной и проектной деятельности. Проводится работа по выявлению одарённых детей и дальнейшее обучение, по отдельной программе «Проектная деятельность». Использование музыкальных записей, чтение отрывков стихотворений, просмотр иллюстраций на занятиях, помогает детям без труда усвоить материал, что подтверждается высокими достижениями каждого учащегося. Обогащение опытом мыслительной и практической деятельности происходит не только в ходе учебной работы, но и в условиях межличностного общения, во внеурочное время (общие интересы, участие в мероприятиях конкурсах, акциях). Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, развитие не только технологических навыков, но и творческого начала с первых занятий.

Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся дошкольного и школьного возраста без предварительной подготовки. Данная программа предназначена для обучения девочек и мальчиков. Группы могут быть, как одновозрастные, так и разновозрастные.

Возрастные особенности детей:

  • Младший школьный возраст - от 7 до 11-12 лет. 8-10 лет. Энергичность, инициативность, настойчивость, быстрота в действиях, стремление к большой мускульной активности, нуждаются в постоянной деятельности, любовь к коллективным играм, не боязнь проигрывать, чувствительность к критике, обидчивость, постоянно меняющиеся интересы. 11-12 лет. Стремление к самостоятельности, самоутверждению, признанию, активность, отсутствие инициативы, нет навыков самоорганизации, неустойчивость эмоций, конфликтность, стремление быть как все, разделение на группы по половому признаку. Наиболее интересное для этого возраста: коллективная игра, ручное творчество, спорт, общественнозначимая деятельность, занятия по интересам.
  • Средний школьный возраст (подростковый) - от 12 до 15 лет. Стремление к взрослости, к самоутверждению во взрослой позиции, прямолинейность, нетерпимость, в том числе к тем, кто не с ними, любят спорить, мнение коллектива менее важно, нет стремления к получению оценки их деятельности со стороны взрослых. Наиболее интересное для этого возраста: творчество, романтика, спорт, техника, туризм.
  • Старший школьный возраст (ранняя юность) - от 15 до 17 лет. Изменение эстетических чувств, способность эмоционального восприятия в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни, стремление к социальному утверждению. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Наиболее интересное для этого возраста: творчество, романтика, имиджелогия, мода, волонтерство и др.

Срок освоения программы: 2 года.

Форма обучения: Очная.

Режим занятий

При 4 часовой нагрузке в неделю - 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом).

При 6 часовой нагрузке в неделю -216 часов в год (2 раза в неделю по 3 часа с 10 минутным перерывом).

Зачисление на обучение ведется на основании заявлений от родителей (законных представителей) через навигатор дополнительного образования, без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам. Наполняемость группы 10-12 человек, первый год обучения и 10-8 человек, второй год обучения. Для полного освоения программы всеми детьми целесообразно заниматься с группой не более 12 человек.

Цель программы: развитие личности детей, способных к творческому самовыражению, через овладение выжиганием по ткани и другими технологиями современного рукоделия.

Задачи программы:

Воспитательные:

  • воспитать и развить художественный вкус;
  • воспитать корректное отношение к работам товарищей и правильную самооценку;
  • повысить уровень знаний о разных видах декоративно-прикладного искусства.

Развивающие:

  • развить творческое воображение, усидчивость и аккуратность;
  • развить стремление к самостоятельному творчеству.

Обучающие:

  • сформировать понятия о композиции и основам колористики;
  • сформировать систему знаний, умений, навыков по пирографии.

Объем программы: 1-й год - 144 часа; 2-й год - 216 часов.

Содержание программы (1-й год обучения, 144 часа в год).

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория 1 час. Цели и задачи обучения. Содержание предмета. Правила внутреннего распорядка в объединении. Основное оборудование. Инструменты, приспособления, применяемые для выжигания. ТБ при работе с инструментом. Правила безопасности и личной гигиены. Рекомендации Центрального института труда. Материаловедение.

Практика 1 час. Предварительная аттестация. Установление исходного состояния познавательной деятельности. Тест-игра «Продолжи предложение» ТБ. (можно проводить письменно или устно). Ребус ТБ и материаловедение. Практические задания.

2. Основы рисунка и основы колористики (12 часов)

Теория 2 часа. Правила рисования геометрических фигур, деревьев построек, посуды, животных, птиц, фигуры человека. Штрих, линия, перспектива. Показ готовых эскизов.

Практика 10 часов. Практические занятия. Изготовление шаблонов и трафаретов. Последовательность выполнения работы. Техника безопасности на занятиях. Цветовой круг. Цвет и фон, контраст, колорит. Ахроматические цвета (белый, черный), хроматические цвета (цвета радуги). Выполнение эскизов. Выполнение шаблонов и трафаретов. Примеры изготовления простых и сложных трафаретов. Работа с цветовыми палитрами. Промежуточный контроль. Устный опрос. Индивидуальный зачёт.

3. Ознакомление с технологией выжигания по ткани (22 часа)

Силуэтная аппликация. Основы композиции.

Теория 4 часа. Демонстрация образцов. Цвет и фон готовой работы. Выбор эскиза. Композиционное начало. Базовые принципы композиции. Зрительный центр. Способы закрепления деталей на основе. Последовательность выполнения работы. Техника безопасности при работе с инструментом для пирографии. Вырезание деталей по шаблонам, вырезание по бумаге, с подсветкой. Предварительная компоновка. Силуэтная аппликация, миниатюры, сувениры, картины.

Практика 18 часов.

Практические занятия. Выбор гармоничных сочетаний (работа с цветовыми палитрами). Выполнение вырезания деталей по шаблонам. Закрепление деталей на основе (точка, штрих, крестик). Изготовление миниатюр, сувениров, картин. Контроль качества изделий.

Текущий контроль. Графическое задание.

Промежуточная аттестация. Творческое задание.

4. Основы технологии изготовления панно по эскизам (56 часов)

Теория 8 часов. Показ готовых эскизов и детских работ. Цветовое богатство окружающего мира. Работа с эскизами, технологическими картами и книжными иллюстрациями. Выбор формата работы. Последовательность выполнения работы. Оформление панно. Элементы росписи (способы, инструменты и материалы для росписи ткани).

Практика 48 часов.

Практические занятия. Иллюстрирование картин простых в исполнении. Самостоятельный выбор сюжета, доработка или переработка эскиза. Правильное использование цвета. Вырезание по шаблонам, по бумаге, с подсветкой. Предварительная компоновка. Оформление готовых изделий декоративными материалами, применение элементов росписи. Контроль качества изделий.

Промежуточная аттестация. Творческое задание или самостоятельная работа.

5. Основы декоративно-прикладных работ (24 часа)

Теория 4 часа. Основные средства выразительности в декоративном оформлении (формы, пропорции, цвет). Правила создания декоративных композиций. Выбор эскизов, материалов и технологий современного рукоделия. Знакомство с технологией «Теримэн». Декоративные композиции из предметов в интерьере. Виды пирографии. Контроль качества изделий. Изготовление аксессуаров к одежде (воротник, бабочка-галстук, чехол- кисет для сотового телефона, цветы-броши, заколки и др.). Декорирование элементов одежды (прорезной ажур, аппликация, элементы росписи и вышивки). Изготовление и оформление органайзеров из различных материалов. «Теримэн» (миниатюрные фигурки из ткани). Домашний декор в технике «Пирография» (разделочные доски, тарелки и др.).

Практика 20 часов.

Практические занятия. Выполнение или переработка эскизов. Работы по шаблонам, выбор цветовой гаммы. Изготовление изделий (цветы-банты, броши, заколки, чехлы-кисеты, салфетки, органайзеры и др.). Декорирование готовых изделий с использованием разных технологий современного рукоделия. Выбор сюжета. Создание декоративных композиций из предметов. Фотосессия.

Промежуточный контроль. Индивидуальный зачёт или творческое задание.

6. Выставочная и оформительская деятельность (14 часов). Мастер-классы. Фотосессии

Теория 2 часа. Просмотр работ на выставках. Рекомендации при оформлении выставок. Требования к выставочным работам (рабочие, постоянно действующие в учебном кабинете, к мероприятиям ЦДТ, тематические, городские, областные и т.д.). Экскурсии для кружковцев, родителей.

Практика 12 часов. Практические занятия. Изготовление выставочных работ. Оформление творческих работ или проектов. Фотосессии. Участие в мастер-классах «Дети - детям».

Итоговая аттестация. Отчётная выставка работ. Защита творческих работ. Мастер-классы.

7. Из истории народной культуры России (12 часов)

Теория 2 часа. История народных промыслов. Очарование народных оберегов. Праздники народного календаря. Эстетика внешнего вида и культура поведения.

Практика 10 часов.

Практические занятия. Участие в праздниках и воспитательных мероприятиях.

Игра «вопрос-ответ». Эстетика внешнего вида и культура поведения.

Устный опрос.

8. Итоговое занятие (2 часа)

Практика 2 часа Подведение итогов. Планирование мероприятий на новый учебный год. Задание на лето.

Итоговая аттестация. Отчетная выставка.

Содержание программы (2-й год обучения, 216 часов в год)

1. Вводное занятие (3 часа)

Теория 2 часа. Знакомство детей с целями и задачами программы на год. Правила внутреннего распорядка в мастерской. Рекомендации Центрального института труда. Материаловедение: цветовое богатство окружающего мира, свойства тканей. ТБ при работе с инструментом для пирографии.

Практика 1 час.

Предварительная аттестация. Установление исходного состояния познавательной деятельности. Тест-игра «Продолжи предложение» ТБ (можно проводить письменно или устно). Ребус ТБ и материаловедение. Практические задания.

2. Основы колористики и имиджелогии. Основы композиции. (15 часов)

Теория 3 часа. Цветовые соотношения. Основные, смешанные и дополнительные цвета. Ахроматические цвета. Декоративный колорит. Тон. Насыщенность. Контраст дополнительных цветов. Основы композиции. Законы и средства композиции. Ритм, статика, динамика композиции. Визуальные характеристики имиджелогии (дресс-код, стилистика). Выбор рисунка. Выполнение эскизов. Работа с журналами и иллюстрированными альбомами.

Практика 12 часов. Практические занятия.

Выполнение и переработка эскизов. Работа с цветовыми палитрами и цветовыми схемами. Выполнение панно или картины, в качестве наглядного пособия. Коллективная работа.

Промежуточный контроль. Игра «Запомни и покажи радугу». Игра «Стилист».

Индивидуальный зачёт. Текущий контроль.

Графические задания, разной сложности.

3. Изготовление эксклюзивных аксессуаров (27 часов)

Теория 9 часов. Знакомство с технологией «Бижутекс». Цветы в разных технологиях рукоделия «Фаер-флора». Цветы из текстиля. Цветы из фоамирана и др. материалов.

Подбор материала, выбор эскизов, проработка деталей. Знакомство с новой технологией. Особенности работы. Техника безопасности.

Практика 18 часов.

Практические занятия. Изготовление (заготовка элементов, сборка). Выполнение эскизов. Работы по шаблонам и от руки, выбор цветовой гаммы. Декорация и стилизация. Аксессуары в различных техниках рукоделия («Текстильная пирография», «Канзаши», «Украшения стразами», «Теримэн» (миниатюрные фигурки из ткани)). Бижутерия из ткани и лент. Подбор материала, разработка эскизов, проработка деталей. Контроль качества изделий.

Текущий контроль. Выполнение работ по эскизам. Декорация и стилизация. Самостоятельная работа.

4. Технология изготовления тематических панно (42 часа)

Теория 12 часов. Особенности работы. Цветовой контраст в оформлении изделий. Работа большими цветовыми плоскостями. Сложный цвет, образующийся при наложении прозрачных тканей. Контраст дополнительных цветов. Оформление панно, работа с альбомами и журналами.

Практика 30 часов. Практические занятия.

Выполнение работ на заданную тему (по мотивам работ народных мастеров, и современных художников, праздников и т.д.). Самостоятельное составление выразительного сюжета с правильным использованием цвета. Доработка или переработка эскиза. Вырезание мелких и многослойных элементов от руки. Закрепление деталей на основе разными способами.

Оформление готового изделия росписью, с применением декоративных материалов. Контроль качества изделий.

Промежуточная аттестация. Индивидуальный зачёт. Самостоятельная работа или творческое задание.

5. Коллажи с применением декоративных материалов (42 часа)

Теория 12 часов. Особенности работы. Работа большими цветовыми плоскостями, ткань различных фактур и цветов. Цветовой контраст в оформлении изделий. Декор. «Кинусайга» - аппликация из ткани, лоскутные картины без использования ниток.

Практика 30 часов.

Практические занятия. Выполнение работ по собственному замыслу. Выполнение эскизов. Подбор материала, выбор цветовой гаммы. Работы по шаблонам, от руки, по бумаге с подсветкой. Последовательность выполнения работ. Изготовление (заготовка элементов, сборка). Декорация и стилизация.

Текущий контроль. Самостоятельная работа.

6. Декоративные работы (33 часа)

Теория 6 часов. Виды декоративных работ. Основные средства выразительности в декоративном оформлении (формы, пропорции, цвет, материал). Изделия для украшения интерьера. Разработка и выполнение эскизов - сувениры, аксессуары, оформление подарка. Сувениры ручной работы. «Handmade» (хэнд-мэйд, «Текстильная кукла», «Чердачная кукла», сувенир-антистресс, «Полу-объёмная аппликация в сочетании с декоративными материалами», «Элементы росписи», «Коллаж», «Пирография»)

Практика 27 часов. Практические занятия

Выполнение эскизов. Подбор материала, выбор цветовой гаммы. Работы по шаблонам и от руки. Изготовление (заготовка элементов, сборка). Выполнение работ по эскизам и фотографиям. Декорация и стилизация (сумки для сменной обуви, салфетки, тарелки, и т.д.). Выполнение декоративных композиций. Изготовление украшений для интерьера. Оформление тематических подарков. Контроль качества изделий.

Промежуточный контроль. Творческое задание или самостоятельная работа.

7. Выставочная и оформительская деятельность. Публичная защита работ или проектов. Мастер-классы. Фотосессии. (33 часа)

Теория 9 часов. Посещение выставок детского и декоративно - прикладного творчества. Проблематизация и определение цели. Разработка плана (подбор и систематизация материала, распределение обязанностей).

Изготовление работ для участия в выставках и конкурсах различного уровня. Публичная защита работ (проектов). Мастер-классы «Дети - детям». Фотосессии (технологическая последовательность изготовления работ к проектам и защите изделий, оформление каталога работ и фотоальбома).

Практика 24 часа.

Практические занятия. Реализация (определение задач, способы решения). Оформление документации. Самооценка. Презентация. Публичная защита творческих работ или проектов.

Итоговая аттестация. Участие в конкурсах, проектах и выставках декоративно-прикладного творчества.

Контрольный срез. Творческая мастерская. Публичная защита творческих работ или проектов. Участие в мастер-классах «Дети - детям».

8. Из истории народной культуры. Воспитательные мероприятия (18 часов)

Теория 6 часов. История народной культуры. Очарование народных оберегов. Воспитательные мероприятия.

Практика 12часов. Участие в воспитательных мероприятиях. Игра «вопрос-ответ». Эстетика внешнего вида и культура поведения.

Устный опрос.

9. Итоговое занятие (3 часа)

Теория 1 час. Анализ результатов обучения и перспективы развития.

Практика 2 часа. Награждение. Организованное мероприятие (праздник, конкурс, и т.д.).

Итоговая аттестация. Отчетная выставка.

Планируемые результаты

К концу обучения дети будут знать:

  • основные понятия, термины (пирография, пиротипия, текстильная пирография, эскиз, шаблон, цветовой круг, проект, коллаж,
  • аппликация, выставка и др.);
  • основы цветоведения и композиции;
  • основы выжигания по ткани и другим материалам;
  • основы декоративные техник;
  • правила работы с инструментами и материалами. ТБ.

К концу обучения дети будут уметь:

  • подбирать нужные цветовые оттенки;
  • соблюдать последовательность в работе;
  • владеть основами перспективы и цветоведения;
  • самостоятельно разбираться в этапах своей работы, выбирать инструменты и материалы;
  • работать в техниках выжигания по ткани, дереву и др. материалам;
  • выполнять работы декоративного-прикладного направления.

К концу обучения дети научатся:

  • творчески подходить к выполнению работы;
  • грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно и в коллективе;
  • организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
  • активно принимать участие в выставках, конкурсах, экскурсиях, мероприятиях.

См. продолжение программы