Цель: научить писать сочинение-рассуждение.
Задачи урока: развивать навыки анализа текста, умение аргументировать свои мысли, выявлять смысл фрагмента и всего текста в целом, собирать и систематизировать материал, выстраивать алгоритм написания сочинения, работать в команде, воспитывать речевую культуру, нравственные качества личности.
- Свой урок хочу начать со строк Эдуарда Асадова:
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, любовь, совесть, именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения. Предлагаю поработать над сочинением «Что такое доброта?» Работать будем в командах по 4 человека, например, по тексту Н.Гарина-Михайловского «Детство Темы».
1. Чтение текста про себя и обсуждение тезиса
- О чём этот текст?
Команда работает вместе на листе, который разделен на ячейки. В самом верху листа пишется начало предложения «ДОБРОТА-это...» Каждый участник команды по очереди вписывает в свободную ячейку ассоциацию или рисунок, связанные с этим понятием. Затем участники команд зачитывают свои ответы и заполняют первую ячейку таблицы.
«Составление карты-схемы сочинения-рассуждения»
- Перед вами на столах лежат таблицы, которые нужно заполнять в течение всей работы с текстом. В конце занятия у вас должны быть заполнены все графы. Если вы все сделаете правильно, то к концу занятия у вас будет готовая схема для написания сочинения.
Тезис+комментарий |
Аргумент 1 из текста |
Аргумент 2 из текста или жизненного опыта, из художественной литературы |
Вывод |
2. Комментированное чтение эпизода текста и общая беседа с классом
- Почему Тема спускается в колодец?
- Что движет им в этот момент?
- Какие чувства он испытывает при этом?
Ответы на эти вопросы и станут первым аргументом, который ученики должны внести во вторую строку карты-схемы.
Тёма, герой повести Н.Гарина-Михайловского, проявляет милосердие, вытаскивая свою собаку из колодца, куда кто-то жестокий и злой бросил несчастное животное. Рискуя жизнью, преодолевая свой страх в темном колодце, мальчик спасает Жучку. Если бы не любовь Темы к собачке и не его доброта, уверен, что у мальчика бы ничего не получилось.
3. Учащиеся после обсуждения в команде предлагают второй аргумент для сочинения
Например, в рассказе А.Платонова «Юшка» тщедушный и больной герой жил одиноко и замкнуто, поэтому соседи относились к нему с пренебрежением. Даже их дети нападали на него, так как мужчина не оборонялся и не жаловался, получая побои и издевательства. Все считали его жалким, однако после его смерти выяснилось, что Юшка тратил все сбережения на содержание и образование сироты. Только тогда люди поняли свою ошибку. Этот пример учит нас тому, что истинная доброта скромна, ведь ее суть - это бескорыстная помощь, не требующая оваций.
В рассказе В.Распутина «Уроки французского» учительница демонстрирует доброту, спасшую жизнь ученика. Володя нуждался в еде и стал играть в азартные игры, чтобы хоть как-то прокормить себя. Заметив это, преподавательница решила помочь мальчику, и сама согласилась играть с ним, чтобы он, гордый и непреклонный, принял ее помощь в виде проигрыша. За это героиня поплатилась работой, но от своего дела не отступилась. Этот пример доказывает, что доброта - это бескорыстное и добровольное пренебрежение своими интересами ради спасения других людей.
На доске получается вот такая схема-кластер:
Подводя итог рассуждению, делаем вывод, подтверждающий тезис из нашей карты-схемы. Без него наше рассуждение будет незаконченным. Вывод по смыслу должен быть связан с тезисом. Записываем вывод в карту-схему. В заключение хочется сказать, что доброта - это замечательное свойство, которое делает всех нас лучше, спасает от жестокости и равнодушия.
Домашнее задание: на основе карты-схемы написать сочинение «Что такое доброта?»
Чтобы научиться писать сочинения, надо писать!
- Свой урок закончу строчками:
Твори добро - пусть не поймут...
Дари добро - пусть не вернётся!!!
Посей добро и там, и тут...
Пусть каждого оно коснётся!!!