Урок по русскому языку на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения о доброте в формате ОГЭ в 9-м классе»

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: сочинение-рассуждение, сочинение ОГЭ


Цель: научить писать сочинение-рассуждение.

Задачи урока: развивать навыки анализа текста, умение аргументировать свои мысли, выявлять смысл фрагмента и всего текста в целом, собирать и систематизировать материал, выстраивать алгоритм написания сочинения, работать в команде, воспитывать речевую культуру, нравственные качества личности.

- Свой урок хочу начать со строк Эдуарда Асадова:

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, любовь, совесть, именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения. Предлагаю поработать над сочинением «Что такое доброта?» Работать будем в командах по 4 человека, например, по тексту Н.Гарина-Михайловского «Детство Темы».

1. Чтение текста про себя и обсуждение тезиса

- О чём этот текст?

Команда работает вместе на листе, который разделен на ячейки. В самом верху листа пишется начало предложения «ДОБРОТА-это...» Каждый участник команды по очереди вписывает в свободную ячейку ассоциацию или рисунок, связанные с этим понятием. Затем участники команд зачитывают свои ответы и заполняют первую ячейку таблицы.

«Составление карты-схемы сочинения-рассуждения»

- Перед вами на столах лежат таблицы, которые нужно заполнять в течение всей работы с текстом. В конце занятия у вас должны быть заполнены все графы. Если вы все сделаете правильно, то к концу занятия у вас будет готовая схема для написания сочинения.

Тезис+комментарий

Аргумент 1 из текста

Аргумент 2 из текста или жизненного опыта, из художественной литературы

Вывод

2. Комментированное чтение эпизода текста и общая беседа с классом

- Почему Тема спускается в колодец?

- Что движет им в этот момент?

- Какие чувства он испытывает при этом?

Ответы на эти вопросы и станут первым аргументом, который ученики должны внести во вторую строку карты-схемы.

Тёма, герой повести Н.Гарина-Михайловского, проявляет милосердие, вытаскивая свою собаку из колодца, куда кто-то жестокий и злой бросил несчастное животное. Рискуя жизнью, преодолевая свой страх в темном колодце, мальчик спасает Жучку. Если бы не любовь Темы к собачке и не его доброта, уверен, что у мальчика бы ничего не получилось.

3. Учащиеся после обсуждения в команде предлагают второй аргумент для сочинения

Например, в рассказе А.Платонова «Юшка» тщедушный и больной герой жил одиноко и замкнуто, поэтому соседи относились к нему с пренебрежением. Даже их дети нападали на него, так как мужчина не оборонялся и не жаловался, получая побои и издевательства. Все считали его жалким, однако после его смерти выяснилось, что Юшка тратил все сбережения на содержание и образование сироты. Только тогда люди поняли свою ошибку. Этот пример учит нас тому, что истинная доброта скромна, ведь ее суть - это бескорыстная помощь, не требующая оваций.

В рассказе В.Распутина «Уроки французского» учительница демонстрирует доброту, спасшую жизнь ученика. Володя нуждался в еде и стал играть в азартные игры, чтобы хоть как-то прокормить себя. Заметив это, преподавательница решила помочь мальчику, и сама согласилась играть с ним, чтобы он, гордый и непреклонный, принял ее помощь в виде проигрыша. За это героиня поплатилась работой, но от своего дела не отступилась. Этот пример доказывает, что доброта - это бескорыстное и добровольное пренебрежение своими интересами ради спасения других людей.

На доске получается вот такая схема-кластер:

Подводя итог рассуждению, делаем вывод, подтверждающий тезис из нашей карты-схемы. Без него наше рассуждение будет незаконченным. Вывод по смыслу должен быть связан с тезисом. Записываем вывод в карту-схему. В заключение хочется сказать, что доброта - это замечательное свойство, которое делает всех нас лучше, спасает от жестокости и равнодушия.

Домашнее задание: на основе карты-схемы написать сочинение «Что такое доброта?»

Чтобы научиться писать сочинения, надо писать!

- Свой урок закончу строчками:

Твори добро - пусть не поймут...
Дари добро - пусть не вернётся!!!
Посей добро и там, и тут...
Пусть каждого оно коснётся!!!