На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом происходит переосмысление педагогической парадигмы образования, формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Начиная с введения ФГОС говорилось о грамотности. В 2012 о финансовой, в 2018 о глобальных компетенциях, в 2021 о креативном мышлении.
С 1 сентября 2022 года начали действовать ФГОС в каждой школе. Первые и классы в 2022 году, учатся уже по обновленным ФГОС. Этот ФГОС более чётко разграничивает те умения и навыки, которые должны быть сформированы у обучающегося. Их отличает конкретика, они стали инвариативными - Читательская грамотность, математическая и финансовая грамотность, естественно-научная грамотность. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможность решать различные учебные и жизненные задачи;
- обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способность строить социальные отношения в соответствии правилами сотрудничества;
- способность оценивать свою деятельность;
- стремиться к дальнейшему образованию и самообразованию.
Метапредметные результаты уже давно понятное словосочетание (познавательные, учебные и регулятивные). Как же их правильно разделить с функциональной грамотностью? Ничего делить и не надо.
Новый ФГОС требует от учителя интересного урока. И достигаем это благодаря использованию современных дидактических инструментов, созданных самим учителем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебных и познавательных заданий, слайд-презентаций, проектов.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности - грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.
Так для формирования читательской грамотности на уроках чтения, азбуки, русского языка используются читательское пространство пробно-поисковые ситуации, беседы-дискуссии, самостоятельное формулирование вопросов, устное словесное рисование, словарно-стилистическая работа.
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт. Выделим несколько правил, которые способствуют формированию математической грамотности:
- необходимость теоретической базы;
- погружение обучающихся в реальные ситуации;
- формирование опыта поиска путей решения жизненных задач, необходимость обучения математическому моделированию реальных ситуаций, умение переносить способы решения учебных задач на реальные;
- развитие регулятивной сферы и рефлексии: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы, контролировать процесс и результат, выполнять проверку, коррекцию и оценку результата деятельности. [д]
Так для математической и финансовой грамотности на уроках математики, технологии можно использовать
- Решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
- Решение нестандартных задач.
- Решение задач с недостающими данными.
- Изменение вопроса задачи.
Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественнонаучных явлений. Естественнонаучная функциональная грамотность младшего школьника:
- готовность осваивать и использовать знания о природе;
- сознание ценности и научных знаний о природе;
- овладение методами познания природных явлений;
- способность к рефлексивным действиям.
Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся необходимо использовать задания, которые содержат следующие операции:
- переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;
- «читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи;
- анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации;
- представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде;
Сформированность функциональной грамотности обеспечивает человеку возможность адаптации и самореализации. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Особенность учебного процесса в современных условиях заключается в развитии компетенций, которые являются основой функциональной грамотности. Образовательный результат можно сформулировать терминами деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». Ориентирование идет на комплексные задания с описанием реальных жизненных ситуаций, направленных на развитие и оценку функциональной грамотности.
Каковы критерии оценки задач, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности?
Оценка выполненной задачи. Проверяемый компонент компетенции задает способы и критерии оценивания результата. Эталонный ответ должен в полной мере учитывать задаваемый контекст ситуации. Для задач с одиночным или множественным выбором ответ принимается полностью при соответствии с эталонным вариантом.
Например: задача из задания «Секреты микроволновки» (с. 96).
Задача (разработчики О.А.Абдулаева, А.В.Ляпцев,
Миша решил в микроволновке разогреть себе борщ на обед. Какую посуду он может для этого использовать?
- Открытый пластмассовый контейнер.
- Фарфоровую тарелку с позолотой.
- Эмалированную миску.
Оценка выполнения задачи:
Верный ответ - 1 балл.
1. Открытый пластмассовый контейнер.
Ответ не принимается (если):
- Несколько вариантов ответа.
- Другой вариант.
- Ответ отсутствует.
Поскольку в задачах моделируется жизненная ситуация то в ряде случаев невозможно стандартизировать все ответы. Для задач с коротким ответом возможны допущения.
В заданиях по естественно-научной грамотности используются задачи следующих типов:
- открытого с кратким или развернутым ответом;
- закрытого с выбором одного правильного ответа из 4‒5 предложенных;
Большинство задач в задании (около 80%) открытого типа с кратким ответом.
В представленном задании все формулировки задачи предполагают развернутый письменный ответ.
Памятка для анализа педагогической ценности задачи по оценке и развитию функциональной грамотности
- Какую учебную цель преследует данная задача?
- Какие элементы функциональной грамотности имеются в виду?
- Необходима ли именно эта задача?
- Почему выбран такой стимул к задаче?
- Почему взяты такие, а не другие исходные данные?
- Отвечают ли исходные данные реальной обстановке, в которой могла бы возникнуть аналогичная задача?
- Интересна ли задача для учащихся, увлекательна, естественная ли постановка вопроса, вызывает ли она у учащихся интерес к ответу или способу решения, чем именно?
- Сможет ли учащийся самостоятельно решить данную задачу? Что он для этого должен знать, уметь, помнить, представлять? Если учащийся не сможет этого сделать, о чем будет свидетельствовать этот факт?
- Чем и в какой мере ему может и должен помочь учитель?
- Как эта задача связана с предшествующей и последующей учебной деятельностью учащегося?
- Как эта задача связана с предшествующей и последующей жизнью учащегося?
Помимо……… С сентября месяца с 1-го класса мы ведём курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». Программа курса внеурочной деятельности для первого класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС 2021.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Мы ведём этот курс по тетрадям - тренажёрам «Функциональная грамотность».
Занятия курса разделены на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Каждый блок в тетради выделен разными цветами. Тренажёр предполагает эффективный способ как коллективной, так и индивидуальной работы.
Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС-2021 НОО
Метапредметные результаты
|
Компонент функциональной грамотности |
Познавательные УУД |
|
базовые логические действия:
|
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность |
базовые исследовательские действия:
|
Естественнонаучная грамотность |
работа с информацией:
|
Читательская грамотность
Естественнонаучная грамотность |
Коммуникативные УУД |
|
общение:
|
Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность |
совместная деятельность:
|
Читательская грамотность |
Регулятивные УУД |
|
самоорганизация:
|
Читательская грамотность. Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность |
самоконтроль:
|
Читательская грамотность. Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность |