Функциональная грамотность ФГОС 2021 НОО. Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС-2021 НОО

Разделы: Начальная школа


На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом происходит переосмысление педагогической парадигмы образования, формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

Начиная с введения ФГОС говорилось о грамотности. В 2012 о финансовой, в 2018 о глобальных компетенциях, в 2021 о креативном мышлении.

С 1 сентября 2022 года начали действовать ФГОС в каждой школе. Первые и классы в 2022 году, учатся уже по обновленным ФГОС. Этот ФГОС более чётко разграничивает те умения и навыки, которые должны быть сформированы у обучающегося. Их отличает конкретика, они стали инвариативными - Читательская грамотность, математическая и финансовая грамотность, естественно-научная грамотность. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • возможность решать различные учебные и жизненные задачи;
  • обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способность строить социальные отношения в соответствии правилами сотрудничества;
  • способность оценивать свою деятельность;
  • стремиться к дальнейшему образованию и самообразованию.

Метапредметные результаты уже давно понятное словосочетание (познавательные, учебные и регулятивные). Как же их правильно разделить с функциональной грамотностью? Ничего делить и не надо.

Новый ФГОС требует от учителя интересного урока. И достигаем это благодаря использованию современных дидактических инструментов, созданных самим учителем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебных и познавательных заданий, слайд-презентаций, проектов.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения. Осознанное чтение является основой саморазвития личности - грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Так для формирования читательской грамотности на уроках чтения, азбуки, русского языка используются читательское пространство пробно-поисковые ситуации, беседы-дискуссии, самостоятельное формулирование вопросов, устное словесное рисование, словарно-стилистическая работа.

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт. Выделим несколько правил, которые способствуют формированию математической грамотности:

  • необходимость теоретической базы;
  • погружение обучающихся в реальные ситуации;
  • формирование опыта поиска путей решения жизненных задач, необходимость обучения математическому моделированию реальных ситуаций, умение переносить способы решения учебных задач на реальные;
  • развитие регулятивной сферы и рефлексии: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы, контролировать процесс и результат, выполнять проверку, коррекцию и оценку результата деятельности. [д]

Так для математической и финансовой грамотности на уроках математики, технологии можно использовать

  • Решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
  • Решение нестандартных задач.
  • Решение задач с недостающими данными.
  • Изменение вопроса задачи.

Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественнонаучных явлений. Естественнонаучная функциональная грамотность младшего школьника:

  • готовность осваивать и использовать знания о природе;
  • сознание ценности и научных знаний о природе;
  • овладение методами познания природных явлений;
  • способность к рефлексивным действиям.

Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся необходимо использовать задания, которые содержат следующие операции:

  • переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;
  • «читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи;
  • анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации;
  • представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде;

Сформированность функциональной грамотности обеспечивает человеку возможность адаптации и самореализации. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности. Особенность учебного процесса в современных условиях заключается в развитии компетенций, которые являются основой функциональной грамотности. Образовательный результат можно сформулировать терминами деятельности учащихся: «что умеет ученик», «насколько он владеет определенными компетенциями». Ориентирование идет на комплексные задания с описанием реальных жизненных ситуаций, направленных на развитие и оценку функциональной грамотности.

Каковы критерии оценки задач, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности?

Оценка выполненной задачи. Проверяемый компонент компетенции задает способы и критерии оценивания результата. Эталонный ответ должен в полной мере учитывать задаваемый контекст ситуации. Для задач с одиночным или множественным выбором ответ принимается полностью при соответствии с эталонным вариантом.

Например: задача из задания «Секреты микроволновки» (с. 96).

Задача (разработчики О.А.Абдулаева, А.В.Ляпцев,

Миша решил в микроволновке разогреть себе борщ на обед. Какую посуду он может для этого использовать?

  • Открытый пластмассовый контейнер.
  • Фарфоровую тарелку с позолотой.
  • Эмалированную миску.

Оценка выполнения задачи:

Верный ответ - 1 балл.

1. Открытый пластмассовый контейнер.

Ответ не принимается (если):

  • Несколько вариантов ответа.
  • Другой вариант.
  • Ответ отсутствует.

Поскольку в задачах моделируется жизненная ситуация то в ряде случаев невозможно стандартизировать все ответы. Для задач с коротким ответом возможны допущения.
В заданиях по естественно-научной грамотности используются задачи следующих типов:

  • открытого с кратким или развернутым ответом;
  • закрытого с выбором одного правильного ответа из 4‒5 предложенных;

Большинство задач в задании (около 80%) открытого типа с кратким ответом.
В представленном задании все формулировки задачи предполагают развернутый письменный ответ.

Памятка для анализа педагогической ценности задачи по оценке и развитию функциональной грамотности

  1. Какую учебную цель преследует данная задача?
  2. Какие элементы функциональной грамотности имеются в виду?
  3. Необходима ли именно эта задача?
  4. Почему выбран такой стимул к задаче?
  5. Почему взяты такие, а не другие исходные данные?
  6. Отвечают ли исходные данные реальной обстановке, в которой могла бы возникнуть аналогичная задача?
  7. Интересна ли задача для учащихся, увлекательна, естественная ли постановка вопроса, вызывает ли она у учащихся интерес к ответу или способу решения, чем именно?
  8. Сможет ли учащийся самостоятельно решить данную задачу? Что он для этого должен знать, уметь, помнить, представлять? Если учащийся не сможет этого сделать, о чем будет свидетельствовать этот факт?
  9. Чем и в какой мере ему может и должен помочь учитель?
  10. Как эта задача связана с предшествующей и последующей учебной деятельностью учащегося?
  11. Как эта задача связана с предшествующей и последующей жизнью учащегося?

Помимо……… С сентября месяца с 1-го класса мы ведём курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». Программа курса внеурочной деятельности для первого класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС 2021.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Мы ведём этот курс по тетрадям - тренажёрам «Функциональная грамотность».

Занятия курса разделены на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Каждый блок в тетради выделен разными цветами. Тренажёр предполагает эффективный способ как коллективной, так и индивидуальной работы.

Соотношение метапредметных результатов и компонентов функциональной грамотности во ФГОС-2021 НОО

Метапредметные результаты

Компонент функциональной грамотности

Познавательные УУД

базовые логические действия:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

Математическая грамотность

Естественно­научная грамотность

Финансовая грамотность

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Естественно­научная грамотность

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Читательская грамотность

Естественно­научная грамотность

Коммуникативные УУД

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

Читательская грамотность

Естественно­научная грамотность

совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Читательская грамотность

Регулятивные УУД

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

Читательская грамотность.

Математическая грамотность

Естественно­научная грамотность

Финансовая грамотность

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Читательская грамотность.

Математическая грамотность

Естественно­научная грамотность

Финансовая грамотность