Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час»

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Цель: закрепить знания учащихся по теме «Обобщающий урок по разделу «Делу время - потехе час!»

Задачи:

  • проверить знания учащихся по прочитанным рассказам раздела;
  • актуализировать знания о событиях, героях и авторах рассказов;
  • учить анализировать и сравнивать похожие рассказы, определять их основную мысль, мораль;
  • отработать навык беглого чтения;
  • развивать связную речь учащихся при самостоятельных ответах в процессе построения сложных распространенных предложений;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование: учебник, презентация, деформированные пословицы, слова-черты характера, напечатанные на полосках желтого цвета красные ручки, карточки для исправления ошибок.

Тест

Презентация

Маршрутный лист

Ход урока

1. Организационный момент

(Проверка готовности детей к уроку: учебник «Литературное чтение ч.2», пенал с принадлежностями, дневник, тетрадь)

(Создание эмоционального настроя)

Необычен день у нас.
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
(Видеть вас мы очень рады)

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Садитесь

2. Постановка проблемы

- Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадки. Отгадайте:

1)

Без ног и без крыльев,
Быстро летит, не догонишь его (Время.)

2)

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются…(Часы.)

- В какой пословице встречаются эти два слова? («Делу время - потехе час»)

- Как вы понимаете эту пословицу? Чему она учит нас? (значение этой пословицы в том, что на труд нужно отделять больше времени, чем забавам и потехам)

3. Сообщение темы и целей урока.< Постановка учебной задачи

Кто сформулирует тему урока?

Проведём обобщающий урок по разделу "Делу время - потехе час".

- А какие учебные задачи можем перед собой поставить? (Проверим, насколько мы были внимательны, что мы узнали из этого раздела и кто лучше знает материал.)

- Повысить уровень осмысления изученного материала, будем учиться рассуждать, учиться сравнивать и сопоставлять, анализировать и делать выводы.

- Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название?

Учитель: У вас на столах маршрутные листы и первое задание работа с пословицами. (Прочитайте)

Можно ли в таком виде использовать эти пословицы? (Нет)

Восстановите пословицы, соединяя подходящие по смыслу части из двух столбиков, соедините нужные части, объясните значение полученных пословиц. (В среднюю колонку напишите нужную букву)

(Работа в паре)

Учащиеся называют пословицы:

1. Скучен день до вечера,

А) так и не будет скуки.

2. Кто грамоте горазд,

Б) да не откладывай дела.

3. Не сиди, сложа руки,

В) коли делать нечего.

4. Откладывай безделье,

Г) тому не пропасть.

Ключ: 1-В; 2-Г; 3-А; 4-Б; 5-З; 6-Д; 7-Е; 8-Ж (на доске)

Проверка (Чтение составленных пословиц по цепочке)

Вывод: - Как вы их понимаете? Чему они нас учат? (ответы детей).

4. Работа над темой урока. Актуализация опорных знаний

- Перед вами портреты писателей, чьи произведения мы сегодня будем анализировать.

Это - Виктор Юзефович Драгунский, Виктор Владимирович Голявкин и Евгений Львович Шварц.

4.1. Соотнесите портреты с фамилиями, именами и отчествами

А
Б
В

Виктор
Владимирович
Голявкин

Виктор
Юзефович
Драгунский

Евгений
Львович
Шварц

Проверка по ключу

Ключ: 1-Б; 2-В; 3-А

4.2 «Кто какое произведение написал»

- Я предлагаю вам вспомнить, кто какое произведение написал, и записать в таблицу.

  • Виктор Юзефович Драгунский «Главные реки»
  • Виктор Владимирович Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
  • Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»
Автор произведения

Название произведения

Герой произведения

Евгений Львович Шварц

«Сказка о потерянном времени»

Петя Зубов

Виктор Юзефович Драгунский

«Главные реки»

Денис Кораблев

Виктор Владимирович Голявкин

«Никакой я горчицы не ел»

Мальчик, который никакой горчицы не ел

- Ребята, скажите, почему герои этих произведений попадали в такие ситуации?

- Верно, дети плохо учились в школе, прогуливали, не делали уроков и вот, что из этого вышло.

- Ребята, а чему вас научила история, которая приключилась с Петей Зубовым? («Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет».)

- А какой вывод можно сделать, услышав историю Дениски Кораблева? (Хочешь - не хочешь, нравится - не нравится, а уроки надо делать всегда! До самой старости!)

- А чему нас научила ситуация, приключившаяся с героем рассказа «Никакой горчицы я не ел?» (Если ты не ходишь в школу, то ты грустный и несчастный, потому что после школы ребята выбегают счастливыми. Ведь намного интереснее учиться в школе, чем просто бродить по улицам.)

5. Закрепление по теме урока

Тест-презентация PROclass по разделу «Делу время-потехе час».

6. Физминутка

7. Работа в группах, создание проекта

  • 1 ряд - В.Ю.Драгунский
  • 2 ряд - Е.Л.Шварц
  • 3 ряд- В.В.Голявкин

Памятка, конверты с материалом.

8. Защита проектов

- Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

  • Я сегодня понял, что…
  • Я буду теперь стараться…
  • Мне было интересно…

Вывод: Раздел «Делу время - потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность. Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много - неизмеримый океан. А пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постаралась.
Вам понравилось, друзья?

Достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения. (Мы рассуждали, сравнивали, анализировали и делали выводы)

- Что главное мы должны с вами запомнить? (Делу время - потехе час)

10. Домашнее задание

Сочинить юмористический рассказ (стр. 4).