Введение
Зима - это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: декабрь 2022 г.
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели.
Актуальность проекта
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - поэтому ему помогают педагоги.
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях образовательно-воспитательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Цель проекта
- Формирование у дошкольников целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей.
- Создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта.
Задачи проекта
- Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их.
- Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой.
- Развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность устанавливать связи между сезонными изменениями в природе.
- Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
- Знакомить с основами здорового образа жизни, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, формировать умение одеваться по сезону на улицу. Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
- Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.
- Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
- Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.
Методическое обеспечение проекта
Материально-техническое обеспечение: развивающая среда, природное окружение, дидактические игрушки, настольно - печатные игры, познавательная литература.
Методическое обеспечение:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Рабочая программа воспитателя «Ежедневное планирование» по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.
- Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.
Технологии:
- здоровьесберегающая технология;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология наглядного моделирования;
- технология проектной деятельности.
Ожидаемый результат:
- Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
- Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
- Усиление ресурсного обеспечения группы.
- Приобщение детей к здоровому образу жизни.
- Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, повышение познавательной активности.
- Усвоение необходимых знаний по теме «Зима».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- Подбор и изучение необходимой литературы.
- Составление плана работы, подбор методик.
- Беседа с детьми, для выявления знаний о зимних изменениях в природе.
- Подготовка атрибутов для игр, занятий.
- Выявление субъективного опыта:
Что мы знаем о зиме?
«Что снег блестящий, а снежинки - это блестки», «зимой бывает лед», «что зима холодная», «деревья зимой укрываются снегом, чтобы не замерзнуть».
Что мы хотим узнать?
«Зачем зимой снег?», «я хочу узнать, откуда берется снег и лед?», «почему зимой деревьям тепло?».
Где мы можем найти информацию?
Найти в компьютере, по телевизору, в книжках, от родителей, от воспитателей.
Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?
«Создать альбом о зиме», «сделать поделку», «принять участие в конкурсе».
Основной этап
«Речевое развитие»
Словесно-дидактические игры:
- «Подбери слово по смыслу» («что делает снег?», «каким бывает лед?»);
- «Расскажи по картинке», «Придумай продолжение истории», «Что сначала, что потом?»;
- «Угадай признаки зимы»;
- «Предметы зимы»;
НОД по речевому развитию «Рассказывание по картине «Зима» с использованием наглядного моделирования;
ЧХЛ:
- А.Лукин «Зима»
- Н.Карпова «Ледяное кружево»
- Т.Яссон «Волшебная зима»
- Чтение и обсуждение примет о зиме и зимних явлениях;
- Рассматривание сюжетных картин о зиме, альбомов о зиме.
«Социально-коммуникативное развитие»
Ситуативные беседы:
- «Почему снег мягкий?»,
- «Как снег спасает и защищает землю от мороза?»,
- «Какой сегодня снег?»,
- «Есть ли жизнь под снегом?»,
- «Почему замерзает вода?».
Беседы по теме проекта, рассуждения:
- «Какие зимние явления тебе знакомы?», «Опасные зимние природные явления», «Почему лед прозрачный?».
Организация сюжетно-ролевых игр: «На катке», «Лыжная гонка».
«Познавательное развитие»
НОД по КИД «Конструирование из бумаги «Елка»,
Работа с календарем погоды «Обозначения зимних явлений природы на модуле» (использование наглядного моделирования)
Прогулка:
- наблюдения «Поведение птиц в зимнее время», «Красивые снежинки», «Трава под снегом», «Зимнее небо»;
- ОЭД: «Такой разный снег», «Откуда берется иней», «Снежное покрывало», «Замерзание жидкостей».
«Художественно-эстетическое развитие»
НОД (аппликация) «Зайчик».
«Физическое развитие», «Здоровье»
- беседы о безопасном поведении во время прогулок, о безопасном поведении на дороге во время гололеда, о мерах безопасности во время опасных зимних природных явлениях - мороз, метель, оттепель, снежная лавина.
Заключительный этап
- Оформление календаря природы поделками «Снежинки».
- Диагностика усвоенных знаний у воспитанников по теме проекта.
- Участие детей в творческих конкурсах.
Результаты проекта
- У детей сформировались разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; сформировался устойчивый интерес к наблюдениям за явлениями в природе зимой.
- Дети стали бережнее относиться к природе.
- Дети приобщились к здоровому образу жизни.
- Воспитанники приобрели опыт продуктивного взаимодействия друг с другом, повысилась познавательная активность.
- Усвоились необходимые знания по теме «Зима».