Проект на тему «Изменения в природе: зима»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Изменения в природе: зима»

Класс: д/с

Ключевые слова: зима


Введение

Зима - это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: декабрь 2022 г.

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели.

Актуальность проекта

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - поэтому ему помогают педагоги.

Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях образовательно-воспитательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Цель проекта

  • Формирование у дошкольников целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей.
  • Создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта.

Задачи проекта

  • Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их.
  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой.
  • Развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность устанавливать связи между сезонными изменениями в природе.
  • Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
  • Знакомить с основами здорового образа жизни, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, формировать умение одеваться по сезону на улицу. Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
  • Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.
  • Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
  • Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.

Методическое обеспечение проекта

Материально-техническое обеспечение: развивающая среда, природное окружение, дидактические игрушки, настольно - печатные игры, познавательная литература.

Методическое обеспечение:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Рабочая программа воспитателя «Ежедневное планирование» по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.
  • Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.

Технологии:

  • здоровьесберегающая технология;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технология наглядного моделирования;
  • технология проектной деятельности.

Ожидаемый результат:

  • Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
  • Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
  • Усиление ресурсного обеспечения группы.
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни.
  • Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, повышение познавательной активности.
  • Усвоение необходимых знаний по теме «Зима».

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

  1. Подбор и изучение необходимой литературы.
  2. Составление плана работы, подбор методик.
  3. Беседа с детьми, для выявления знаний о зимних изменениях в природе.
  4. Подготовка атрибутов для игр, занятий.
  5. Выявление субъективного опыта:

Что мы знаем о зиме?

«Что снег блестящий, а снежинки - это блестки», «зимой бывает лед», «что зима холодная», «деревья зимой укрываются снегом, чтобы не замерзнуть».

Что мы хотим узнать?

«Зачем зимой снег?», «я хочу узнать, откуда берется снег и лед?», «почему зимой деревьям тепло?».

Где мы можем найти информацию?

Найти в компьютере, по телевизору, в книжках, от родителей, от воспитателей.

Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?

«Создать альбом о зиме», «сделать поделку», «принять участие в конкурсе».

Основной этап

«Речевое развитие»

Словесно-дидактические игры:

- «Подбери слово по смыслу» («что делает снег?», «каким бывает лед?»);

- «Расскажи по картинке», «Придумай продолжение истории», «Что сначала, что потом?»;

- «Угадай признаки зимы»;

- «Предметы зимы»;

НОД по речевому развитию «Рассказывание по картине «Зима» с использованием наглядного моделирования;

ЧХЛ:

- А.Лукин «Зима»

- Н.Карпова «Ледяное кружево»

- Т.Яссон «Волшебная зима»

- Чтение и обсуждение примет о зиме и зимних явлениях;

- Рассматривание сюжетных картин о зиме, альбомов о зиме.

«Социально-коммуникативное развитие»

Ситуативные беседы:

- «Почему снег мягкий?»,

- «Как снег спасает и защищает землю от мороза?»,

- «Какой сегодня снег?»,

- «Есть ли жизнь под снегом?»,

- «Почему замерзает вода?».

Беседы по теме проекта, рассуждения:

- «Какие зимние явления тебе знакомы?», «Опасные зимние природные явления», «Почему лед прозрачный?».

Организация сюжетно-ролевых игр: «На катке», «Лыжная гонка».

«Познавательное развитие»

НОД по КИД «Конструирование из бумаги «Елка»,

Работа с календарем погоды «Обозначения зимних явлений природы на модуле» (использование наглядного моделирования)

Прогулка:

- наблюдения «Поведение птиц в зимнее время», «Красивые снежинки», «Трава под снегом», «Зимнее небо»;

- ОЭД: «Такой разный снег», «Откуда берется иней», «Снежное покрывало», «Замерзание жидкостей».

«Художественно-эстетическое развитие»

НОД (аппликация) «Зайчик».

«Физическое развитие», «Здоровье»

- беседы о безопасном поведении во время прогулок, о безопасном поведении на дороге во время гололеда, о мерах безопасности во время опасных зимних природных явлениях - мороз, метель, оттепель, снежная лавина.

Заключительный этап

  1. Оформление календаря природы поделками «Снежинки».
  2. Диагностика усвоенных знаний у воспитанников по теме проекта.
  3. Участие детей в творческих конкурсах.

Результаты проекта

  • У детей сформировались разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; сформировался устойчивый интерес к наблюдениям за явлениями в природе зимой.
  • Дети стали бережнее относиться к природе.
  • Дети приобщились к здоровому образу жизни.
  • Воспитанники приобрели опыт продуктивного взаимодействия друг с другом, повысилась познавательная активность.
  • Усвоились необходимые знания по теме «Зима».

Фотоотчет