В настоящее время достаточно пристальное внимание в системе образования обращено к изучению периода раннего детства. Разработки и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных методик, рассчитана на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Организация эффективного воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста требует новых подходов, выбора таких методик, которые соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей, уровню их здоровья.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только необходимое, но и закономерное. Одно из главных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в раннем дошкольном возрасте занимает сенсорное развитие.
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Какие же современные подходы и технологии можно применить для формирования сенсорных представлений?
В своей практике я применяю:
- Нетрадиционный наглядно-дидактический материал, бизиборды, лего- технологию и конструирование, экспериментирование, арт - технологию.
- Использование нестандартных пособий вызывает у детей интерес, дополнительный стимул активизации сенсомоторной деятельности.
- Формируют представления о цвете, величине, форме, положении в пространстве, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, образное мышление, речь и воображение.
Использование дидактических пособий из цветных крышек
Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, разного размера привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с раннего возраста. Все пособия, изготовленные из цветных крышек привлекательны, безопасны, оригинальны, просты в изготовлении и использовании. У детей формируются представления о сенсорных эталонах (цвет и его оттенки, размер, количество, форма, ориентировка в пространстве).
Можно использовать разноцветные крышечки для выкладывания мозаики по образцу.
Сенсорные коробки - являются универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений. Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.). Помогает изучению цвета, формы, текстуры. Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает. Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным. Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.
Бизиборды - это специальные развивающие доски для детей, на которых расположены различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки и т. д. С помощью них ребёнок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы. Основная задача бизиборда - дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия.
Можно использовать пособия, которые предлагают разные варианты развития осязания. Основная цель - развитие тактильных ощущений и обучение детей целенаправленному и сознательному ощупыванию, анализу и запоминанию полученных ощущений. При этом одна из задач использования данных материалов - знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами. Это могут быть различные панно, тактильные доски, дорожки, панели, сенсорные книжки, доски, коврики, и т. д.
ЛЕГО-технологии - развивающие конструкторы, получившие свое название - ЛЕГО и обладающие большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях. Лего-технология непосредственно связана с сенсорным воспитанием, так как в процессе конструирования идет формирование представлений о предметах, их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положению в пространстве.
При конструировании ребёнок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный - короткий, узкий - широкий, низкий - высокий.
С детьми раннего возраста используются конструкторы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. Знакомство происходит постепенно от простых моделей к более сложным. Используются дидактические упражнения и ситуации, при которых дети учатся различать конструкции по форме, величине, составу деталей, размещению в пространстве, устойчивости, цветовому решению и другим признакам. Например, дидактическая игра «Дорожки» (цвет), дидактическая игра «Двойняшки» (форма), дидактическая игра «Башни» (величина) и т.д.
Рядом могут находится также игрушки, которые соразмерны создаваемым постройкам (машинки, животные, предметы домашнего интерьера и др.).
Экспериментирование
Одним из эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Экспериментальная деятельность способствует формированию познавательного интереса, представлений о свойствах и качествах предметного мира, развитию наблюдательности, познавательной мотивации и является средством сенсорного развития. Экспериментальная деятельность обогащает чувственный опыт детей через совершенствование всех видов анализаторов.
Экспериментирование с водой и снегом, песком
Игры с песком и водой вызывают неповторимые тактильные ощущения, доставляют необычайное удовольствие. Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития мелкой моторики рук детей. Для детей раннего возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.
В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.
Волшебные камни
Используется в экспериментировании и другой материал, такой как разные камушки, бумага, лоскутки ткани и т. д.
Камни можно рассматривать, сравнивая по размеру, цвету, форме, весу, количеству, разбирать, сортировать, использовать в конструировании; раскрашивать; опускать в воду, доставать из воды, выкладывать узоры на песке, на бумаге, прятать в песке и находить и т. д. («Собери бусы, чередуя по цвету или форме», «Разноцветные дорожки», «Узор» и т.д.).
При помощи опытов с бумагой дети узнают, что бумага лёгкая: её можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; бумага может быть тонкой и толстой, она может рваться, сминаться, намокать, из неё можно делать различные поделки.
Использование природного материала: жёлуди, шишки, каштаны, сухие листья
Так же можно использовать различный природный материал (жёлуди, шишки, каштаны, семена растений, сухие листья).
Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Т.о. непосредственно, с помощью органов чувств, дети воспринимают многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, пространственное расположение.
Совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире детей раннего возраста является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития.
Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.