Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать представление обучающихся о родном крае;
- развивать умение работать с картой и дополнительной литературой;
- ознакомить с административной картой России, РСО-Алания.
Развивающие:
- развивать умения анализировать и на основе анализа строить выводы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своему краю.
Метапредметные:
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.
ФормироватьУУД:
Личностные
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
- способствовать развитию умения работать в группе;
- способствовать расширению словарного запаса детей;
- умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
- умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- высказывать свое предположение на основе работы с дополнительной литературой и атласом РСО-Алания;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
- работать по предложенному учителем плану;
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, карта);
- находить ответы на вопросы. Используя свой жизненный опыт.
Познавательные УУД
- делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», политико-административная карта России, карта родного края; презентация с изображением родного края, аудиозапись песни «Наш край» (сл. А.Пришельца, муз. Д.Кабалевского), Красная книга Северной Осетии.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель - Добрый день, ребята. Закройте глаза и тихо повторяйте за мной:
Прекрасно все на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно все вокруг,
Прекрасно все во мне!
- Открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.
II. Актуализация знаний
- Я думаю, что вы очень много знаете о природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте.
- Давайте проверим, так ли это.
1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)
2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)
3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)
4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)
5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа)
6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона)Учащиеся зачитывают описание природной зоны, называют её.
III. Самоопределение к деятельности
Звучит запись песни «Наш край».
- Послушайте стихотворение, которое написала Ирина Олеговна Найфонова, директор нашей школы.
Владикавказу
Воспет скалистый край Кавказа
Поэтами в стихах не раз!
Как часто сердце волновала
Столица гор - Владикавказ!
Владикавказ, твое сиянье
Зову я Родиной своей.
Прими ж сердечное признанье
В любви и верности моей!
Ах, как хорош ты в час рассвета
Прохладной свежестью садов.
И, пробуждая песнь поэта,
Волнуешь сердце вновь и вновь!
Былых времен величье славу
В молчанье горы здесь хранят.
Про удаль нартов и отвагу
Готов здесь каждый рассказать.
Кружатся звезды хороводом
Над мирным городом моим.
Укрыт лазурным небосводом,
Благословением храним.
Владикавказ! Твое творенье
С зарею дарит вновь и вновь
Души влюбленной вдохновенье
И безграничную любовь!
- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? Почему наш урок начался так необычно?
(Говорить мы сегодня будем о родном крае)
- Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край - часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём!
(На доске записывается тема урока: «Наш край».)
- Какая цель может быть поставлена в связи с темой? (Узнать больше о родном крае)
- Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей)
- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Цель урока)
- Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке.
- На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие - на следующем уроке.
IV. Открытие нового знания
1. Работа со словарем
Край - слова многозначное. Посмотрим его значение в словаре Владимира Даля.
1 - Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев.
2 - Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности).
3 - В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.
2. Работа с картой
- Давайте познакомимся с административной картой России (учебник с.144-145). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта?
(На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)
- Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.)
- Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Средне-Сибирском плоскогорье.)
- А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.)
Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается
расшифровка, что обозначает эта цифра.
V. Физкультминутка (презентация)
VI. Первичное закрепление
1. Работа с картой своего края
- Найдите на карте территорию, где мы живем. (Ученики находят на карте и называют)
- Какой город является главным на нашей территории? (г. Владикавказ)
- Это наш край, наша малая Родина, которую мы должны любить и беречь.
- А какие страны, республики, края и города являются нашими соседями?
(С севера наш сосед Ставропольский край, на юге - Грузия, на западе - Кабардино-Балкария, на востоке - Ингушетия и Чеченская республика)
Из общей территории 4121 кв. км занимают низменности и равнины, доля нагорной полосы составляет немного меньше половины. На севере - Ставропольская равнина, южнее - Терский и Сунженский хребты, в центральной части - Осетинская наклонная равнина. На юге - Главный, или Водораздельный, хребет Большого Кавказа. Высшая точка - гора Казбек 5033 м. В горной части республики, севернее Главного хребта параллельно проходят четыре больших хребта: Боковой, Скалистый, Пастбищный и Лесистый. Хребты разрезаны ущельями, главными из которых являются Дарьяльское, Кармадонское (Геналдонское), Куртатинское, Кассарское, Алагирское и Дигорское.
- А теперь поговорим о природе нашей республики. Природа щедро одарила красотой и своими богатствами. Здесь и высокие горы, и широкие равнины, и густые леса. Красоту нашей природы воспели композиторы, поэты, художники, - Посмотрите на картины. Кто из вас знает автора? (К.Л.Хетагуров)
- Это работы великого осетинского поэта и художника Коста Левановича Хетагурова. Коста очень любил свою родину, свой родной аул Нар. Все залито солнцем - лес, солнечные горы.
Серебрятся реки; беспредельна даль.
Воздух наполняют радостные хоры.
- О каких реках писал поэт?
- Какие реки протекают на территории Северной Осетии?
- Что вы можете рассказать о Тереке?
- Красоту Терека описывали в своих произведениях и замечательные русские поэты А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. Терек - река дружбы. Он берет начало в Грузии и течет по территории Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, пересекает Чеченскую республику и на Дагестанской земле впадает в Каспийское море.
- Красоту и особое богатство республики составляют горы. В горах много целебных минеральных вод, используемых для лечения многих заболеваний.
- В наших горах много полезных ископаемых, которые хорошо используются в хозяйственной деятельности. Это песок, глина, известняк.
- В республике работают заводы, которые, решая экономические проблемы, наносят вред окружающей природе и здоровью людей, загрязняя воды, почву, воздух.
- Всем известно, что лучший помощник в борьбе за чистый воздух - лес. Леса называют легкими нашей планеты. Наша республика богата лесами. Всем известно, что леса нужно беречь. Человек должен быть лесу другом.
2. Работа в группах
- Узнаем больше о своем родном крае.
Для этого поработаем в группах:
- 1-я группа «Ботаники» узнает и расскажет о растительном мире;
- 2-я группа «Зоологи» - о животном мире;
- 3-я группа «Экологи» об экологических проблемах и охране растений и животных, заказниках. (Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассматривают гербарий, фотографии своего края.)
- Роли в группах распределите самостоятельно.
3. Самостоятельная работа в группах по инструкции
- Ребята, вы работаете самостоятельно. Не забывайте о правилах работы в группе.
4. Проверка знаний
- Узнаем, какие растения есть в нашем крае. (Вступают «Ботаники») Растительный мир республики многообразен и имеет большое народнохозяйственное значение. Растительность представлена основными типами, характерными для Большого Кавказа и Предкавказья: степная, лесостепная, лесная, нагорно-ксерофитная, субальпийская, альпийская, нитразональная.
Флора состоит из 4030 видов, в т.ч. водорослей - 300, лишайников - 250 , мхов - 122, сосудистых аборигенных видов - 2437, грибов - 362 вида, культурных растений - 88. Преобладают такие семейства как астровые, лютиковые, мятниковые, яснотковые - типичные для Северной Евразии: встречаются ароидные, вербеновые, молочайные семейства, характерные для тропиков. Из наиболее крупных родов первенство принадлежит осокам, астрагалам, камнеломкам. Есть семейства, представленные 1-2 видами: тисовые, эфедровые, кизиловые.
Зарегистрировано около 100 видов дикорастущих сородичей культурных растений. Среди них 20 эндемичных, 15 из которых встречаются очень редко. При сокращении площадей дикорастущих плодовых, орехоплодных, ягодников, кормовых, медоносных трав и других происходит уничтожение и этих редких видов. Встречаются растения, присущие только данной местности. Редкие виды растений включены в Красные книги России и РСО-Алания.
В ассортименте лекарственных растений преобладают травы, которых насчитывается более 130 видов. В республике имеется большая возможность для заготовки экологически чистого лекарственного сырья.
- Как, ребята, поработали? Оцените качество работы при помощи сигнальных карточек.
- А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире. (Выступают «Зоологи»)
Основной формой хозяйственного освоения диких животных в республике является ведение охотничьего хозяйства, специализированное на охране, воспроизводстве и рациональной добыче объектов охотничьей фауны. Общая площадь охотугодий и особо охраняемые природных территорий составляет 596,5 тыс. га, из которых 404,4 тыс. га закреплены за охотопользователями и 192,1 тыс. га занимают особо охраняемые природные территории.
На территории республики обитают следующие основные виды диких животных: олень, зубр, тур, кабан, косуля, медведь, заяц русак, куница, лисица, шакал, волк, серна.
На сравнительно небольшой территории республики обитают животные характерные почти для всех регионов Российской Федерации: от степных видов на севере до высокогорных видов на юге. Зарегистрировано обитание 298 видов почвенных животных (наземных), среди них выявлено более 70 видов, относимых к категории редких, требующих включения в Красную книгу РСО-Алания.
Наиболее насыщены редкими видами животных экосистемы: горные, степные и пойменные. Горы в целом сохранили облик естественных, пойменные экосистемы значительно изменены, природные ландшафты сохранились фрагментально, степные же практически уничтожены, трансформированы в агроценозы.
В лесной зоне продолжается вырубка основной лесообразующей породы - бука восточного и раскорчевка предлесной зоны, что способствует снижению численности многих видов диких животных. Распашка лесолуговой зоны, пожег стерни, устройство палов и самовольный, неконтролируемый выпас скота в лесу привели к деградации мест обитания и уничтожению кормовой базы основных видов диких животных.
- Как, ребята, поработали? Оцените качество работы при помощи сигнальных карточек.
- Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу? (Выступают «Экологи»)
Экологическая ситуация в Северной Осетии в первую очередь определяется сильным загрязнением земель и водных объектов, нарушенных в результате добычи и переработке полезных ископаемых, а также от деятельности спиртопроизводящих предприятий. Особую "лепту" в загрязнение окружающей среды вносят автопарк и предприятия металлургической промышленности, построенные в послевоенное время и оказавшиеся сегодня практически в жилом секторе города Владикавказа.
Необходимо осуществить ряд мер по улучшению экологической ситуации: ввести новые очистные установки на заводах, построить современные производства, позволяющие уменьшить поступление загрязняющих веществ в окружающую среду, построить современные полигоны и перерабатывающие заводы твердых бытовых отходов, создать научные и исследовательские структуры, ну и, конечно, повышать и воспитывать экологическое сознание людей.
Проблемы для экологов создают также стихийные свалки в окрестностях населённых пунктов, на обочинах дорог, берегах рек, местах массового отдыха людей.
Решение проблемы мусора на природных объектах должно основываться на системном подходе с учетом дальнейшего использования собираемых мусорных ресурсов. При этом недостаточно просто производить очистку природных объектов, а следует добиваться снижения вреда, наносимого окружающей среде в процессе последующей утилизации собираемого мусора.
- А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т.д.)
- Как ребята поработали? Оцените качество работы при помощи сигнальных карточек.
VII. Творческая работа
- Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради. (Работа ведется в парах.)
План рассказа о родном крае
1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).
2. Природа края (растения, животные).
3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)
- Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.
VIII. Оцените себя в группах
IX. Рефлексия
- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Если на уроке у вас все хорошо получилось, предлагаю выразить свое настроение с помощью смайликов. Если полученные знания были для вас новыми, интересными, если у вас появилось желание больше узнать о родном крае, то прикрепите, выбранный вами смайлик на контур карты нашей республики.
Х. Подведение итогов урока
- Какие карты вы знаете?
- С какими новыми картами мы сегодня работали?
- Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?
- Какие условные обозначения используют в этих картах?
- Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)
- Над чем еще надо поработать?
ХI. Домашняя работа
1. Прочитать текст на стр. 138 учебника.
2. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.