Задачи. Учить детей находить различие и сходство между объектами, обобщать объекты по определенным признакам, знакомить с понятиями «овощи» и «фрукты», со значением их в жизни человека и животных.
Материалы, инструменты, оборудование.
- различные фрукты настоящие, так и их муляжи. Желательно подобрать как фрукты местного происхождения (яблоко, грушу, сливу), так и фрукты, произрастающие в южных странах (банан, лимон, апельсин, мандарин);
- корзина для фруктов; лупы, кусочки разных фруктов, тарелочки;
- различные овощи или их муляжи, консервированный зеленый горошек, кукуруза;
- кукла в костюме огородника;
- мешочек для игры «Угадай, что в мешочке»,
- коробочка ощущений, лупы: салфетки, измельченная морковь, свекла, отрез марли, стаканчики для сока; пакет овощного сока.
Содержание образовательной деятельности
Первую часть занятия воспитатель ведет от лица кота Леопольда - знатока апельсинов и всех других фруктов. В этом случае весь предложенный текст говорится от его имени.
Воспитатель ставит перед детьми корзину с разными фруктами, накрытую салфеткой, и говорит, что его знакомый садовник прислал коту Леопольду и детям в подарок вот такую большую корзину с вкусными фруктами. Нужно отгадать, какие именно фрукты лежат в корзине. И сделать это нужно с закрытыми глазами на ощупь. Дети по очереди закрывают глаза или воспитатель завязывает им глаза платком.
Воспитатель говорит, что дети отгадали уже многие фрукты, открывает корзину и выкладывает все фрукты на стол. Вместе с воспитателем дети вспоминают, как они называются. Воспитатель еще раз подчеркивает, что все, что лежит на столе, называется одним словом - «Фрукты». Каждый ребенок выбирает один фрукт и исследует его (рассматривает, нюхает, гладит).
Воспитатель рассказывает, что многие фрукты растут на деревьях. Одни из них можно выращивать в нашей местности (воспитатель показывает яблоки, груши, сливы, набор фруктов зависит от климатических особенностей местности, в которой находится детский сад), другие любят солнышко и растут только в очень теплых краях. (Воспитатель показывает лимон, апельсин, грейпфрут, гранат, банан.) Воспитатель подчеркивает, что бананы не растут на пальмах, как думают многие, показывает рисунок или фотографию этого растения, показывает видео как растут фрукты. Спрашивает, какое животное любит есть бананы? (Обезьяны.) Фруктами питаются многие животные.
Воспитатель спрашивает детей, что растет на огороде, выслушивает ответы и говорит, что сегодня в гости к детям пришел огородник (показывает куклу) и принес в подарок детям разные овощи со своего огорода - целый мешок овощей! Воспитатель кладет на стол мешочек с разными овощами и предлагает отгадать загадки. Например: Сидит девица в темнице, а коса на улице» (морковь); «Этот овощ ь мы кладем в борщ и в винегрет, он придает еде красивый цвет» (свекла); «Бурая - не мишка, в норке - но не мышка»(картошка); «В этих желтых пирамидках сотни зерен аппетитных» (кукуруза). Дети должны найти нужный овощ и назвать его. Воспитатель выкладывает на столе морковь, капусту, свеклу, редьку, картофель, помидор, огурец и т.п., вместе с детьми называет их и говорит, что все они называются- овощи. Человек выращивает овощи для того, чтобы готовить разные блюда. Воспитатель спрашивает детей, есть ли внутри овощей вода, и вместе с ними проводит опыты.
Опыт: разрезает огурец (помидор) на кусочки и раздает их детям. Затем спрашивает: что будет, если мы приложим кусочки огурца к салфетке? Оставит ли огурец какой-нибудь след? Дети прикладывают кусочки огурца к салфетке. Что остается на салфетке? Мокрое пятно значит, в огурце (помидоре) есть вода.
Опыт: А есть ли вода внутри фруктов? Дети проверяют свои предположения, приложив (с помощью воспитателя) кусочки разрезанных фруктов к салфетке. Воспитатель предлагает попробовать сжать дольку апельсина или мандарина. Что происходит? Что вытекает из дольки? (Сок.) Затем воспитатель отжимает через кусочек марли заранее натертую на терке морковь или свеклу. Что получается? Сок.
Опыт: Воспитатель показывает разные пакеты с фруктовыми и овощными соками, спрашивает, кто из детей какой сок любит больше всего, подчеркивает, что соки очень полезны для нашего здоровья. Обращает внимание детей на то, что соки из фруктов называются фруктовыми, а из овощей овощными. В заключение дети могут выбрать сок, Назвать фрукт или овощ, из которого он сделан, и попробовать его на вкус.
Последующая работа. Воспитатель вместе с детьми сажает в не большие стаканчики косточки апельсина, лимона и других фруктов. Проводятся наблюдения за их развитием, дети ухаживают за растениями. Во время ухода за посадками воспитатель рассказывает, что нужно для того, чтобы растения выросли (вода, солнышко, земля).