Поиск сокровищ, или Как читать топографическую карту

Разделы: География


Карта - основной источник географической информации. Карта дополняет, поясняет, расширяет основную учебную информацию, являясь как объектом, так и средством обучения. Привлекая внимание обучающихся к картам, учитель должен разбудить интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании.

В начальном курсе географии более подробное знакомство с картами начинается с топографической карты. На этом этапе формируются такие сложные понятия как «масштаб», «стороны горизонта», «азимут», «рельеф», «относительная высота», «абсолютная высота» и вполне логично, что легче всего это сделать, используя игровые технологии.

Приведу примеры географических игр для отработки темы «Топографическая карта».

Графический диктант помогает отработать знание сторон горизонта и азимут.

Рисунок 1. Стороны горизонта

Рисунок 2. Азимуты

Для изучения условных знаков использую топографическое лото, в котором есть игровые поля и отдельные карточки условных знаков. Ученикам раздаются игровые поля. Ведущий достаёт наугад карточку с изображением условного знака с цифровым и буквенным обозначением, называет его, а игроки закрывают изображение условного знака на своих карточках, если оно у них есть, и называют вслух цифровой и буквенный номер этого окошка, для проверки правильности. Выигрывает тот, кто первым закроет поле.

Рисунок 3. Пример игрового поля для топографического лото

Еще один прием - «описание маршрута». Задача: перечислить как можно больше объектов на определенном маршруте.

После изучения масштаба, направлений и условных знаков можно провести игру «Найди меня» - ведущий описывает свое положение на карте, игроки должны показать это положение с максимальной точностью.

Ну и наконец, после изучения способов изображения рельефа игра «Выбери участок». Это задание из ОГЭ, но в 5 классе ребята его с интересом выполняют.

Задание: Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Рисунок 4. Выбор участка

Работа с топографической картой способствует развитию всех видов универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и личностных. Активизируется логическое мышление, воображение, внимание и память, а если еще эти задания даются в форме игры, то тогда процесс обучения становится еще более эффективным.