В наше современное время начальная школа должна готовить детей к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования.
Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы. Я хочу поделиться как я веду работу по формированию финансовой грамотности учащихся начальной школы.
1. На уроках литературного чтения или окружающего мира для формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии важным ресурсом является устное народное творчество. Чтобы проверить, как хорошо дети знают понятия «экономика» и «экология», следует предложить учащимся пословицы.
Задание я разработала на сервисе LearningApps.
Дети должны найти смысловой конец пословицы и установить связь с экономикой и экологией.
Методом классификации, ребята находят смысловой конец пословицы и объясняют её смысл.
Если всё верно выполнено, выплывает окошко «Здорово! Ты верно выполнил задание!»
Если учащийся допустил ошибки, то на экране пословицы выделяются красным. Ущащиеся могут исправить свои ошибки.
2. По литературному или внеклассному чтению формировать финансовую грамотность можно через художественную литературу.
Задание я разработала также на сервисе LearningApps.
Учащиеся читают произведения, например, А.С.Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде», Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино», Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», В.Осеева «Долг») анализируют на уроках литературного чтения, внеклассного чтения или внеурочной деятельности и используют данное задание.
Методом «найди пару», ребята находят уроки финансовой грамотности в произведениях.
Если соответствие определено верно, то выплывает окошко «Здорово! Ты верно выполнил задание!»
Если учащийся допустил ошибки, то на экране пары соответствий выделяются красным. Ущащиеся исправляют и анализируют свои ошибки.
3. На уроках также можно использовать интересную форму «Кроссворд» по теме «Финансы».
Я разработала кроссворд на сервисе CrossMaker , который можно использовать на занятиях. Составлять кроссворды на сервисе легко. Достаточно напечатать слова, которые будут использованы в кроссворде, нажать кнопку «создать кроссворд» и сервис сам распределит слова в кроссворд,
есть возможность скачать кроссворд
и используем в работе.
В 3-м классе на уроках окружающий мир финансовую грамотность изучаем в темах: «Что такое деньги», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет».
4. Метод Кейс, Кейс (работа в группе).
Этот метод активного проблемного- ситуативного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач (кейсов). Главное- мы развиваем способности находить решения проблем и учим работать с информацией.
Этапы работы по теме «Семейный бюджет»
Делим класс на команды по 4-5 человек.
Предлагаем командам задачи и таблицу бюджета семьи, которуюребята заполняют по ходу работы.
Метод «КЭЙС» подразумевает работу в группах по этапам.
- Ребята в командах читают задачи.
- Изучают известные доходы и расходы семьи.
- Заполняют в таблицу «Бюджет семьи»
- Анализируют ответы на вопросы.
- Сбалансирован ли бюджет? Если нет, то как его можно сбалансировать?
- Есть ли сбережения? Если есть, то как их приумножить?
- Какие расходы можно сократить?
Представляют свои решения.
5. Во внеурочной деятельности, привлекая родителей, можно добиться высоких результатов в области финансовой грамотности, в участии мероприятиях разного уровня. Ролевые игры по финансовой грамотности проявляют интерес у ребят к экономике. Вместе с классом в прошлом учебном году мы приняли участие в Городском конкурсе по финансовой грамотности «Лимон». Мы разработали сценарий «Финансовый ералаш», распределили роли между ребятами, сняли видеоролик и отправили на конкурс. В результате победители, 1 место.
Таким образом, работа, направленная на воспитание финансовой грамотности младших школьников, может быть проведена в самых различных формах. Все приведённые выше формы и методы работы, способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно целостных представлений о процессах, связанных с бизнесом, экономикой, ресурсами, а также их разумным потреблением.
На экране ссылки на мои задания, которые я разработала, можете использовать в работе.