Интеллектуальная игра по окружающему миру «Знатоки природы»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Ключевые слова: окружающий мир


Организационный момент

Звучит музыка «Мы начинаем нашу игру».

Учитель: Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру «Знатоки природы». Наше мероприятие будет не совсем обычным, это будет игра, где соревнуются три команды. По ходу мероприятия мы будем отгадывать загадки, решать ребусы, вспоминать пословицы и поговорки.

Как и в любой интеллектуальной игре, оценивать каждый конкурс должно независимое жюри. Давайте познакомимся с беспристрастным, неподкупным жюри (членами могут быть приглашенные гости).

- Знатоки природы, назовём правила игры в команде:

  1. Внимательно слушайте свое задание.
  2. Обсудите его в команде.
  3. Придите к общему мнению.
  4. Дайте слово капитану команды.

Конкурс 1 «Приветствие»

Учитель: Первый конкурс нашей игры - это приветствие: каждая команда сообщает своё название, девиз и эмблему.

Команда 1: Пингвины

Девиз:

Мы пингвины просто класс, победи попробуй нас.
Ешь побольше витамин, будешь толстым как пингвин.

Команда 2: Ёжики.

Девиз:

Команда ёжиков не хуже, потому что все мы дружим.

Команда 3: Жирафы

Выше голову подняв
Гордо шествует жираф.
Сверху видно все и всех,
Информация - успех!

Жюри оценивает конкурс

Конкурс №2 «Разминка»

(каждой команде задается по несколько вопросов по очереди, на раздумье 5 сек. Если команда не отвечает, вопрос переходит команде соперник). За каждый правильный ответ - 1 балл.

Команда 1

  1. Что делает еж зимой? (спит)
  2. С прилетом каких птиц начинается весна? (грачей)
  3. Какая птица живет на болоте? (цапля)
  4. Какой цветок считается самым благородным? (роза)
  5. Какая птица не боится мороза? (пингвин)

Команда 2

  1. Какая перелётная птица не строит гнёзда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
  2. Какая из птиц считается символом мира? (голубь)
  3. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)
  4. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму иголки? (Лиственница.)
  5. Какой животное самое высокое? (жираф)

Команда 3

  1. У кого мешок под клювом? (У пеликана)
  2. Летучие семена - парашютики этого травянистого растения далеко разносятся летним вечерком? (Одуванчик)
  3. Какое животное самое большое?. (Кит)
  4. Какая птица самая большая в мире (Страус)
  5. Какие животные вылезают из кожи вон? (Змея)

Конкурс № 3. «Узнай животное по описанию»

(команды получают текст),(команды друг-другу рассказывают)

Команда 1. (2-й команде) У меня головка в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, ем всё: зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались кто я? (синица)

Команда 2. (3-й команде) Мы живём большими семьями. В каждой семье есть крупная самка - матка. Есть у нас и лентяи - трутни. Но больше всего в нашей семье - рабочих. Наши дикие родственники селятся в дуплах деревьев, а у человека мы живём в специальных домиках. Мы очень любим, лакомиться пыльцой и собирать нектар с первых цветов, чтобы потом получилось для вас сладкое лакомство. Кто мы? (пчёлы)

Команда 3. (1-й команде) Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее, ветками деревьев, корой с их стеблей. Догадались кто я? (Заяц)

Команда 1. (2-й команде) «Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я вешу столько, сколько весят 33 африканских слона. Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана». (голубой кит)

Команда 2. (3-й команде) «Я самый высокий в мире. В моей шее всего 7 позвонков, как в шее человека. Питаюсь я преимущественно листьями. Если захочу достать траву, мне нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли». (жираф)

Команда 3. (1-й команде) «Я -полярный житель и близкий родственник тюленя. Я большой и сильный, и мало кто решается напасть на меня. У меня два длинных клыка, которые я использую при драках, а также, чтобы выбраться на лед для отдыха». (морж)

Конкурс №4 «Закончи фразу»

(команды называют по очереди)

Команда 1. Голоден как ...(волк)

Команда 2. Нем как ... ( рыба)

Команда 3. Неуклюжий как ...(медведь)

Комнада 1. Здоров как... (бык)

Команда 2. Хитёр как ... ( лиса)

Команда 3. Надут как (индюк)

Комнада 1. Упрям как ... (осёл)

Команда 2. Колючий как... ( ёж)

Команда 3. Труслив как ... (заяц)

Комнада 1. Устал как….(собака)

Комнада 2.Злой как….(собака)

Комнада 3. Дрожать как…(заяц)

Комнада 1. Трещит как …(сорока)

Комнада 2. Назойливая как…(муха)

Комнада 3. Поёт как… (соловей)

Конкурс № 5. «Береги природу»

- Найдите ошибки в правилах и исправьте их, обоснуйте свое мнение (на карточках)

Команда 1

  1. Гуляй в лесу только по тропинкам.
  2. Губи деревья, их очень много. (ломай ветки, делай на стволах надписи, собирай сок).
  3. Подкармливай зверей и птиц зимой.
  4. Редкие растения не охраняй, они всё равно вымрут.
  5. Не сори там, где отдыхаешь.
  6. Никогда не убивай зверей и птиц.
  7. Трогай птичьи яйца, ведь они такие красивые.

Команда 2

  1. Никогда не наноси вреда природе.
  2. Можно разорять гнёзда и убивать ядовитых, жалящих и некрасивых животных.
  3. Не убивай зверей и птиц - это творения природы.
  4. Разжигай костры в лесу, делай новые кострища, не береги почву, её очень много.
  5. Не трогай жилищ животных и детёнышей.
  6. Подкармливай зверей и птиц зимой.
  7. Не оказывай помощи животным и растениям, попавшим в беду

Команда 3

  1. Не засоряй родников и речек.
  2. Не шуми в лесу, на лугу, у водоёма.
  3. Разоряй муравейники, их и так очень много.
  4. Цветы собирай в большие охапки и приноси домой.
  5. В меру бери дары природы.
  6. Учись слушать голоса в природе.
  7. Не наблюдай за природой.

- Сейчас мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны вы ребята с точки зрения экологии. (Каждой команде задаётся вопрос)

Команда 1. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, радио, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места)

Команда 2. Вы увидели гнездо птицы. Как действия? (Не вытаптывать траву у гнезда, если она на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов)

Команда 3. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния)

Команда 1. Как можно уменьшить вред, который причиняют лесу отдыхающие? (Нельзя допускать, чтобы люди разбрелись по всему лесу и топтали всю территорию. Гораздо лучше, когда для отдыха отведены определенные участки)

Команда 2. Как следует собирать лекарственные растения, чтобы они не исчезли? (Надо чередовать места сбора, т.е. собирать в разные годы на разных участках. И делать это умеренно, чтобы запасы растения не оскудели.)

Команда 3. Как правильно собирать грибы? (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрывать мхом. Не собирать не знакомых и старых грибов, не трогать ядовитых - ими лечатся животные)

Конкурс №6 «Экологическая ситуация»

1. Как-то раз Петя с Колей поймали 2 ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастался, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

- А что ты сделал для своего ежа? - спросил он у Коли

- А я его отнес в лес и выпустил на волю.

Кто из мальчиков поступил правильно?

2. Идя на экскурсию в лес, дети увидели красивые ландыши. Ира хотела сорвать и принести ее в класс, а Ваня предложил выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто прав, как вы думаете?

3. - Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.

- Зачем здесь? Идёмте вот под дерево, там уютнее, - возразили девочки.

Мальчики пошли туда, куда девочки показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

Конкурс 7: «Загадочные животные»

Расшифруйте названия животных, записанные на карточке.

Команда 1

л ь д о а ш (лошадь), с л ьо (лось), шаугкял (лягушка), ааптрен(пантера)

Команда 2

в а й р у е м (муравей), з о а к (коза), девьдем (медведь), бчкоаба(бабочка)

Команда 3

б а к о с а (собака), к а б е л (белка), бкаан (кабан)

Конкурс 8: «Собери рисунок» (каждой команде даётся разрезанный рисунок, балл получает команда, которая быстрее соберёт и назовёт дерево)

Берёза, ель, дуб

Конкурс 9: «Отгадай ребус»

Конкурс 10 «Реши кроссворд»

Учитель: Следующий наш конкурс «Реши кроссворд». Каждая команда получает свой кроссворд. Все вместе должны отгадать его, если вы правильно разгадаете все вопросы, то сверху вниз по выделенным клеткам прочитаете слово.

Команда 1

  1. На свинью похож, а в лесу живёт. (Кабан)

    Всю зиму спит,
  2. Весной на пасеку спешит. (Медведь)

  3. В птичник повадится - жди беды
    Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

  4. Зубова-то, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

  5. Посреди поля белый клубок катается. (Заяц)

Команда 2

  1. Собой не птица, петь не поёт, кто к хозяину идёт - она знать даёт. (Собака)

  2. Шубу дважды в год снимает.
    Кто под шубою гуляет? (Овца)

  3. Рогатый - староста деревни. (Баран)

  4. Возле печки греется, без водички моется. (Кошка)

  5. Хвост крючком,
    Нос пятачком. (Свинья)

  6. С бородой, а не старик,
    С рогами, а не бык,
    Доят, а не корова,
    Лыко дерёт,
    А лаптей не плетёт. (Коза)

Команда 3

  1. Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

  2. Он в поросятах знает толк,
    Он злой и жадный. Это ... (Волк.)

  3. Идет по улице гора, быть может, это сон,
    Нет, нет, смеётся детвора, ведь это просто ... (Слон.)

  4. Какая птица может разговаривать? (Попугай.)

  5. Большая птица скрылась тут,
    Скажите, как её зовут? (Аист.)

  6. Ну а здесь кто? Важный граф!
    Вышиною с телеграф! (Жираф.)

  7. Зеленый и зубастый, он прибыл с реки Нил,
    Подходить к нему опасно, он зовётся ... (Крокодил.)

Подведение итогов

Учитель: Пока строгое жюри подводит итоги, мы поиграем в игру «Назови детёныша».

Гусь - гусята

Свинья - поросята

Кошка - котята

Корова - телята

Лошадь - жеребята

Курица - цыплята

Утка - утята

Овца - ягнята

Собака - щенята

Тигр - тигрята

Лев - львята

Медведь - медвежата

Лиса - лисята

Волк - волчата

Сова - совята

Белка - бельчата

Заяц - зайчата

Кабан - поросята

В заключение исполняется песня «Солнечный круг».

Солнечный круг, небо вокруг -
Помнишь рисунок мальчишки?
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке…
Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть в тайге будут звери,

А у - дома цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!

Оценивание игры «Знатоки природы»

Конкурсы

Команда 1

Команда 2

Команда 3

1

«Приветствие».

2

«Разминка»

3

«Узнай животное по описанию»

4

«Закончи фразу».

5

«Береги природу»

6

«Экологическая ситуация»

7

«Загадочные животные»

8

«Собери рисунок»

9

«Реши кроссворд»