Религия древних греков

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: мифы Древней Греции, мифология


Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. На прошлом уроке мы с вами познакомились с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея». Сегодня мы с Вами завершим знакомство с древнейшей Грецией. Но сначала проверим домашнее задание.

Дома Вам нужно было прочитать пар 26, пар. 27 - прочитать и пересказать, ответить на вопросы после параграфа. Создайте шпаргалку для греческого школьника. Критерии хорошей шпаргалки: 1. отбор необходимого содержания, 2. форма шпаргалки, удобная для применения.

- Итак, кто хочет рассказать о своей шпаргалке?

- А сейчас давайте выполним некоторые задания! Внимание на экран!

Ребята, давайте вспомним, что такое «религия».

- А почему появляются религиозные верования? (потому что не могли объяснить явление природы).

- Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.

СЛАЙД - Давайте откроем тетради и запишем число и тему нашего сегодняшнего урока «Религия древних греков».

(Со слайда)

СЛАЙД - Ребята, существует один миф - миф о Кроносе и его детях. Кронос сверг своего отца, чтобы завладеть престолом. В браке с богиней Реей произвел на свет будущих великих богов Олимпа: Зевса, Гестию, Деметру, Посейдона, Аида и Геру. Оракул предсказал владыке, что он будет низвержен сыном. Чтобы удержать власть, Кронос стал пожирать своих детей. Владыка проглатывал их сразу после рождения. Только Зевса матери (Рея) удалось спасти, подсунув мужу запеленутый камень. Посмотрите на экран!

- Повзрослев, Зевс решил свергнуть отца, эта война длилась 10 лет. Кронос был побежден. Но как можно было освободить ранее проглоченных Кроносом детей?

- Зевс попросил о помощи дочь Океана Метиду, и она дала молодому богу волшебное зелье. Когда его подмешали в питье Крона, тот стал изрыгать все проглоченное ранее. Освобожденные дети стали богами Олимпа: Гестия; Деметра; Посейдон; Аид; Гера.

СЛАЙД - Мир поделен между братьями на три царства. Зев стал господствовать на небе. Посейдон - на море, Аид - в царстве мёртвых.

(Со слайда)

- Ребята, сейчас наша с вами задача заполнить таблицу «Боги и богини Греции».

(Со слайда)

- Ребята, давайте прочитаем миф о Деметре и ее дочери Персефоне.

(Со слайда)

- Но боги Олимпа могли и разгневаться. Представления об их жестокости и мстительности иллюстрирует миф о Прометее. По сюжету боги прятали огонь, потому что хотели оставить людей беззащитными перед силами природы. Благородный герой Прометей не смог с этим смирится и похитил из кузницы Гефеста огонь, а потом принёс его людям. Так он спас человечество от гибели. Дома Вы прочитаете этот миф более подробно.

- Миф о Прометее демонстрирует, что древние греки осознавали сколь велико значение огня в жизни и деятельности людей и пытались объяснить себе, как человек научился добывать его. В образе Прометея они чтили борца, защищавшего людей от несправедливых и зловредных богов.

- Греки почитали также и множество полубогов, происходивших от брака богов и людей, которых называли героями. Среди них были уже известные нам Ахиллес и Тесей. Самым же прославленным среди героев Эллады был Геракл. В его честь устраивали спортивные состязания, ему посвящали храмы и памятники. О подвигах могучего Геракла рассказывали греческие мифы.

СЛАЙД - Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Порой боги ссорятся друг с другом. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах. Наказывают тех, кто осмеливается ослушаться их.

(СЛАЙД 4) Чтобы проверить как вы усвоили материал, я предлагаю Вам выполнить некоторые задания! Внимание на экран.

- Сейчас мы проверим, как Вы были внимательны, и сможете ли вы по описанию определить, о каком древнегреческом боге идёт речь. 8 учащихся выходят к доске и вытягивают листочки с описанием богов (2 девочки и 2 мальчика). А остальные будут в роли детективов, и должны выяснить о ком идет речь?

1. Когда она, блистая красотой, в пышном наряде входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед ней, женой громовержца Зевса. (Гера)

2. Один из главных олимпийских богов, владыка морей и их обитателей. Ему поклонялись мореплаватели и рыбаки, купцы и простые люди. Одни просили у него спокойного моря, другие - хорошего улова, третьи - покровительства в торговле. (Посейдон)

3. С колчаном за спиной, с луком в руках она преследует дичь по горам и лесам. Её любимые спутницы - нимфы и наяды. Охотники приносят ей в жертву первых убитых животных. (Артемида)

4. Любимая дочь Зевса - грозная и воинственная в полном вооружении, в шлеме, с острым копьем вышла она из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда спрыгнула она на землю - богиня войны, порядка и мудрости, покровительница ремесла. (Афина)

5. Из белоснежной пены морской родилась она - богиня любви и красоты. Росла она близ острова Кипра. Куда ни ступаю она, всюду благоухают цветы. Дикие звери, львы, волки, пантеры следуют за мной, как ручные. Она добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит самого себя. (Афродита)

6. Бог кузнечного ремесла родился хилым и больным, и Гера, его мать, в гневе сбросила с Олимпа. Так и остался он хромым навечно. (Гефест)

7. Его называют самым прекрасным из богов, покровителем искусства. Без промаха разят врагов стрелы из его лука. Ими он поразил чудовище - дракона Пифона. (Аполлон)

8. Он - тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный им на Земле! (Зевс)

Учитель: - Молодцы справились с заданием. Но скажите мне, пожалуйста, о каком боге Древней Греции, которого почитали и боялись люди того времени мы не говорили? (Аид)

- Согласны ли Вы с утверждением?

1. Олимп - это вершина горы, на которой живут главные боги? (да)

2. Богом всех богов является Гермес (нет)

3. Словно древнегреческая знать, олимпийские боги и богини пируют и развлекаются почти все своё время. (да)

4. Афродита - это самая прекрасная богиня, богиня любви (да)

5. Арес - бог плодородия (нет)

6. Геракл совершил 15 подвигов (нет)

7. Вход в подземный мир Аида охранял двуглавый пёс Цербер (нет)

8. Прометей похител и передал людям священный огонь (да)

9. Артемида - богиня красоты и любви (нет)

10. Зевс Олимпийский - сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром - всё это происходит по воле Зевса (да)

5) Ребята, Вы сегодня большие молодцы! Скажите, что нового вы узнали на уроке? Что вам было интересно?

6) Сегодня на уроке, мы выяснили в каких богов верили древние греки, эту информацию мы получили из древнегреческих мифов. Теперь мы знаем какой сверхъестественной силой обладали боги и то, что черты характера у них были человеческие.

- Вы сегодня большие молодцы, вы прекрасно работали, теперь запишем домашнее задание: §28 - прочитать, ответить на вопросы после параграфа, подготовить для пересказа один из мифов о богах. По желанию - рисунок понравившегося бога.