Классный час "Кем быть"

Разделы: Классное руководство


Классный час в 9-м классе.

Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Пояснительная записка

Выбор профессии для старших школьников - это очень важное жизненное решение, которое определяет всю его дальнейшую жизнь. Человек, определивший свои жизненные ценности, с уверенностью идет по жизни. Современное общество очень мобильно. Меняются потребности самого человека, его взгляды. Технические открытия так же влияют на изменения в сфере трудовой деятельности. Изменился и характер труда. Требуется больше профессионализма, знаний, выносливости и ответственности. В связи с этим школьников необходимо готовить к выбору профессии.

Данное направление в воспитании становится актуальным, т.к. формирует не только интерес к профессии, но и гражданскую позицию. Одним из важных вопросов воспитания является - воспитание у старшеклассников чувства патриотизма. Патриотизм это многогранное понятие: и любовь к своей Родине, и желание стать полезным, приносить пользу своей стране и обществу.

Работа по профориентации процесс берущий начало в младших классах - это знакомство с профессиями родителей. В старших классах необходимо научить школьников сопоставлять требования к профессии с их индивидуальными возможностями. Старшеклассники стоят перед выбором будущей профессии. У них формируется собственный взгляд на трудовую деятельность. Данная работа помогает ученикам найти необходимое учебное заведение для получения необходимой специальности.

Классный час является одной из основных форм работы. Эта форма работы позволяет познакомить учащихся с различными профессиями, выявить мотивацию учеников их интересы. Представленный классный час «Кем быть?» нацелен на учащихся старших классов. Проводится в форме диспута-тренинга. Для проведения классного часа использованы методы: информирование, беседа, презентация, тестирование, тренинг (онлайн). Материал классного часа способствует развитию знаний, умений и навыков в выборе будущей профессии.

Классный час «Кем быть?»» предназначен для организации и проведения работы по профориентации и формированию гражданской позиции. Возрастная категория - учащиеся 9-11 класса.

Сценарий классного часа и презентации могут быть использованы классными руководителями, учителями-предметниками 9-11 классов на уроках обществознания и родительских собраниях.

Цель:

  • познакомить учащихся с различными профессиями; формировать позитивное и уважительное отношение к труду, способствовать профессиональному росту;
  • развивать навыки детей в поиске информации о профессиях;
  • подвести учащихся к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

  • Расширить знания учеников о профессиях, побуждать к самостоятельному поиску информации.
  • Воспитывать гражданскую позицию и определять нравственную ответственность.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учеников, привлекая их к участию в различных конкурсах и мероприятиях.

Планируемые результаты деятельности: обучающиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

  • готовность и способность к самостоятельной, поисковой и творческой деятельности;
  • умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
  • умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды.

Метапредметные:

  • умение работать с информацией;
  • умение оценить степень успешности своей деятельности;
  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ;
  • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Предметные:

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
  • кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;

Форма проведения - диспут, тренинг.

Ожидаемые результаты: По окончании классного часа учащиеся смогут: заинтересоваться той или иной профессией; определять качества способствующие успеху в той или иной специальности; самостоятельно и осознанно определить свой выбор.

Подготовительная работа с детьми: Перед проведением классного часа учащиеся должны ознакомиться с Атласом новых профессий и его разделами, а также подготовить материал по теме « Новые профессии», т.е. с теми профессиями, о которых пойдет речь в данном классном часе (см. приложение).

Место проведения: класс.

Продолжительность: 60 минут (работа с компьютером, тест онлайн).

Оборудование для мероприятия: интерактивная доска, компьютеры, методическая разработка, презентация, выставка книг о профессиях, пословицы на плакате, эпиграф на доске.

Сценарий классного часа

«Жить - значит работать.
Труд есть жизнь человека».
Вольте

План классного часа

  1. Организационный момент.
  2. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
    «Визитка или резюме?»
  3. Игра «Профессия - специальность».
  4. Проблемная ситуация «Чей выбор?»
  5. Дифференциально - диагностический опросник Е.А.Климова (онлайн)
  6. Физкультминутка. «Что ни шаг, то профессия…»
  7. «30 самых востребованных профессий на ближайшие 10 лет».
  8. Упражнение «Лучший мотив». Тренинг.
  9. Притча о каменотесах.
  10. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Организационный момент

Классный руководитель: Добрый день, ребята, сегодняшний классный час я начну небольшим стихотворением.

Много есть профессий разных.
Много всяких нужных дел.
Чем бы в жизни заниматься,
Что бы делать Ты хотел?

Видеосюжет: «Забытые профессии»

https://yandex.ru/video/preview/15266961593568874728

2. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Классный руководитель: Каждому человеку в своей жизни приходиться делать самый важный выбор, от которого зависит его дальнейшая жизнь. Как вы думаете, что это за выбор? Это выбор профессии. Попробуйте определить тему нашего классного часа. Сегодня тема нашего классного часа (ответы учеников) - кем быть или выбор профессии. Безусловно, выбор профессии у вас, ребята, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этим вопросом. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, учиться. Кроме этого надо знать, какие профессии вообще есть на свете. Мы просмотрели видеоролик и увидели, что многие профессии ушли в прошлое, но появилось множество профессий. Сегодня в мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Эта огромная цифра постоянно меняется.

По данным опроса Superjob.ru, 38% из 3 500 опрошенных не работают по специальности. В 2021 года сервис Работа.ру провел аналогичное исследование среди 5 000 россиян - неработающих по специальности оказалось 66%. Почему молодые люди меняют работу?

Ответы: Многие меняют работу из-за низкой зарплаты, сложно устроиться на работу, работа перестает быть интересной.

Классный руководитель: Сегодня мы поговорим о том, как выбрать профессию по душе, чтобы она приносила и доход, и удовольствие.

Эпиграфом к нашей беседе я выбрала слова великого французского мыслителя Вольтера: «Жить - значит работать. Труд есть жизнь человека».

Так почему же почему важно правильно выбрать профессию? (ответы учеников)

Всемирный экономический форум (WEF) пишет, что многие профессии исчезнут. Например: профессии бухгалтера, кассира, нотариуса, водителя. Потому что современные технологии и сервисы заменят этих работников. Именно поэтому нужно правильно выбирать востребованную и высокооплачиваемую специальность. Безусловно, работа - это доход и статус. Но также это еще возможность для самореализации. Важно найти дело, которое долгие годы станет именно твоим, тебе будет интересно идти на работу и захочется достигнуть мастерства и профессионализма.

Задание 1. «Визитка»

Группам раздать подготовленные визитки. Карточка 1.

Классный руководитель. На визитках содержится определенная информация, но есть ли там профессиональные характеристики? Сейчас мы это проверим. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

(Ученики зачитывают данные, которые напечатаны на визитках, дают ответы.)

Информация на визитах всего лишь помогает найти нужного человека или фирму, в услугах которой вы хотите воспользоваться. Как мы можем узнать о самом человеке - профессионале или фирме оказывающей услуги? О качестве работы? Это резюме, которое аще всего размещают на сайтах или предоставляют работодателю при поступлении на работу. Давайте узнаем, что такое «резюме».

Ученик 1: Резюме это - краткая характеристика, необходимая как для работодателя, так и для потребителя услуг. В резюме дает характеристику работнику и услугам, которые он может оказывать. Резюме должно содержать:

  • контактную информацию кандидата
  • краткое описание должности, на которую он претендует
  • краткое описание основных навыков
  • описание опыта работы по специальности в обратном хронологическом порядке (как правило, трёх последних мест работы)
  • описание образования (дипломы, сертификаты и пр.)
  • достижения и доступные рекомендации

Классный руководитель: Как вы услышали, резюме содержит наиболее полную информацию. Какого специалиста необходимо искать? Какой специалист будет наиболее востребован в обществе? (ответы учеников: знания, умения, опыт)

Человек - профессионал, мастер своего дела. Во все времена ценилось мастерство, ремесленники изготавливали «шедевр», т.е. нечто необычное, лучшее. И в наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе.

Ученик 2: «Странное дело» Н.И.Еременко

Странное дело,
А может быть, нет.
Жил-был на свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
45 лет,
но про него говорили:
Художник!
Странное дело,
А может быть, нет.
Жил-был на свете
Когда-то художник.
Был он художником 70 лет,
Но про него говорили:
Сапожник.
Странное дело,
А может быть, нет.

Классный руководитель: Давайте обсудим смысл данного стихотворения.

Конечно же, в нем идет разговор о профессионализме (беседа, ответы учеников)

3. Игра «Профессия - специальность»

Классный руководитель:

Задание 1: Человек выбирает профессию, которая станет его судьбой. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Игра «Профессия - специальность» Карточка 2.

Данная игровая методика позволяет расширить знание о разнообразии профессий.

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия - группа родственных специальностей (например, профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры и т.п.).

2. Инструкция: "Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности". Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Также необходимо назвать личные требуемые качества человека, выбравшего ту или иную профессию.

3. УСЛОВИЕ: необходимо назвать как можно больше специальностей соответствующих названной профессии, а также профессионально важных качеств человека, выбравшего данную профессию.

4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель: Родственники говорят, что нужно получить «нормальную профессию» и советуют, куда пойти учиться. Эксперты утверждают, что скоро людей заменят роботы и нужно осваивать профессии будущего. Кому верить? И как решить на кого учиться после 9-го или закончить 11-й класс? Как вы думаете, какие показатели (критерии) чаще всего влияют на выбор будущей профессии? Постарайтесь объяснить (на столах карточки с критериями, учащиеся работают с понятиями, называют критерии, разбирают причину выбора).

Критерии, по которым выбирают работу. (На слайде: престиж, доходность, мнение близких людей, собственные желания, востребованность)

Престиж. Престижная работа дает уверенность в себе и высокое социальное положение. Профессии юриста и экономиста были и остаются очень престижными, но рынок труда переполнен такими специалистами. Даже самая престижная работа принесет лишь разочарование, если вам не интересно. Так что престиж не единственный критерий выбора.

Доходность. Часто выбирать профессию исходя из принципа «где больше платят», но думая лишь о высокой зарплатой плате можно упустить главное - ваше интерес, желание

Например, интернет опубликовал сведения, что средняя зарплата IT-специалиста - 152 234 рубля. И она все время растет: с июня 2021 года увеличилась на 20%. Это побуждает выпускников школ поступать в технические вузы, а людей постарше проходить онлайн-курсы. Однако, не у всех есть способности: готовность учиться, особое мышление, внимание к деталям. Только прилагая усилия и терпение можно достигнуть желаемых результатов.

Мнение и советы близких людей. Бывает, старшеклассники выбирают вуз и сферу деятельности по совету родителей. Взрослым же кажется, что они лучше знают, кем должен стать ребенок. Так ли это? Конечно же, родители прожили жизнь, у них есть опыт. Но как же ваши мечты? К советам надо прислушиваться, но решать вам кем быть.

Собственные желания. Осуществлению вашей мечты могут помешать жизненные обстоятельства. Но человек умеет их преодолевать. Хочется привести несколько примеров. Например, режиссера Стивена Спилберга три раза подряд не принимали в вуз его мечты - Университет Южной Калифорнии. А Уолта Диснея уволили из редакции, потому что у него не было воображения и хороших идей.

Востребованность. Сегодня существует множество сайтов, которые могут помочь в выборе профессии. На ближайшие 5-10 лет будет наибольший спрос на специалистов сфер IT, робототехники, нано- и биотехнологий. Не останутся без работы врачи, инженеры, педагоги, психологи. Все те, кого не заменит искусственный интеллект.

5. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (онлайн)

https://www.b17.ru/tests/bam101118/ Карточка 3.

Классный руководитель: Не менее важно определить свои возможности. В этом нам поможет тест. В соответствии с классификацией типов профессий российского психолога Е.А.Климова, каждому человеку характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности. По его теории каждый человек справится с любой работой при условии успешного прохождения соответствующего обучения. Однако в силу преобладания различных интересов и особенностей личности все возможные профессии были разбиты на 5 пар в соответствии с преобладающим видом деятельности

человек - человек
человек - техника
человек - знаковая система
человек - художественный образ
человек - природа
Основная информация на карточке 3. Работать мы будем в компьютерах, пройдем тест онлайн. Учащиеся проходят тест и подводят итоги.

Вывод: Количество баллов.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать по одной сфере - 8, но такой чистый результат в ДДО Климова встречается редко. Обычно главная область - это 6-7 баллов.

У вас может быть не одна ведущая сфера, а две или даже три. Так происходит, если вы набрали равное количество баллов либо несколько сфер отличаются всего на 1 балл. В этом случае можно говорить о том, что вы разносторонняя личность, таким людям сложнее выбрать профессию. Обычно какие-то интересы перерастают в профессиональные, а другие остаются на уровне хобби.

6. Физкультминутка «Что ни шаг, то профессия…»

Классный руководитель: Теперь подвигаемся командами. Выходим и встаем в колонки. По очереди каждый из участников команды доходит до этой черты (начертить черту или протянуть ленту) и на каждый свой шаг называет какую-либо профессию. Повторяться нельзя. Итак, пока все участники не преодолеют это расстояние.

7. «30 самых востребованных профессий на ближайшие 10 лет»

Перед вами карточка с материалом. В ней указаны специальности, которые нужны сейчас и будут нужны через пять-семь лет.

Карточка 2. педагог, воспитатель детского сада, полицейский, ветеринар, психолог и психотерапевт, маркетолог, стилист, водитель, автомеханик, повар, мастер по обслуживанию бытовой техники, врач, фармацевт, строитель, таможенник. И этот список можно продолжить.

Классный руководитель: Ребята, как вы думаете, почему эти профессии остаются востребованными? (ответы учеников) Ну а теперь еще один список.

Классный руководитель: При подготовке к классному часу, вы познакомились с Атласом новых профессий, а также подготовили сообщения о них. Атлас новых профессий на сайте

https://skolkovo-resident.ru/atlas-professij-budushchego-skolkovo/

Задание: Каждая команда должна выбрать несколько профессии и рассказать о них. Карточка 4

Работа в группах.

  • Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
  • Вторая группа - «Самые высокооплачиваемые профессии».
  • Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
  • Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

  • Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.
  • Самые высокооплачиваемые профессии: программист, врач, инженер.
    Бортпроводник, веб-дизайне, специалист по информационной безопасности, промышленный альпинист.
  • Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т.п.
  • Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т.п.

Классный руководитель: Социологи упорядочили данные. На доске выставляется список самых актуальных профессий на 2022г.

  • РАБОТНИК В СФЕРЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
  • IT-СПЕЦИАЛИСТ
  • DIGITAL-СПЕЦИАЛИСТ
  • ИНЖЕНЕР
  • ВРАЧ
  • РАБОТНИК В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
  • АРХИТЕКТОР, СТРОИТЕЛЬ

Классный руководитель: на ближайшие 10 лет это наиболее перспективные профессии. Еще недавно о многих из них мы и не слышали.

Специалист в области робототехники, эколог, нанотехнолог, коуч, сити-фермер, ГМО-агроном, проектировщик «умных домов», юрист.

Что вы знаете об этих профессиях? Знакомы ли вы с ними? (ответы учеников) Давайте послушаем сообщения одноклассников о данных профессиях и их особенностях.

Неправда ли, интересно? Может и вас заинтересовала одна из них.

8. Тренинг. Упражнение «Лучший мотив». Карточка 5

https://azps.ru/

Цель упражнения: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция: "Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше".

Список мотивов включает 16 фраз:

1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогащает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Учитель зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й ... 15-й и 16-й. После этого у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д. У вас остался список из 8 мотивов.

Самостоятельно в своих командах, также сравнивая попарно, сократите этот список до 4 мотивов.

Сравните оставшиеся две пары мотивов. Осталось 2 фразы. Сравните и их.

В результате у каждой команды должно остаться только 1 утверждение. Огласите его.

Почему именно этот мотив для вашей группы стал определяющим. Согласны ли вы? Почему? Какой мотив для вашей группы является ведущим? Почему?

Вывод по упражнению: мы все разные, поэтому и мотивация к выбору профессии у нас различна. Мотивация меняется в течение жизни, так как мы развиваемся, и у нас меняются взгляды. В течение жизни нам часто приходится выбирать. Выбор - это решение, в основе которого лежат убеждения и ценности.

Завершить наше занятие сегодня мне очень хочется притчей.

9. Притча о каменотесах

Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и очень горько плакал.

Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный на земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы кормиться. Путник дал ему монетку и пошел дальше и...

...за следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что он делает, и каменотес сказал, что работает. Каждый день он приходит на это место и обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а денег, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше и...

...за следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. "Что ты делаешь?!!" - спросил он. Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо.

"Разве ты не видишь? Я строю Прекрасный Храм!"

Классный руководитель: Жизнь у человека одна. Хочется, чтобы она была наполнена смыслом. Психологи советуют: «Самый простой способ получить желаемое - создать его. А начать можно с создания макета. Хотите интересную работу? Сделайте из коробка макет здания и подпишите "Моя интересная работа". Хотите новое платье? Нарисуйте его или сшейте маленький аналог. Хотите хорошее настроение? Улыбайтесь!»

10. Рефлексия: Упражнение «Какой был тренинг?»

Задание:

1. Назовите несколько прилагательных - определяющих ваше отношение к пройденному тренингу (например: интересный, увлекательный, информативный и т.д.).

2.Что дало вам наше занятие? (узнали о профессиях и т.д.)

Классный руководитель: Сегодня мы провели первое занятие, которые должно помочь вам в выборе будущей профессии. Следующее занятие мы проведем с родителями. Нам необходимо подготовиться к совместному классному часу с родителями. Тема классного часа «Профессии наших родителей».

  1. Подготовить презентацию о профессиях родителей, рассказ о профессии, тема «Профессии наших родителей».
  2. «Что такое трудовая династия?» подготовить сообщения.

Спасибо за работу, желаю всем удачи.

Литература

1.Волков Б.С. Основы профессиональной профориентации. М., 2007.

2 Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. М., «Вако», 2008 г.

3 Гаритова, С. В. Выбор будущей профессии - важный шаг в жизни человека / С.В.Гаритова // Методист. - 2019. - № 3. - С. 32-33. - Библиогр. в конце ст. - Подготовка обучающихся 9-х классов к жизненному и профессиональному самоопределению.

4.Источник: https://sky.pro/media/kak-vybrat-professiyu

5. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова (онлайн)https://www.b17.ru/tests/bam101118/

6. Атлас новых профессий на сайте https://skolkovo-resident.ru/atlas-professij-budushchego-skolkovo/