«Европа оседлала гиганта Азию»
Д.Неру
Материал к уроку:
- учебник «Новая история 1800-1913» А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, М.Ванюшкина;
- учебник «Новая история зарубежных стран» В.А.Ведюшкин, А.С.Медяков.
Цели урока:
- Выявить общие тенденции развития стран Индии, Китая, Японии в XIX веке; определить влияние европейских стран на социально-экономическое и политическое развитие этих государств; охарактеризовать причины восстаний и итоги борьбы за национальную независимость.
- Развивать навыки проектной деятельности, поисковой работы.
- Продолжить развитие навыков выявлять существенные признаки и причинно-следственные связи, а также анализировать и систематизировать исторические события.
- Развивать навыки коллективной работы, умение организации и распределения работы в группе.
- Воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов их истории.
Форма урока: мини-конференция.
Оборудование: компьютер, презентации, карта.
Задание группам : Подготовить сообщения в группах по истории Индии, Китая, Японии в XIX веке.
Ход урока
Учитель: Эпиграф нашего урока
«Европа оседлала гиганта Азию»
Д.Неру
Давайте определим цель нашего урока.
Учащиеся:
- Определить варианты развития стран Азии в XIX веке;
- Какое влияние оказали европейские страны на социально-экономическое и политическое развитие Индии, Китая, Японии;
- Выявить какая была реакция на усиление колониального гнета и экономического давления; определим причины восстаний и итоги борьбы за национальную независимость.
Учитель: Большинство стран Азии во второй половине XIX в. попали в полуколониальную зависимость от великих держав. Многие, в том числе Китай были поделены на сферы влияния. Правители этих государств, стали марионетками в руках европейцев, которые эксплуатировали народ.
Европейский опыт модернизации, кроме насилия больше ничего не принес народам этих стран. Традиционная экономическая система и политическая структура, религиозные верования начали быстро разрушаться. Те, кто стоял во главе общества, правители, да и простые люди не желали такого исхода. Именно поэтому начались движения протеста и восстания. Реформы проведенные в конце века были направлены на изменения, прежде всего в экономической сфере. У европейцев заимствуют лучшее: технические достижения, происходят изменения в политической сфере, образовании, организации армии.
1 задание. Защита проектов по странам: Индия, Китай, Япония.
Представление проекта своей страны по плану:
- Государственный строй в конце XIX века;
- Реформы проведенные в течении XIX века;
- Восстания ( формы протеста)
- Культура.
2 задание.
Раздать группам листы «Национальные черты стран в первой половине XIX века»
Предложить выбрать те из них, которые подходят для описания их страны.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СТРАН.
Выберите из списка те национальные черты, которые относятся к вашей стране.
- Сохранение феодального строя, кустарные промыслы.
- Сохранение феодального строя с появлением зачатков капитализма
- Английский колониальный режим в стране.
- Сохранение родоплеменных отношений в 19 веке
-Основа мировоззрения - религия синтоизм
- Экспортировали шелк и чай, получали опиумный мак.
- Развито домашнее ткачество, продавали на экспорт хлопчатобумажные ткани.
- Наличие родоплеменных культов, колдовство, магия, шаманизм.
- Закрытость страны для европейцев
- Основа мировоззрения - конфуцианство, объявление варварами всех народов, которые не следуют этой философии.
- Религия населения - индуизм и мусульманство.
- Натуральное хозяйство, охота и собирательство, навыки земледелия только в нескольких регионах.
Вывод: Несмотря на то, что во всех странах мы наблюдаем сильное влияние европейского общества и усиление экономической зависимости, народы Индии, Китая и Японии смогли сохранить свою традиционную культуру и религию. В современном обществе это уже совсем другая история. Все эти страны стали ведущими экономическими государствами. Сегодня это называют «экономическим чудом». А ведь оно произошло во многом из за необыкновенного стремления к свободе и построено на национальных традициях этих народов.
Оценку работы групп выставляют сами участники конференции.
Название страны (группа) |
Презентация страны |
Актуальность темы |
Групповая работа |
Индия |
|||
Китай |
|||
Япония |