Повторительно-обобщающий урок по теме «Страны Востока в XIX в.: Япония, Китай и Индия». 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Ключевые слова: Индия, Китай


«Европа оседлала гиганта Азию»
Д.Неру

Материал к уроку:

  • учебник «Новая история 1800-1913» А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, М.Ванюшкина;
  • учебник «Новая история зарубежных стран» В.А.Ведюшкин, А.С.Медяков.

Цели урока:

  • Выявить общие тенденции развития стран Индии, Китая, Японии в XIX веке; определить влияние европейских стран на социально-экономическое и политическое развитие этих государств; охарактеризовать причины восстаний и итоги борьбы за национальную независимость.
  • Развивать навыки проектной деятельности, поисковой работы.
  • Продолжить развитие навыков выявлять существенные признаки и причинно-следственные связи, а также анализировать и систематизировать исторические события.
  • Развивать навыки коллективной работы, умение организации и распределения работы в группе.
  • Воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов их истории.

Форма урока: мини-конференция.

Оборудование: компьютер, презентации, карта.

Задание группам : Подготовить сообщения в группах по истории Индии, Китая, Японии в XIX веке.

Ход урока

Учитель: Эпиграф нашего урока

«Европа оседлала гиганта Азию»
Д.Неру

Давайте определим цель нашего урока.

Учащиеся:

  1. Определить варианты развития стран Азии в XIX веке;
  2. Какое влияние оказали европейские страны на социально-экономическое и политическое развитие Индии, Китая, Японии;
  3. Выявить какая была реакция на усиление колониального гнета и экономического давления; определим причины восстаний и итоги борьбы за национальную независимость.

Учитель: Большинство стран Азии во второй половине XIX в. попали в полуколониальную зависимость от великих держав. Многие, в том числе Китай были поделены на сферы влияния. Правители этих государств, стали марионетками в руках европейцев, которые эксплуатировали народ.

Европейский опыт модернизации, кроме насилия больше ничего не принес народам этих стран. Традиционная экономическая система и политическая структура, религиозные верования начали быстро разрушаться. Те, кто стоял во главе общества, правители, да и простые люди не желали такого исхода. Именно поэтому начались движения протеста и восстания. Реформы проведенные в конце века были направлены на изменения, прежде всего в экономической сфере. У европейцев заимствуют лучшее: технические достижения, происходят изменения в политической сфере, образовании, организации армии.

1 задание. Защита проектов по странам: Индия, Китай, Япония.

Представление проекта своей страны по плану:

  • Государственный строй в конце XIX века;
  • Реформы проведенные в течении XIX века;
  • Восстания ( формы протеста)
  • Культура.

2 задание.

Раздать группам листы «Национальные черты стран в первой половине XIX века»

Предложить выбрать те из них, которые подходят для описания их страны.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СТРАН.

Выберите из списка те национальные черты, которые относятся к вашей стране.

- Сохранение феодального строя, кустарные промыслы.

- Сохранение феодального строя с появлением зачатков капитализма

- Английский колониальный режим в стране.

- Сохранение родоплеменных отношений в 19 веке

-Основа мировоззрения - религия синтоизм

- Экспортировали шелк и чай, получали опиумный мак.

- Развито домашнее ткачество, продавали на экспорт хлопчатобумажные ткани.

- Наличие родоплеменных культов, колдовство, магия, шаманизм.

- Закрытость страны для европейцев

- Основа мировоззрения - конфуцианство, объявление варварами всех народов, которые не следуют этой философии.

- Религия населения - индуизм и мусульманство.

- Натуральное хозяйство, охота и собирательство, навыки земледелия только в нескольких регионах.

Вывод: Несмотря на то, что во всех странах мы наблюдаем сильное влияние европейского общества и усиление экономической зависимости, народы Индии, Китая и Японии смогли сохранить свою традиционную культуру и религию. В современном обществе это уже совсем другая история. Все эти страны стали ведущими экономическими государствами. Сегодня это называют «экономическим чудом». А ведь оно произошло во многом из за необыкновенного стремления к свободе и построено на национальных традициях этих народов.

Оценку работы групп выставляют сами участники конференции.

Название страны (группа)

Презентация страны

Актуальность темы

Групповая работа

Индия

Китай

Япония