Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
- Актуализировать представление о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению;
- Помочь проанализировать свой уровень профессионального выгорания;
- Познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
- Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Ход семинара
СЛАЙД № 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации. Наша встреча сегодня направлена на развитие навыков стрессоустойчивости и снятие эмоционального напряжения. Но в начале нашей встречи предлагаем зарядиться хорошим настроением и поделиться им с коллегами.
Упражнение «Я вас приветствую»
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Участникам семинара предлагается поздороваться с группой и продолжить фразу: «Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…».
Ведущий:
Бывает - проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.
Весь день суетой загубя,
Плетусь я к усталому ужину,
И вечером в куче себя
Уже не ищу я жемчужину…
И.Губерман
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем, но наша жизнь состоит не только из светлых полос, бывают и такие моменты, когда смех сменяет стресс и эмоциональное напряжение.
СЛАЙД № 2
Давайте попробуем оценить, какую часть нашей жизни занимают различные виды деятельности. Представим в виде круга. Разделим его на сектора: работа, личная жизнь, работа по дому.
Посмотрите на ваш рисунок. Оцените, какой сектор получился самым большим, какой самым маленьким, а, может, все сектора равнозначны?
Что приносит нам большее удовлетворение, и чего бы хотелось в большей степени? Ответы участников семинара.
Вывод: не всегда у нас есть время для себя и своих увлечений, тех маленьких радостей, которые помогают нам восстановиться и отвлечься. А это может привести к эмоциональному выгоранию, в том числе.
СЛАЙД № 3
Экспресс-оценка «выгорания»
Инструкция: Прочитайте утверждения, за каждый положительный ответ оставьте себе 1 балл. Подсчитайте количество баллов, сравните с результатами интерпретации.
1. Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу. То остаток выходных уже испорчен.
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, по инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления.
3. Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (ученики, родители и т.д.)
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.
6. Коллегам (ученикам, родителям и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.
7. С делами по службе я справляюсь одной левой. Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.
Оценка результатов:
- 0-1балл - синдром выгорания вам не грозит.
- 2-6 баллов - вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
- 7-9 баллов - пришло время решить: либо сменить работу, либо стиль жизни.
- 10 баллов - положение весьма серьезное, но, возможно в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
СЛАЙД № 4
Что такое синдром профессионального выгорания?
Едва ли ни первой причиной, способствующей выгоранию, служит перегрузка. Однако нередко перегрузка не является неотъемлемым атрибутом нашей деятельности - во многих случаях мы сами взваливаем на себя непосильную ответственность. «Возникает парадоксальная ситуация: чем более истощенными мы себя ощущаем, тем больше дел стремимся на себя повесить». Попадая в ловушку вины за «нечестное» отношение к делу, мы пытаемся компенсировать недостаток энтузиазма за счет количества работы, продолжая увеличивать нагрузку, пока она не становится невыносимой». Однако организм наш очень мудрый, он быстро реагирует на нарушение баланса, и независимо от нашего желания срабатывает определенный защитный механизм. Один из таких защитных механизмов -синдром эмоционального (профессионального) выгорания.
Профессиональное выгорание -это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего с людьми.
СЛАЙД № 5
Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:
- Эмоциональную истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
- Деперсонализацию (цинизм) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
- Редукцию профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
СЛАЙД № 6
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;
- специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).
СЛАЙД № 7
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- снижение интереса к работе;
- снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;
- возникают недоразумения с воспитанниками, родителями и коллегами, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- нарастание апатии к концу недели;
- появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);
- повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».
СЛАЙД № 8
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);
- нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;
- личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
- такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
СЛАЙД № 9
Важным профессиональным фактором, непосредственно связанным с выгоранием, является удовлетворенность процессом работы. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что мешает Вам получать удовольствие от работы?».
Ответы участников записываются на доске, ведущий предлагает анализировать, к каким факторам относится та или иная причина неудовлетворения - к организационным или индивидуальным.
СЛАЙД № 10
Отвечая, участники приходят к выводу, что одна из главных причин возникновения и развития выгорания это личностные факторы, которые обуславливают индивидуальные особенности человека. Это же подтверждается и исследованиями в области психологии труда.
СЛАЙД № 11
Как помочь себе избежать выгорания, оставаться в хорошем настроении, и получать удовольствие от процесса профессиональной деятельности? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.
СЛАЙД № 12-14
Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.
Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
Всем спасибо за работу! Желаем Вам душевного благополучия!