Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологический практикум». Тематическая смена «Лесной подрост»

Разделы: Экология


Пояснительная записка

Программа направлена на воспитание у подростков ценностного отношения к окружающей среде, интереса к исследовательской и творческой деятельности. Участие в программе позволяет подросткам расширить знания об экологии, о бережном отношении к окружающей среде и природным ресурсам. Подростки под руководством опытных специалистов примут участие в исследовательской и познавательной деятельности, связанной с изучением окружающей среды. Подростки освоят современные цифровые инструменты и методики, позволяющие исследовать почву, воздух и воду.

Краткая характеристика участников программы «Лесной подрост»

Участниками программы являются подростки 11-16 лет - представители школьных лесничеств, победители и призёры Всероссийского заочного смотра-конкурса «Лучшее школьное лесничество», победители и призёры региональных слётов школьных лесничеств. Количество участников соответствуют количеству записавшихся подростков в день презентации, но не более 15-20 человек.

Понятийный аппарат - окружающая среда, дендропарк, центры происхождения культурных растений, видовое разнообразие, гидропонное оборудование, кислотно-щелочной баланс, минеральные удобрения, современные методы исследования окружающей среды, биоиндикация, видовое разнообразие фауны Чёрного моря, химические особенности Чёрного моря.

Цель. Создание условий для развития у учащихся активной экологической позиции.

Задачи.

  • Привлечение внимания обучающихся к социальной и практической значимости экологических знаний.
  • Популяризация экологических знаний
  • Формированию активной экологической позиции.
  • Способствовать самореализации подростков в практической, исследовательской, творческой и интеллектуальной деятельности.

Предполагаемые результаты.

Описание образовательных результатов

Основные группы
образовательных результатов

Формулировка результата

Показатели результата

Личностные

Способность учащихся к самоопределению, формирование нравственной и гражданской экологической позиции, формирование ценностного отношения к окружающей среде, здоровью человека, безопасности жизни.

Формирование понятия ПДК, кислотно-щелочной баланс и выявление значения этих показателей для здоровья человека.

Выявление влияние солей тяжелых металлов и СМС на жизнедеятельность живых организмов.

Наблюдение плазмолиза клеток растений под воздействием агрессивных химических веществ.

Метапредметные

Формирование умений, которые позволяют ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических экологических ценностей, а также формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Приобретение умений и навыков работы с оборудованием, датчиками, микроскопами, весами, pH-метрами.

Приобретение умения работать в команде для достижения общей цели.

Предметные

Овладение естественнонаучными и гуманитарными знаниями, ключевыми нормами и правилами в области взаимодействия «человек-общество-природа».

Актуализация и приобретение знаний из области химии, биологии, экологии.

Содержание программы

Учебно-тематический план

Тема
занятия

Краткое содержание темы занятия

Количество учебных часов

1.

Путешествие вокруг света по дендропарку ВДЦ Орлёнок

Изучение видового разнообразия флоры дендропарка ВДЦ Орлёнок. Изучение морфологических особенностей, центров происхождения культурных растений.

1.5 часа

2.

Биоиндикационные исследования

Исследования воды, почвы и воздуха посредством растений и животных индикаторов.

1.5 часа

3.

Современные методы исследования окружающей среды

Исследования воды, почвы и воздуха с помощью химической и цифровой лаборатории. Исследование влияния факторов окружающей среды на живые организмы.

1.5 часа

4.

Тайны Чёрного моря

Изучение особенностей химического состава воды Чёрного моря, его географических и исторических особенностей.

1.5 часа

5.

Гидропоника

Ознакомление с технологией выращивания растений без земли. Отработка способов приготовления минеральных растворов. Ознакомление с типами минеральных удобрений. Фитогормоны.

1.5 часа

6.

Ситиферма. Подсчет рентабельности

Анализ рентабельности выращивания продукции методом гидропоники.

1.5 часа

7.

Живое Чёрное море

Изучение видового разнообразия обитателей Чёрного моря. Работа по определению моллюсков.

1.5 часа

8.

Игра «Особенности Чёрного моря»

Обобщение знаний, полученных при изучении занятий «Тайны Чёрного моря» и «Живое Чёрное море».

1.5 часа

9.

Подготовка к презентации

Подведение итогов занятий. Создание итогового продукта для презентации.

1.5 часа

Методическое обеспечение программы

Тема
занятия

Форма проведения
занятия

Методы и приёмы
организации образовательного процесса

Дидактические материалы, электронные информационные и образовательные ресурсы

Вид и форма контроля

1.

Путешествие вокруг света по дендропарку ВДЦ Орлёнок

Экскурсия

Иллюстративно- демонстративный, частично поисковый

Экологический дневник

Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК

2.

Биоиндикационные исследования

Групповые исследования в природе

Методы проблемного изложения; частично-поисковые, исследовательские.

Экологический дневник, инструктивные карты для работы в группах.

Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК

3.

Современные методы исследования окружающей среды

Групповые исследования

Поисковые, исследовательские

Экологический дневник, цифровые датчики, нетбуки с программным обеспечением, микроскопы, реактивы, химическое оборудование, среды для исследований

Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК

4.

Тайны Чёрного моря

Лекция

Объяснительно-иллюстративные

Презентация, экологический дневник.

Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК

5.

Гидропоника

Лекция

Методы проблемного изложения

Гидропонное оборудование, растворы минеральных удобрений, экологический дневник

Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК

6.

Ситиферма. Подсчет рентабельности

Практическая работа

Методы проблемного изложения

Компьютеры. Гидропонное оборудование, весы, программа для расчета рентабельности, экологический дневник

Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК

7.

Живое Чёрное море

Лекция

Иллюстративно- демонстративный, частично поисковый

Карты Чёрного моря, инструктивные карты, коллекции и определители моллюсков, презентация, экологический дневник

Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК

8.

Игра «Особенности Чёрного моря»

Игра

Метод дидактической игры

Комплекты заданий для групповой работы.

Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК

9.

Подготовка к презентации

Практическая работа

Методы проблемного изложения

Экологический дневник

Презентация итогового продукта.

Система диагностики и анализа образовательных результатов программы включает в себя описание способов оценки всех заявленных образовательных результатов, а также какие формы для фиксации результатов диагностики используются (инструментарий).

Описание системы диагностики образовательных результатов программы должно быть представлено в виде следующей таблицы:

Наименование личностного образовательного результата:

Показатели результата

Способ оценки и диагностический инструмент

Оценка своей деятельности в экологическом дневнике.

Оформление выводов своей деятельности в экологическом дневнике.

Наименование метапредметного образовательного результата:

Показатели результата

Способ оценки и диагностический инструмент

Оценка своей деятельности в экологическом дневнике.

Оформление выводов своей деятельности в экологическом дневнике

Наименование предметного образовательного результата:

Показатели результата

Способ оценки и диагностический инструмент

Оценка своей деятельности в экологическом дневнике.

Оформление выводов своей деятельности в экологическом дневнике

Описание форм фиксации достижений участника. Все достижения фиксируются в лагере.

Условия реализации программы. Занятия проходят на территории школы ВДЦ Орлёнок.

Оборудование, необходимое для проведения занятий: компьютер, телевизионная панель, гидропонное оборудование, цифровая и химическая лаборатории, микроскопы, дидактический материал.

Список литературы

  1. А.О.Вершинин, «Живое Чёрное море», 2016 год, Ковчег.

Приложение. Дневник юного эколога (Экологический практикум)

Презентация