Пояснительная записка
Программа направлена на воспитание у подростков ценностного отношения к окружающей среде, интереса к исследовательской и творческой деятельности. Участие в программе позволяет подросткам расширить знания об экологии, о бережном отношении к окружающей среде и природным ресурсам. Подростки под руководством опытных специалистов примут участие в исследовательской и познавательной деятельности, связанной с изучением окружающей среды. Подростки освоят современные цифровые инструменты и методики, позволяющие исследовать почву, воздух и воду.
Краткая характеристика участников программы «Лесной подрост»
Участниками программы являются подростки 11-16 лет - представители школьных лесничеств, победители и призёры Всероссийского заочного смотра-конкурса «Лучшее школьное лесничество», победители и призёры региональных слётов школьных лесничеств. Количество участников соответствуют количеству записавшихся подростков в день презентации, но не более 15-20 человек.
Понятийный аппарат - окружающая среда, дендропарк, центры происхождения культурных растений, видовое разнообразие, гидропонное оборудование, кислотно-щелочной баланс, минеральные удобрения, современные методы исследования окружающей среды, биоиндикация, видовое разнообразие фауны Чёрного моря, химические особенности Чёрного моря.
Цель. Создание условий для развития у учащихся активной экологической позиции.
Задачи.
- Привлечение внимания обучающихся к социальной и практической значимости экологических знаний.
- Популяризация экологических знаний
- Формированию активной экологической позиции.
- Способствовать самореализации подростков в практической, исследовательской, творческой и интеллектуальной деятельности.
Предполагаемые результаты.
Описание образовательных результатов
Основные группы
образовательных результатов |
Формулировка результата |
Показатели результата |
Личностные |
Способность учащихся к самоопределению, формирование нравственной и гражданской экологической позиции, формирование ценностного отношения к окружающей среде, здоровью человека, безопасности жизни. |
Формирование понятия ПДК, кислотно-щелочной баланс и выявление значения этих показателей для здоровья человека. |
Выявление влияние солей тяжелых металлов и СМС на жизнедеятельность живых организмов. |
||
Наблюдение плазмолиза клеток растений под воздействием агрессивных химических веществ. |
||
Метапредметные |
Формирование умений, которые позволяют ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических экологических ценностей, а также формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. |
Приобретение умений и навыков работы с оборудованием, датчиками, микроскопами, весами, pH-метрами. |
Приобретение умения работать в команде для достижения общей цели. |
||
Предметные |
Овладение естественнонаучными и гуманитарными знаниями, ключевыми нормами и правилами в области взаимодействия «человек-общество-природа». |
Актуализация и приобретение знаний из области химии, биологии, экологии. |
Содержание программы
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Краткое содержание темы занятия |
Количество учебных часов |
1. |
Путешествие вокруг света по дендропарку ВДЦ Орлёнок |
Изучение видового разнообразия флоры дендропарка ВДЦ Орлёнок. Изучение морфологических особенностей, центров происхождения культурных растений. |
1.5 часа |
2. |
Биоиндикационные исследования |
Исследования воды, почвы и воздуха посредством растений и животных индикаторов. |
1.5 часа |
3. |
Современные методы исследования окружающей среды |
Исследования воды, почвы и воздуха с помощью химической и цифровой лаборатории. Исследование влияния факторов окружающей среды на живые организмы. |
1.5 часа |
4. |
Тайны Чёрного моря |
Изучение особенностей химического состава воды Чёрного моря, его географических и исторических особенностей. |
1.5 часа |
5. |
Гидропоника |
Ознакомление с технологией выращивания растений без земли. Отработка способов приготовления минеральных растворов. Ознакомление с типами минеральных удобрений. Фитогормоны. |
1.5 часа |
6. |
Ситиферма. Подсчет рентабельности |
Анализ рентабельности выращивания продукции методом гидропоники. |
1.5 часа |
7. |
Живое Чёрное море |
Изучение видового разнообразия обитателей Чёрного моря. Работа по определению моллюсков. |
1.5 часа |
8. |
Игра «Особенности Чёрного моря» |
Обобщение знаний, полученных при изучении занятий «Тайны Чёрного моря» и «Живое Чёрное море». |
1.5 часа |
9. |
Подготовка к презентации |
Подведение итогов занятий. Создание итогового продукта для презентации. |
1.5 часа |
Методическое обеспечение программы
№ |
Тема
|
Форма проведения
|
Методы и приёмы
|
Дидактические материалы, электронные информационные и образовательные ресурсы |
Вид и форма контроля |
1. |
Путешествие вокруг света по дендропарку ВДЦ Орлёнок |
Экскурсия |
Иллюстративно- демонстративный, частично поисковый |
Экологический дневник |
Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК |
2. |
Биоиндикационные исследования |
Групповые исследования в природе |
Методы проблемного изложения; частично-поисковые, исследовательские. |
Экологический дневник, инструктивные карты для работы в группах. |
Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК |
3. |
Современные методы исследования окружающей среды |
Групповые исследования |
Поисковые, исследовательские |
Экологический дневник, цифровые датчики, нетбуки с программным обеспечением, микроскопы, реактивы, химическое оборудование, среды для исследований |
Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК |
4. |
Тайны Чёрного моря |
Лекция |
Объяснительно-иллюстративные |
Презентация, экологический дневник. |
Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК |
5. |
Гидропоника |
Лекция |
Методы проблемного изложения |
Гидропонное оборудование, растворы минеральных удобрений, экологический дневник |
Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК |
6. |
Ситиферма. Подсчет рентабельности |
Практическая работа |
Методы проблемного изложения |
Компьютеры. Гидропонное оборудование, весы, программа для расчета рентабельности, экологический дневник |
Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК |
7. |
Живое Чёрное море |
Лекция |
Иллюстративно- демонстративный, частично поисковый |
Карты Чёрного моря, инструктивные карты, коллекции и определители моллюсков, презентация, экологический дневник |
Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК |
8. |
Игра «Особенности Чёрного моря» |
Игра |
Метод дидактической игры |
Комплекты заданий для групповой работы. |
Отчёт в экологическом дневнике, фото и видеоотчет на странице ВК |
9. |
Подготовка к презентации |
Практическая работа |
Методы проблемного изложения |
Экологический дневник |
Презентация итогового продукта. |
Система диагностики и анализа образовательных результатов программы включает в себя описание способов оценки всех заявленных образовательных результатов, а также какие формы для фиксации результатов диагностики используются (инструментарий).
Описание системы диагностики образовательных результатов программы должно быть представлено в виде следующей таблицы:
Наименование личностного образовательного результата: | |
Показатели результата |
Способ оценки и диагностический инструмент |
Оценка своей деятельности в экологическом дневнике. |
Оформление выводов своей деятельности в экологическом дневнике. |
Наименование метапредметного образовательного результата: |
|
Показатели результата |
Способ оценки и диагностический инструмент |
Оценка своей деятельности в экологическом дневнике. |
Оформление выводов своей деятельности в экологическом дневнике |
Наименование предметного образовательного результата: |
|
Показатели результата |
Способ оценки и диагностический инструмент |
Оценка своей деятельности в экологическом дневнике. |
Оформление выводов своей деятельности в экологическом дневнике |
Описание форм фиксации достижений участника. Все достижения фиксируются в лагере.
Условия реализации программы. Занятия проходят на территории школы ВДЦ Орлёнок.
Оборудование, необходимое для проведения занятий: компьютер, телевизионная панель, гидропонное оборудование, цифровая и химическая лаборатории, микроскопы, дидактический материал.
Список литературы
- А.О.Вершинин, «Живое Чёрное море», 2016 год, Ковчег.