1. Биология - наука о живой природе.
Тема: Признаки живого
Предметные результаты: называть признаки живого.
Личностные результаты: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной средой.
Задание 1. Соотнести признаки живого с картинками, которые их обозначают. Выяви лишнюю картинку. Какая картинка лишняя объясни свое решение. Соотношение оформить в виде таблицы.
Признаки живого:
1) Дыхание
2) Питание
3) Выделение
4) Рост
5) Развитие
6) Размножение
а) |
г) |
б) |
д) |
в) |
е) |
ж) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тема: Биология - система наук о живой природе
Предметные результаты:
- характеризовать источники биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией.
Личностные результаты:
- понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения
- трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Задание 2.
На фотографии изображен представитель одной из профессий, связанных с биологией.
- Определите эту профессию.
- Какую работу выполняют люди этой профессии?
- Чем эта профессия полезна обществу?
- Какой раздел биологии использует человек данной профессии?
Тема: Биология - система наук о живой природе
Предметные результаты:
- характеризовать источники биологических знаний для современного человека;
- профессии, связанные с биологией;
- формирование умения владеть смысловым чтением, формирование умения ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию.
Личностные результаты:
- понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения
- трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Задание 3. Прочитайте текст.
Специальность, сопряженная риском заражения инфекционными заболеваниями - вирусолог. Работа, требующая собранности и внимательности, связана с исследованиями неклеточных форм жизни, создающих угрозу здоровью человека, животных и растений. Место работы вирусолога - исследовательские центры, лаборатории, медицинские учреждения, опытные станции, оснащенные современной аппаратурой и оборудованием. Кроме специальных навыков здесь требуется широкая эрудиция и аналитический склад ума.
Профессия связана с эпидемиологией, биологией и медициной и не потеряет в будущем своей значимости. В условиях пандемии, охватившей планету с начала 2020 года, востребованность в профессии вирусолога возрастает.
Задания к тексту.
- О какой профессии идет речь в данном тексте?
- Где работают люди данной профессии?
- С какими науками связана данная профессия?
Тема: Биология - как наука
Предметные результаты:
- характеризовать источники биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией.
Личностные результаты:
- понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения
- трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Задание 4.
Одной из древнейших научных областей, занимающихся познанием окружающего мира, является биология (др. греч. биос - жизнь, логос - наука).
В настоящее время этим термином называют целый комплекс научных направлений, объектами исследования, которых являются живые организмы или процессы и явления, протекающие в них или с их участием.
Изучите рисунок 6 и прочитайте текст учебника на стр. 18.
Ответьте на вопрос:
- Что изучает биология?
- На основе полученных знаний составьте список профессий, связанных с биологическими науками (не менее 5).
Тема: Живая и неживая природа - единое целое
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные действия.
Базовые логические действия:
- устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа.
Задание 5. Разделите живые организмы на группы.
Ромашка, лиса, береза, дуб, подорожник, медведь, дождевой червь, рябина, василёк, крот, майский жук, лишайник олений мох, комар.
Ответьте на вопросы:
- По какому признаку вы разделили живые организмы на группы?
- На какие группы можно разделить растения из представленного списка?
- На какие группы можно разделить животных из данного списка?
Тема: Методы исследования в биологии
Метапредметные результаты.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи.
Задание 6.
На занятиях кружка «Юные экологи» ребята в один химический стакан налили холодную воду, а в другой такой же химический стакан - горячую. Стаканы поставили на чаши весов и уравновесили. Через некоторое время ребята обнаружили что равновесие нарушилось.
Вопросы к заданию:
- Какой метод изучения биологии использовали учащиеся кружка «Юный эколог»?
- Как вы думаете почему нарушилось равновесие весов?
- Какое оборудование использовали ребята в работе?
Задание 7.
- Рассмотрите рисунок, что показано на рисунке?
- Заполните таблицу.
- Где используется данный прибор?
- Подготовьте сообщение «История создания микроскопа».
Название части микроскопа |
Какую функцию выполняет |
Задание 8.
Известно явление фотопериодизма. В течении суток цветки растений периодически открываются и закрываются. Для каждого растения время открытия и закрытия свое. В течении всего периода цветения оно практически не меняется.
1. Как можно это явление использовать в интересах человека? (цветочные часы)
2.В таблице даны растения и время раскрытия цветков, составьте свои цветочные часы.
Название растений |
Время раскрытия цветков |
Время закрытия цветков |
Вьюн полевой |
7-8 |
|
Смолка липкая |
9 |
20 |
Календула |
9-10 |
15-16 |
Торичник красный |
9-10 |
15 |
Кислица |
9-10 |
18 |
Мать-и-мачеха |
9-10 |
18 |
Любка двулистная |
21 |
|
Табак душистый |
20 |
|
Вечерница. |
21 |
3. Где можно использовать такие часы?
Тема: Измерения в биологических исследованиях
Личностные результаты.
- понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Задание 9.
В теле человека на каждый килограмм массы приходится почти 800 г воды.
- Рассчитайте, сколько воды содержится в вашем теле.
- Каких единицах измерения вы будите проводить расчеты?
- Какой метод изучения биологии вы будите использовать при решении данной задачи?
Тема: Описание результатов исследований
Матапредметные результаты.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
Задание 10.
Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы:
название рыб |
% белков |
% жиров |
калорий в 100 г |
вобла |
18 |
2,8 |
95 |
шпрот |
17 |
7,6 |
136 |
лосось |
24 |
12 |
200 |
стерлядь |
17 |
6 |
116 |
карп |
20 |
1,5 |
94 |
карась |
17 |
0,5 |
74 |
окунь |
17 |
0,6 |
73 |
- Какая рыба наиболее богата жирами?
- Каких рыб вы бы посоветовали человеку, который решил похудеть, включить в свой рацион?
- Людям какой профессии можно использовать данную информацию?