Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Разделы: Биология


1. Биология - наука о живой природе.

Тема: Признаки живого

Предметные результаты: называть признаки живого.

Личностные результаты: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной средой.

Задание 1. Соотнести признаки живого с картинками, которые их обозначают. Выяви лишнюю картинку. Какая картинка лишняя объясни свое решение. Соотношение оформить в виде таблицы.

Признаки живого:

1) Дыхание

2) Питание

3) Выделение

4) Рост

5) Развитие

6) Размножение

а)

г)

б)

д)

в)

е)

ж)

1

2

3

4

5

6

Тема: Биология - система наук о живой природе

Предметные результаты:

  • характеризовать источники биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией.

Личностные результаты:

  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения
  • трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Задание 2.

На фотографии изображен представитель одной из профессий, связанных с биологией.

  1. Определите эту профессию.
  2. Какую работу выполняют люди этой профессии?
  3. Чем эта профессия полезна обществу?
  4. Какой раздел биологии использует человек данной профессии?

Тема: Биология - система наук о живой природе

Предметные результаты:

  • характеризовать источники биологических знаний для современного человека;
  • профессии, связанные с биологией;
  • формирование умения владеть смысловым чтением, формирование умения ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию.

Личностные результаты:

  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения
  • трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Задание 3. Прочитайте текст.

Специальность, сопряженная риском заражения инфекционными заболеваниями - вирусолог. Работа, требующая собранности и внимательности, связана с исследованиями неклеточных форм жизни, создающих угрозу здоровью человека, животных и растений. Место работы вирусолога - исследовательские центры, лаборатории, медицинские учреждения, опытные станции, оснащенные современной аппаратурой и оборудованием. Кроме специальных навыков здесь требуется широкая эрудиция и аналитический склад ума.

Профессия связана с эпидемиологией, биологией и медициной и не потеряет в будущем своей значимости. В условиях пандемии, охватившей планету с начала 2020 года, востребованность в профессии вирусолога возрастает.

Задания к тексту.

  1. О какой профессии идет речь в данном тексте?
  2. Где работают люди данной профессии?
  3. С какими науками связана данная профессия?

Тема: Биология - как наука

Предметные результаты:

  • характеризовать источники биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией.

Личностные результаты:

  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения
  • трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Задание 4.

Одной из древнейших научных областей, занимающихся познанием окружающего мира, является биология (др. греч. биос - жизнь, логос - наука).

В настоящее время этим термином называют целый комплекс научных направлений, объектами исследования, которых являются живые организмы или процессы и явления, протекающие в них или с их участием.

Изучите рисунок 6 и прочитайте текст учебника на стр. 18.

Ответьте на вопрос:

  1. Что изучает биология?
  2. На основе полученных знаний составьте список профессий, связанных с биологическими науками (не менее 5).

Тема: Живая и неживая природа - единое целое

Метапредметные результаты

Универсальные познавательные действия.

Базовые логические действия:

  • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа.

Задание 5. Разделите живые организмы на группы.

Ромашка, лиса, береза, дуб, подорожник, медведь, дождевой червь, рябина, василёк, крот, майский жук, лишайник олений мох, комар.

Ответьте на вопросы:

  1. По какому признаку вы разделили живые организмы на группы?
  2. На какие группы можно разделить растения из представленного списка?
  3. На какие группы можно разделить животных из данного списка?

Тема: Методы исследования в биологии

Метапредметные результаты.

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

  • с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи.

Задание 6.

На занятиях кружка «Юные экологи» ребята в один химический стакан налили холодную воду, а в другой такой же химический стакан - горячую. Стаканы поставили на чаши весов и уравновесили. Через некоторое время ребята обнаружили что равновесие нарушилось.

Вопросы к заданию:

  1. Какой метод изучения биологии использовали учащиеся кружка «Юный эколог»?
  2. Как вы думаете почему нарушилось равновесие весов?
  3. Какое оборудование использовали ребята в работе?

Задание 7.

  1. Рассмотрите рисунок, что показано на рисунке?
  2. Заполните таблицу.
  3. Где используется данный прибор?
  4. Подготовьте сообщение «История создания микроскопа».

Название части микроскопа

Какую функцию выполняет

Задание 8.

Известно явление фотопериодизма. В течении суток цветки растений периодически открываются и закрываются. Для каждого растения время открытия и закрытия свое. В течении всего периода цветения оно практически не меняется.

1. Как можно это явление использовать в интересах человека? (цветочные часы)

2.В таблице даны растения и время раскрытия цветков, составьте свои цветочные часы.

Название растений

Время раскрытия цветков

Время закрытия цветков

Вьюн полевой

7-8

Смолка липкая

9

20

Календула

9-10

15-16

Торичник красный

9-10

15

Кислица

9-10

18

Мать-и-мачеха

9-10

18

Любка двулистная

21

Табак душистый

20

Вечерница.

21

3. Где можно использовать такие часы?

Тема: Измерения в биологических исследованиях

Личностные результаты.

  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Задание 9.

В теле человека на каждый килограмм массы приходится почти 800 г воды.

  1. Рассчитайте, сколько воды содержится в вашем теле.
  2. Каких единицах измерения вы будите проводить расчеты?
  3. Какой метод изучения биологии вы будите использовать при решении данной задачи?

Тема: Описание результатов исследований

Матапредметные результаты.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;

Задание 10.

Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы:

название рыб

% белков

% жиров

калорий в 100 г

вобла

18

2,8

95

шпрот

17

7,6

136

лосось

24

12

200

стерлядь

17

6

116

карп

20

1,5

94

карась

17

0,5

74

окунь

17

0,6

73

  1. Какая рыба наиболее богата жирами?
  2. Каких рыб вы бы посоветовали человеку, который решил похудеть, включить в свой рацион?
  3. Людям какой профессии можно использовать данную информацию?