Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. По определению А.А.Леонтьева: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественнонаучная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
По мнению профессора Натальи Фёдоровны Виноградовой в естественнонаучной грамотности младших школьников выделяются четыре составляющие:
- Готовность осваивать знания о природе и использовать их для решения учебных и жизненных задач. Включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.
- Осознание ценности и значения научных знаний о природе. Включает осведомлённость о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества.
- Овладение методами познания природных явлений. Это умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов, установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.
- Способность к рефлексивным действиям. Это оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.
Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение.
Как сделать процесс формирования естественнонаучной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка? Форм и методов работы достаточно много. Необходимо использовать учебные задания с учётом реальных жизненных обстоятельств, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.
Для успешного формирования ЕНГ важно предлагать детям не «сплошные» учебные тексты, а набор разнообразных текстов, состоящих из отрывков художественной и публицистической литературы, информации из СМИ, статистических данных (в виде таблиц, графиков, диаграмм), описания событий из повседневной жизни и др.
При использовании ситуационных задач необходимо выдерживать следующую структуру.
Модель ситуационной задачи (СЗ)
- Название СЗ (привлекательное название).
- Личностно-значимый познавательный вопрос.
- Набор текстов, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные и т.д.).
- Задания по работе с текстами СЗ (на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку).
- Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ.
Формированию естественнонаучной функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Большие возможности для формирования естественнонаучной грамотности представляет окружающий мир.
Обучение курсу «Окружающий мир» в начальной школе обеспечивает готовность учащихся к дальнейшему образованию, формируя:
- достаточный уровень знаний об объектах и явлениях природы и общественной жизни, умение использовать эти знания в стандартных и нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках (объяснение учителя, учебник, дополнительная литература, словари, сеть Интернет), анализировать эту информацию и обобщать ее;
- умение участвовать в диалоге в ситуации учебного и повседневного общения, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, создавать несложные монологические высказывания на доступные темы, составлять несложные письменные тексты в форме инструкции, описания результатов собственного исследования и рассуждения по изученным темам;
- умение извлекать и толковать информацию, представленную в различных знаковых формах (информационный текст, включающий ряды, классификации, картосхемы, разрезы, профили, простейшие диаграммы и графики), что обеспечивает готовность к восприятию учебных материалов для средней школы, пользоваться словарями и другими справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
- выработку общеучебных умений и универсальных учебных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы учащихся, такие как участие в постановке и решении классом учебной или учебно-практической задачи, моделирование, нахождение адекватного способа решения задачи, действия контроля, самооценки и самоанализа.
Все особенности содержания курса Окружающий мир позволяют формировать не только естественнонаучную грамотность, но и функциональную грамотность в целом.
Но уроки окружающего мира, безусловно, не единственное место формирования естественнонаучной функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность тесно связана с математической грамотностью. Кроме того, необходимо таким образом планировать изучение текстов по литературному чтению, русскому языку, чтобы эта работа носила практический характер. На уроках технологии важно включать в работу проведение опытов и экспериментов, позволяющих представить единую картину мира. Таким образом, формировать естественнонаучную грамотность можно на любом уроке в начальной школе, а также во внеурочной деятельности.
Литература
- Круглянина Т.Я. Статья «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников» / Т.Я.Круглянина [Электронный ресурс].
- Перминова Л.М. Дидактическое обоснование формирования естественнонаучной грамотности / Л.М.Перминова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017.
- Мамедов Н.М. Естественнонаучная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен / Н.М.Мамедов, С.Е.Мансурова // Ценности и смыслы. - 2020.
- https://topuch.com/formirovanie-estestvennonauchnoj-gramotnosti-mladshih-shkoleni/index.html