Конспект урока по окружающему миру "Четыре царства природы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир


Цели:

  • Сформировать представления детей о царствах живой природы
  • Развивать логическое мышление, умение выделять и запоминать главное
  • Формировать интерес к предмету

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Наш урок мне хочется начать небольшим стихотворением Н.Рыленкова:

Всё в тающей дымке -
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

- Ребята, о чем пишет автор в этом стихотворении?

- Конечно же, о природе.

- Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, Господь сотворил на планете ещё очень много жителей. Наш общий дом - природа.

3. Актуализация знаний

Давайте вспомним, что обозначает слово природа? Что мы знаем о природе?

- Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.

- На какие группы мы делим природу? - На неживую и живую природу.

- Что относится к неживой природе? - Воздух, камни, снег, вода и т.д.

- Какие признаки живой природы вы знаете?

- В чем нуждается все живое на Земле?

- Свет, воздух, тепло, вода, пища.

- Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы.

Расскажу я вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…. Нет-нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это царства живой природы.

4. Постановка учебной задачи

- Какая тема нашего урока? 4 царства живой природы.

- Задачей на сегодняшний урок будет знакомство с царствами живой природы и выработка умения бережно относится к природе. Сегодня мы совершим путешествие в каждое из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим название каждому царству.

5. Усвоение детьми нового знания

Начнем знакомство с нашими царствами. Для начала предлагаю вам разгадать ребусы. (презентация) Как назвать одним словом. (животные)

5. Царство животных

(в течение урока дети заполняют кластер в тетради)

- Это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере.

- Какие группы мы можем выделить в царстве животных?

Животные, занесенные в Красную книгу вологодской области.

  • (выхухоль, соня садовая, бурундук, зубр - звери)
  • Жужжелица, апполон, муравьиный лев - насекомые)
  • Лазоревка, сапсан, крохаль, лесной жаворонок - птицы)
  • Медянка (пресмыкающиеся)
  • Стерлядь (рыбы)

Чтобы определить следующее царство, предлагаю вам выполнить графический диктант. (выполнить 1 диктант на выбор)

- Что у вас получилось? (цветок и елка)

Как можно назвать одним словом это царство? Царство растений

Какие группы растений есть? (травы деревья и кустарники)

ФИЗМИНУТКА

(дерево - руки вверх, кустарник - руки на пояс, травы - приседания)

Подснежник, лиственница, рябина, сирень, ландыш, малина, ясень, кедр, бузина орхидея

Дети делают вывод: все растения делятся на три группы - травы, кустарники, деревья.

Где можно встретить растения?

Куда не глянешь, всюду увидишь растения - в лесу, на лугу, в парке и даже на подоконнике. Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, золотых одуванчиков ранней весной, нет цветов в комнате. Но это не самое страшное. Вместе с растениями исчезнет то, без чего жизнь невозможна: воздух, кислород. Ведь именно растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни.

Недаром растения называют "зелёные лёгкие нашей планеты".

Отгадайте загадку.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

6. Царство растений

- Грибы не относятся к растениям. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они очень быстро, прямо на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.

- Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут. А вы знаете? Отгадайте загадки.

Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном,
Как лесные дошколята,
Под сосной растут ... (маслята)

Что за грибки глядят на нас,
Столпились тесной кучкой?
Ох, и дружные ребята,
На пеньке растут… (опята)

Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я… (подосиновик)

Растут в лесу сестрички,
Рыжие ... (лисички)

Лета первая примета:
Под берёзкой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:

На нашей лесной полянке растут съедобные грибы:

  • под сосной - маслята,
  • около берёзы - подберёзовик,
  • под осиной - подосиновик,
  • на пеньке поселились опята,
  • вокруг пенька можно найти лисичек.

Работа в парах (определить съедобные или несъедобные грибы)

7. Царство Бактерий

(просмотр видеофрагмента о полезных и вредных бактериях)

В царстве том житьё не худо,
Есть там вот какое чудо:
Это микроорганизмы.
Только клеточка одна,
Но живёт, живёт она.

Первыми жителями Земли были бактерии.

Обобщение изученного материала, закрепление, В ходе беседы ученики вспоминают, с какими царствами живой природы они познакомились. На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.

Загадки:

1) Это микроорганизмы, они живут повсюду, их можно рассмотреть только в микроскоп? (Бактерии). - царство бактерий.

2) Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц). - царство животных.

3) Стоит лепёшка на одной ножке: кто мимо не пройдёт, всяк наклонится? (Гриб). - царство грибов.

4) Какой колокольчик не звенит? (Цветок - колокольчик). - царство растений.

8. Подведение итогов урока

  • Что было самым интересным?
  • Что нового для себя вы узнали?

- Дальнейшее знакомство с миром природы мы продолжим на следующих уроках.

Природа требует к себе бережного отношения. Человек должен жить так, чтобы не навредить природе, а помогать ей! Человек может сохранить чистым воздух и воду, леса и луга. Он может защитить растения и животных от вымирания. Но для этого человеку надо быть разумным.

Оцените свой урок (оценивание мусорная корзина, мясорубка, чемодан)

9. Домашнее задание, оценки