Цели:
- Сформировать представления детей о царствах живой природы
- Развивать логическое мышление, умение выделять и запоминать главное
- Формировать интерес к предмету
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Наш урок мне хочется начать небольшим стихотворением Н.Рыленкова:
Всё в тающей дымке -
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
- Ребята, о чем пишет автор в этом стихотворении?
- Конечно же, о природе.
- Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, Господь сотворил на планете ещё очень много жителей. Наш общий дом - природа.
3. Актуализация знаний
Давайте вспомним, что обозначает слово природа? Что мы знаем о природе?
- Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.
- На какие группы мы делим природу? - На неживую и живую природу.
- Что относится к неживой природе? - Воздух, камни, снег, вода и т.д.
- Какие признаки живой природы вы знаете?
- В чем нуждается все живое на Земле?
- Свет, воздух, тепло, вода, пища.
- Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы.
Расскажу я вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…. Нет-нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это царства живой природы.
4. Постановка учебной задачи
- Какая тема нашего урока? 4 царства живой природы.
- Задачей на сегодняшний урок будет знакомство с царствами живой природы и выработка умения бережно относится к природе. Сегодня мы совершим путешествие в каждое из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим название каждому царству.
5. Усвоение детьми нового знания
Начнем знакомство с нашими царствами. Для начала предлагаю вам разгадать ребусы. (презентация) Как назвать одним словом. (животные)
5. Царство животных
(в течение урока дети заполняют кластер в тетради)
- Это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере.
- Какие группы мы можем выделить в царстве животных?
Животные, занесенные в Красную книгу вологодской области.
- (выхухоль, соня садовая, бурундук, зубр - звери)
- Жужжелица, апполон, муравьиный лев - насекомые)
- Лазоревка, сапсан, крохаль, лесной жаворонок - птицы)
- Медянка (пресмыкающиеся)
- Стерлядь (рыбы)
Чтобы определить следующее царство, предлагаю вам выполнить графический диктант. (выполнить 1 диктант на выбор)
- Что у вас получилось? (цветок и елка)
Как можно назвать одним словом это царство? Царство растений
Какие группы растений есть? (травы деревья и кустарники)
ФИЗМИНУТКА
(дерево - руки вверх, кустарник - руки на пояс, травы - приседания)
Подснежник, лиственница, рябина, сирень, ландыш, малина, ясень, кедр, бузина орхидея
Дети делают вывод: все растения делятся на три группы - травы, кустарники, деревья.
Где можно встретить растения?
Куда не глянешь, всюду увидишь растения - в лесу, на лугу, в парке и даже на подоконнике. Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, золотых одуванчиков ранней весной, нет цветов в комнате. Но это не самое страшное. Вместе с растениями исчезнет то, без чего жизнь невозможна: воздух, кислород. Ведь именно растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни.
Недаром растения называют "зелёные лёгкие нашей планеты".
Отгадайте загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
6. Царство растений
- Грибы не относятся к растениям. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они очень быстро, прямо на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.
- Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут. А вы знаете? Отгадайте загадки.
Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном,
Как лесные дошколята,
Под сосной растут ... (маслята)Что за грибки глядят на нас,
Столпились тесной кучкой?
Ох, и дружные ребята,
На пеньке растут… (опята)Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я… (подосиновик)Растут в лесу сестрички,
Рыжие ... (лисички)Лета первая примета:
Под берёзкой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:
На нашей лесной полянке растут съедобные грибы:
- под сосной - маслята,
- около берёзы - подберёзовик,
- под осиной - подосиновик,
- на пеньке поселились опята,
- вокруг пенька можно найти лисичек.
Работа в парах (определить съедобные или несъедобные грибы)
7. Царство Бактерий
(просмотр видеофрагмента о полезных и вредных бактериях)
В царстве том житьё не худо,
Есть там вот какое чудо:
Это микроорганизмы.
Только клеточка одна,
Но живёт, живёт она.
Первыми жителями Земли были бактерии.
Обобщение изученного материала, закрепление, В ходе беседы ученики вспоминают, с какими царствами живой природы они познакомились. На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.
Загадки:
1) Это микроорганизмы, они живут повсюду, их можно рассмотреть только в микроскоп? (Бактерии). - царство бактерий.
2) Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц). - царство животных.
3) Стоит лепёшка на одной ножке: кто мимо не пройдёт, всяк наклонится? (Гриб). - царство грибов.
4) Какой колокольчик не звенит? (Цветок - колокольчик). - царство растений.
8. Подведение итогов урока
- Что было самым интересным?
- Что нового для себя вы узнали?
- Дальнейшее знакомство с миром природы мы продолжим на следующих уроках.
Природа требует к себе бережного отношения. Человек должен жить так, чтобы не навредить природе, а помогать ей! Человек может сохранить чистым воздух и воду, леса и луга. Он может защитить растения и животных от вымирания. Но для этого человеку надо быть разумным.
Оцените свой урок (оценивание мусорная корзина, мясорубка, чемодан)