Концепции развития МБОУ «СШ № 9» г.Тверь

Разделы: Администрирование школы


ВВЕДЕНИЕ

Концепция - ведущий замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, программ, проектов, планов. Концепция развития школы - документ стратегический, определяющий перспективы и направление ее движения на последующие годы.

Концепция Программы развития МБОУ «СШ №9» на 2022-2024 годы представляет собой управленческий документ, предусматривающий определение направлений по реализации комплекса мероприятий и создания необходимых условий в образовательной организации для достижения целей, определенных участием в программе оказания методической помощи школам с низкими образовательными результатами «500+». Концепция Программы развития определяет стратегические направления развития образовательной организации на долгосрочную перспективу.

Актуальность разработки Программы повышения образовательных результатов на период 2022-2024 годы обусловлена необходимостью создания условий для устойчивого развития образовательной организации и разработки новых образовательных стратегий и тактических задач деятельности школы в качестве образовательного комплекса, объединяющего общее и дополнительное образование.

Программа предполагает:

  • постановку стратегических целей;
  • планирование изменений в деятельности школы, которые должны привести к качественно новым результатам;
  • создание дорожной карты, где подробно прописываются последовательные практические шаги, ведущие к достижению поставленных целей.

Программа как проект перспективного развития МБОУ «СШ№9» призвана:

  • обеспечить достижение целевых показателей на срок 2022-2024 годы;
  • обеспечить качественную реализацию государственного задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательных отношений;
  • консолидировать усилия всех заинтересованных участников образовательных отношений и социального окружения ОУ для достижения целей Программы.

Проектируемые существенные изменения образовательной системы МБОУ «СШ№9» должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов. В связи с этим Программа развития школы разработана как программа управляемого, целенаправленного перехода школы к получению качественно новых результатов образования обучающихся.

Настоящая Программа определяет систему общих педагогических требований, соответствие которым, обеспечит эффективное участие всех участников образовательных отношений в решении современных задач образования

Миссия Программы

Создание образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании и воспитании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса.

Основания для разработки программы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Национальный проект РФ «Образование», Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 7 мая 2018 №204
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018- 2025 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642;
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10 2009 №373
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413
  • Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р.
    • Устав МБОУ «СШ №9».

Анализ текущего состояния, описание ключевых рисков развития МБОУ

Без учета рисков невозможно ни стратегическое (перспективное), ни среднесрочное, ни текущее планирование. По результатам анкетирования выделены следующие риски.

САМОДИАГНОСТИКА

Факторы риска

Значимость
фактора риска

(аналитика ФИОКО) **

Верифицированные
риски***

1. Низкий уровень оснащения школы

высокая

2

2. Дефицит педагогических кадров

средняя

3 (не решаем)

3. Недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников

средняя

2

4. Риски низкой адаптивности учебного процесса

высокая

2

5. Несформированность внутришкольной системы повышения квалификации

высокая

1

6. Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности

высокая

2

7. Высокая доля обучающихся с ОВЗ

средняя

2

8. Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров

высокая

1

9. Пониженный уровень качества школьной образовательной и воспитательной среды

низкая

2

10. Низкий уровень вовлеченности родителей

средняя

2

1 - риск взят в работу по итогам верификации. В работу может быть взят риск, независимо от маркировки значимости в РПШ.
2 - риск не взят в работу, так как во время верификации было подтверждено, что он не актуален для ОО

Ключевыми рисками для реализации программы МБОУ «СШ №9» выделены:

  1. Несформированность внутришкольной системы повышения квалификации - высокая значимость.
  2. Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров - высокая значимость.

Информационная справка о школе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №9» города Твери, основанное в 1938 году, является общеобразовательным учебным заведением, функционирует на основе лицензии, выданной Министерством образования Тверской области (серия 69Л010001125 регистрационный № 211 от 05 мая 2015 года) на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования, начального общего специального (коррекционного) образования VII вида и основного общего специального (коррекционного) образования VII вида, Устава школы, Договора с учредителем - Управлением образования администрации г. Твери, имеет государственную аккредитацию (серия 69А01 №0000624, регистрационный №383 от 25.12.15).

Входящее с 1 января 2009 года в состав МБОУ «СШ №9» дошкольное отделение создано на базе яслей-сада №12 г. Твери на основании приказа Управления образования администрации города от 24.04.1995 г. № 130 в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Детские ясли-сад №12 созданы в 1985 г. на базе детских яслей №1 - первого дошкольного учреждения г. Калинина, открытого в 1931 г.

Социальными партнерами муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №9» являются:

  • Промышленно-экономический колледж
  • Тверской институт «Экологии и права»
  • Станция юных натуралистов
  • Христорождественский монастырь.
  • Воскресенский собор.
  • Детско-юношеская спортивная школа на улице Баррикадной.
  • Спортивный комплекс с плавательным бассейном во дворе Пролетарки.
  • Центральная библиотека имени А.И.Герцена.
  • Тверская государственная медицинская академия.
  • Тверской государственный объединенный музей с филиалами в музее Салтыкова-Щедрина и в музее Тверского быта
  • Тверской театр кукол
  • Тверской театр юного зрителя
  • Туристические фирмы «Радуга» и «Гном-тур»
  • Дворец творчества детей и молодежи
  • Комиссия по делам несовершеннолетних администрации Пролетарского района г. Твери
  • Подразделение по делам несовершеннолетних Пролетарского РОВД г. Твери
  • Совет ветеранов «На рождественских горках»
  • Территориальный отдел социальной защиты населения

Школа развивается, укрепляет общественные и деловые связи, активно сотрудничает с различными общественными организациями, органами образования, с предприятиями, организациями, учреждениями.

МБОУ «Средняя школа №9» г. Твери относится к типу «школы социализации», то есть представляет собой школу, в которой одной из ведущих задач образовательного процесса наравне с обучением и воспитанием является социализация обучающихся.

Основными целями школы являются формирование общей культуры личности на основе усвоения базового уровня общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству, семье, формирование здорового образа жизни. Вся деятельность педагогического коллектива подчинена реализации названных целей.

Педагогическим коллективом школы за 84-летнюю деятельность по обучению и воспитанию детей микрорайона накоплен достаточно большой опыт, позволяющий прогнозировать результативность образовательных услуг.

В течение нескольких лет школа успешно решает следующие задачи:

  • обеспечение обязательного минимума образования;
  • удовлетворение запросов и потребностей учащихся на образовательные услуги;
  • создание психологически комфортной образовательной среды для общего интеллектуального и нравственного развития личности.

В учебно-воспитательном процессе школы реализуются современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникативные, формируется единая информационная образовательная среда.

Реализуемые образовательные программы:

  • Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО).
  • Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО).
  • Основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО).
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (АООП НОО ЗПР).
  • Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (АООП ООО ЗПР).
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)
  • Основная образовательная программа дошкольного образования.
  • Дополнительные общеобразовательные программы следующих направленностей:
    • художественно-эстетической;
    • спортивно-оздоровительной,
    • обще интеллектуальной.

Нормативная база, на основании которой осуществляется деятельность МБОУ «СШ № 9»

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17 июня 2019 год);
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018- 2025 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;
  • Национальный проект «Образование» на 2019 -2024 годы;
  • Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Паспорт национального проекта «Образование», утвержден Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014
  • № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Устав МБОУ «СШ № 9»;
  • Штатное расписание школы;
  • Должностные инструкции, определяющие обязанности работников школы;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Правила поведения обучающихся;
  • Коллективный договор;
  • Трудовой договор с сотрудниками;
  • Приказы и распоряжения директора школы;
  • Локальные акты;
  • Основная образовательная программа начального общего образования;
  • Основная образовательная программа основного общего образования;
  • Основная образовательная программа среднего общего образования;
  • Учебный план на 2021-2022 учебный год.

Дошкольные группы реализуют в своей деятельности единый комплекс программно-методического обеспечения:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
  • «Ладушки» по ред. И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой;
  • Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа) под ред. Т.Б.Тиличевой, Г.В.Чиркиной;
  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина.
  • «Я, ты, мы» под ред. О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина.

Начальная школа реализует программы «Школа России» и «Начальная школа XXI века».

Средняя школа реализует программы предпрофильного обучения, полная средняя школа - профильного обучения (универсальный).

На протяжении многих лет школа последовательно реализует идеи дифференцированного обучения учащихся. Система работы педагогического коллектива школы по дифференцированному обучению создавалась поэтапно.

  • с 1990-1992 гг. - координация научных поисков, изучение возможностей образовательного учреждения в решении проблем осуществления дифференцированного обучения, исходя из кадрового состава, научного и методического потенциала.
  • С 1992 года осуществлен переход на вариативное, развивающее обучение, в практику работы школы начала внедряться разработка технологий разноуровневого обучения.
  • Учитывая специфику социума, в 1993 году в школе открыты классы коррекционно-развивающего обучения. Накоплен и систематизирован опыт работы по обучению и коррекции детей с различными отклонениями в развитии.
  • 2007-2009 учебный год - введение профильного обучения на III ступени обучения, открытие классов химико-биологического и информационно-технологического профилей.
  • 2010-2011 учебный год - разработана программа «Здоровье», открыт Кабинет здоровья.
  • 2011-2012 учебный год - переход начальной школы к обучению по ФГОС НОО 2 поколения.
  • 2015-16 учебный год - переход среднего звена к обучению по ФГОС ООО 2 поколения.
  • 2016-17 учебный год - начало работы по осуществлению перехода к обучению по ФГОС детей с ОВЗ.
  • 2018 -2019 учебный год -начало обучения детей с РАС.
  • 2019 - 2020 учебный год - начало внедрения дистанционного обучения.
  • 2020 - 2021 учебный год - переход на ФГОС СОО.

Положительно решать проблему дифференциации позволили:

  • методическое мастерство, опыт педагогов;
  • ориентация на стандарты обучения;
  • отработка обязательного минимума знаний;
  • уровневые задания;
  • сложившаяся система промежуточной и итоговой аттестации;
  • тематический учет знаний;
  • системный подход к тематическому планированию;
  • введение в систему методической работы творческих семинаров и открытых уроков;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий.

В школе имеются основные нормативно-организационные документы:

  • Устав школы,
  • локальные акты, регламентирующие отдельные стороны деятельности,
  • годовой календарный учебный график,
  • учебные планы,
  • штатное расписание.

Ведется системная работа по локальным актам, регламентирующим уставную деятельность, деятельность педколлектива, образовательно-воспитательный процесс. Администрация школы определилась в необходимом количестве локальных актов, исходя из особенностей учреждения, сложившейся практики работы, установившихся традиций, требований времени.

Условно локальные акты распределены на следующие группы:

  • положения об органах управления школой (о Совете школы, о педагогическом Совете и др.);
  • положения о структурных подразделениях школы (об учебном кабинете и др.);
  • локальные акты по регламентации прав участников образовательного процесса (положения о правилах приема в 10-е классы, о правилах поведения для учащихся, о единых педагогических требованиях и др.);
  • локальные акты об общественно-профессиональных объединениях и службах сопровождения (о методическом совете, о методическом объединении, о конфликтной комиссии и др.);
  • положения о смотрах, конкурсах, массовых мероприятиях (о школьном туре олимпиады, о проведении «Дня здоровья» и др.)

Коллегиальная деятельность фиксируется в протоколах педагогических советов. Тематика заседаний соответствует планам работы школы.

Распорядительная деятельность директора находит свое отражение в приказах по организации образовательно-воспитательного процесса, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса.

Материально-техническая база школы

Учебный процесс осуществляется в 42 учебных кабинетах, в т.ч.

  • школьный музей;
  • спортивный зал (2);
  • актовый зал;
  • кабинет обслуживающего труда для девочек;
  • кабинет технологии для мальчиков;
  • кабинет психолога;
  • кабинет логопеда и дефектолога;
  • ресурсный кабинет.

Школа имеет столовую с обеденным залом, в которой проведена реконструкция зала и подсобных помещений, 2 медицинских кабинета, библиотеку.

Практически во всех учебных кабинетах, а также в библиотеке установлены компьютеры для организации коллективной и индивидуальной работы с учащимися.

В школе обеспечен доступ в сеть Интернет, постоянно функционирует электронная почта, имеется множительная техника, видеопроекторы, телефонная связь, факс. Учителя имеют возможность работать с электронным журналом и электронным дневником. Во многих классах установлены интерактивные доски. Компьютеры объединены в локальную сеть. Учащиеся используют на уроках цифровую лабораторию «Архимед».

Школа имеет свой сайт: school9tver.ru.

См. продолжение Программы