ВВЕДЕНИЕ
Концепция - ведущий замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, программ, проектов, планов. Концепция развития школы - документ стратегический, определяющий перспективы и направление ее движения на последующие годы.
Концепция Программы развития МБОУ «СШ №9» на 2022-2024 годы представляет собой управленческий документ, предусматривающий определение направлений по реализации комплекса мероприятий и создания необходимых условий в образовательной организации для достижения целей, определенных участием в программе оказания методической помощи школам с низкими образовательными результатами «500+». Концепция Программы развития определяет стратегические направления развития образовательной организации на долгосрочную перспективу.
Актуальность разработки Программы повышения образовательных результатов на период 2022-2024 годы обусловлена необходимостью создания условий для устойчивого развития образовательной организации и разработки новых образовательных стратегий и тактических задач деятельности школы в качестве образовательного комплекса, объединяющего общее и дополнительное образование.
Программа предполагает:
- постановку стратегических целей;
- планирование изменений в деятельности школы, которые должны привести к качественно новым результатам;
- создание дорожной карты, где подробно прописываются последовательные практические шаги, ведущие к достижению поставленных целей.
Программа как проект перспективного развития МБОУ «СШ№9» призвана:
- обеспечить достижение целевых показателей на срок 2022-2024 годы;
- обеспечить качественную реализацию государственного задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательных отношений;
- консолидировать усилия всех заинтересованных участников образовательных отношений и социального окружения ОУ для достижения целей Программы.
Проектируемые существенные изменения образовательной системы МБОУ «СШ№9» должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов. В связи с этим Программа развития школы разработана как программа управляемого, целенаправленного перехода школы к получению качественно новых результатов образования обучающихся.
Настоящая Программа определяет систему общих педагогических требований, соответствие которым, обеспечит эффективное участие всех участников образовательных отношений в решении современных задач образования
Миссия Программы
Создание образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании и воспитании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса.
Основания для разработки программы
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Национальный проект РФ «Образование», Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 7 мая 2018 №204
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018- 2025 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10 2009 №373
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413
- Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р.
- Устав МБОУ «СШ №9».
Анализ текущего состояния, описание ключевых рисков развития МБОУ
Без учета рисков невозможно ни стратегическое (перспективное), ни среднесрочное, ни текущее планирование. По результатам анкетирования выделены следующие риски.
САМОДИАГНОСТИКА
Факторы риска |
Значимость
|
Верифицированные
|
1. Низкий уровень оснащения школы |
высокая |
2 |
2. Дефицит педагогических кадров |
средняя |
3 (не решаем) |
3. Недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников |
средняя |
2 |
4. Риски низкой адаптивности учебного процесса |
высокая |
2 |
5. Несформированность внутришкольной системы повышения квалификации |
высокая |
1 |
6. Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности |
высокая |
2 |
7. Высокая доля обучающихся с ОВЗ |
средняя |
2 |
8. Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров |
высокая |
1 |
9. Пониженный уровень качества школьной образовательной и воспитательной среды |
низкая |
2 |
10. Низкий уровень вовлеченности родителей |
средняя |
2 |
1 - риск взят в работу по итогам верификации. В работу может быть взят риск, независимо от маркировки значимости в РПШ.
2 - риск не взят в работу, так как во время верификации было подтверждено, что он не актуален для ОО
Ключевыми рисками для реализации программы МБОУ «СШ №9» выделены:
- Несформированность внутришкольной системы повышения квалификации - высокая значимость.
- Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров - высокая значимость.
Информационная справка о школе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №9» города Твери, основанное в 1938 году, является общеобразовательным учебным заведением, функционирует на основе лицензии, выданной Министерством образования Тверской области (серия 69Л010001125 регистрационный № 211 от 05 мая 2015 года) на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования, начального общего специального (коррекционного) образования VII вида и основного общего специального (коррекционного) образования VII вида, Устава школы, Договора с учредителем - Управлением образования администрации г. Твери, имеет государственную аккредитацию (серия 69А01 №0000624, регистрационный №383 от 25.12.15).
Входящее с 1 января 2009 года в состав МБОУ «СШ №9» дошкольное отделение создано на базе яслей-сада №12 г. Твери на основании приказа Управления образования администрации города от 24.04.1995 г. № 130 в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Детские ясли-сад №12 созданы в 1985 г. на базе детских яслей №1 - первого дошкольного учреждения г. Калинина, открытого в 1931 г.
Социальными партнерами муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №9» являются:
- Промышленно-экономический колледж
- Тверской институт «Экологии и права»
- Станция юных натуралистов
- Христорождественский монастырь.
- Воскресенский собор.
- Детско-юношеская спортивная школа на улице Баррикадной.
- Спортивный комплекс с плавательным бассейном во дворе Пролетарки.
- Центральная библиотека имени А.И.Герцена.
- Тверская государственная медицинская академия.
- Тверской государственный объединенный музей с филиалами в музее Салтыкова-Щедрина и в музее Тверского быта
- Тверской театр кукол
- Тверской театр юного зрителя
- Туристические фирмы «Радуга» и «Гном-тур»
- Дворец творчества детей и молодежи
- Комиссия по делам несовершеннолетних администрации Пролетарского района г. Твери
- Подразделение по делам несовершеннолетних Пролетарского РОВД г. Твери
- Совет ветеранов «На рождественских горках»
- Территориальный отдел социальной защиты населения
Школа развивается, укрепляет общественные и деловые связи, активно сотрудничает с различными общественными организациями, органами образования, с предприятиями, организациями, учреждениями.
МБОУ «Средняя школа №9» г. Твери относится к типу «школы социализации», то есть представляет собой школу, в которой одной из ведущих задач образовательного процесса наравне с обучением и воспитанием является социализация обучающихся.
Основными целями школы являются формирование общей культуры личности на основе усвоения базового уровня общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству, семье, формирование здорового образа жизни. Вся деятельность педагогического коллектива подчинена реализации названных целей.
Педагогическим коллективом школы за 84-летнюю деятельность по обучению и воспитанию детей микрорайона накоплен достаточно большой опыт, позволяющий прогнозировать результативность образовательных услуг.
В течение нескольких лет школа успешно решает следующие задачи:
- обеспечение обязательного минимума образования;
- удовлетворение запросов и потребностей учащихся на образовательные услуги;
- создание психологически комфортной образовательной среды для общего интеллектуального и нравственного развития личности.
В учебно-воспитательном процессе школы реализуются современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникативные, формируется единая информационная образовательная среда.
Реализуемые образовательные программы:
- Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО).
- Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО).
- Основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (АООП НОО ЗПР).
- Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (АООП ООО ЗПР).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)
- Основная образовательная программа дошкольного образования.
- Дополнительные общеобразовательные программы следующих направленностей:
- художественно-эстетической;
- спортивно-оздоровительной,
- обще интеллектуальной.
Нормативная база, на основании которой осуществляется деятельность МБОУ «СШ № 9»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17 июня 2019 год);
- Конвенция о правах ребенка;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018- 2025 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;
- Национальный проект «Образование» на 2019 -2024 годы;
- Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Паспорт национального проекта «Образование», утвержден Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014
- № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Устав МБОУ «СШ № 9»;
- Штатное расписание школы;
- Должностные инструкции, определяющие обязанности работников школы;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Правила поведения обучающихся;
- Коллективный договор;
- Трудовой договор с сотрудниками;
- Приказы и распоряжения директора школы;
- Локальные акты;
- Основная образовательная программа начального общего образования;
- Основная образовательная программа основного общего образования;
- Основная образовательная программа среднего общего образования;
- Учебный план на 2021-2022 учебный год.
Дошкольные группы реализуют в своей деятельности единый комплекс программно-методического обеспечения:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
- «Ладушки» по ред. И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой;
- Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа) под ред. Т.Б.Тиличевой, Г.В.Чиркиной;
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина.
- «Я, ты, мы» под ред. О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина.
Начальная школа реализует программы «Школа России» и «Начальная школа XXI века».
Средняя школа реализует программы предпрофильного обучения, полная средняя школа - профильного обучения (универсальный).
На протяжении многих лет школа последовательно реализует идеи дифференцированного обучения учащихся. Система работы педагогического коллектива школы по дифференцированному обучению создавалась поэтапно.
- с 1990-1992 гг. - координация научных поисков, изучение возможностей образовательного учреждения в решении проблем осуществления дифференцированного обучения, исходя из кадрового состава, научного и методического потенциала.
- С 1992 года осуществлен переход на вариативное, развивающее обучение, в практику работы школы начала внедряться разработка технологий разноуровневого обучения.
- Учитывая специфику социума, в 1993 году в школе открыты классы коррекционно-развивающего обучения. Накоплен и систематизирован опыт работы по обучению и коррекции детей с различными отклонениями в развитии.
- 2007-2009 учебный год - введение профильного обучения на III ступени обучения, открытие классов химико-биологического и информационно-технологического профилей.
- 2010-2011 учебный год - разработана программа «Здоровье», открыт Кабинет здоровья.
- 2011-2012 учебный год - переход начальной школы к обучению по ФГОС НОО 2 поколения.
- 2015-16 учебный год - переход среднего звена к обучению по ФГОС ООО 2 поколения.
- 2016-17 учебный год - начало работы по осуществлению перехода к обучению по ФГОС детей с ОВЗ.
- 2018 -2019 учебный год -начало обучения детей с РАС.
- 2019 - 2020 учебный год - начало внедрения дистанционного обучения.
- 2020 - 2021 учебный год - переход на ФГОС СОО.
Положительно решать проблему дифференциации позволили:
- методическое мастерство, опыт педагогов;
- ориентация на стандарты обучения;
- отработка обязательного минимума знаний;
- уровневые задания;
- сложившаяся система промежуточной и итоговой аттестации;
- тематический учет знаний;
- системный подход к тематическому планированию;
- введение в систему методической работы творческих семинаров и открытых уроков;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий.
В школе имеются основные нормативно-организационные документы:
- Устав школы,
- локальные акты, регламентирующие отдельные стороны деятельности,
- годовой календарный учебный график,
- учебные планы,
- штатное расписание.
Ведется системная работа по локальным актам, регламентирующим уставную деятельность, деятельность педколлектива, образовательно-воспитательный процесс. Администрация школы определилась в необходимом количестве локальных актов, исходя из особенностей учреждения, сложившейся практики работы, установившихся традиций, требований времени.
Условно локальные акты распределены на следующие группы:
- положения об органах управления школой (о Совете школы, о педагогическом Совете и др.);
- положения о структурных подразделениях школы (об учебном кабинете и др.);
- локальные акты по регламентации прав участников образовательного процесса (положения о правилах приема в 10-е классы, о правилах поведения для учащихся, о единых педагогических требованиях и др.);
- локальные акты об общественно-профессиональных объединениях и службах сопровождения (о методическом совете, о методическом объединении, о конфликтной комиссии и др.);
- положения о смотрах, конкурсах, массовых мероприятиях (о школьном туре олимпиады, о проведении «Дня здоровья» и др.)
Коллегиальная деятельность фиксируется в протоколах педагогических советов. Тематика заседаний соответствует планам работы школы.
Распорядительная деятельность директора находит свое отражение в приказах по организации образовательно-воспитательного процесса, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса.
Материально-техническая база школы
Учебный процесс осуществляется в 42 учебных кабинетах, в т.ч.
- школьный музей;
- спортивный зал (2);
- актовый зал;
- кабинет обслуживающего труда для девочек;
- кабинет технологии для мальчиков;
- кабинет психолога;
- кабинет логопеда и дефектолога;
- ресурсный кабинет.
Школа имеет столовую с обеденным залом, в которой проведена реконструкция зала и подсобных помещений, 2 медицинских кабинета, библиотеку.
Практически во всех учебных кабинетах, а также в библиотеке установлены компьютеры для организации коллективной и индивидуальной работы с учащимися.
В школе обеспечен доступ в сеть Интернет, постоянно функционирует электронная почта, имеется множительная техника, видеопроекторы, телефонная связь, факс. Учителя имеют возможность работать с электронным журналом и электронным дневником. Во многих классах установлены интерактивные доски. Компьютеры объединены в локальную сеть. Учащиеся используют на уроках цифровую лабораторию «Архимед».
Школа имеет свой сайт: school9tver.ru.