Василий Александрович Сухомлинский говорил «Ребёнок - это зеркало семьи».
Каким образом влияет семья на становление личности? Самый мощный фактор это взаимоотношения в семье. Но главное - родительская любовь
Проблема влияния семьи на формирование личности была и остается одним из важнейших проблем педагогики.
Не менее важной является проблема взаимодействия между родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого. Слайд 2
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Слайд 3
Слайд 4
Современные дети показывают, что изменились ценности взрослых. Сегодня в семейном воспитании много проблем.
- Основные изменения произошли в замене таких ценностей, как трудолюбие, послушание, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные блага, эгоизм.
- Утратило силу главенство отца в семье, главную роль в воспитании играет мать.
- Неуважение старших, поведение на равных.
- Экономический кризис семьи - потеря работы, маленькая зарплата, удорожание содержания ребенка в семье.
- Социальный кризис в семье - как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих родителей. Группа риска.
- Родители сами большую часть времени проводят в Интернете и за телевизором. Пример родителя: социальные сети - это нормально, вместо того, чтобы почитать вместе с ребёнком книгу. Дефицит общения. (Технику нужно направлять на саморазвитие ребёнка - мышление, память, будь то игры иди мультфильмы).
- Возрастание количества разводов - в результате проблема воспитания в неполной семье «трудные дети».
- Затруднения родителя в воспитании своего ребенка, тяжело справляться.
Все детские трудности, нарушения поведения, сложности в учебе, различные отклонения от нормы в школе - это прямое отражение того, что происходит в семье.
Большое значение в становлении самооценки ребенка имеет стили семейного воспитания:
- авторитарный
- демократический
- попустительский
- гиперопека
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
Все детские трудности, нарушения поведения, сложности в учебе, различные отклонения от нормы в школе - это прямое отражение того, что происходит в семье.
Вопросы взаимодействия семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Нас, педагогов, волнуют такие вопросы: как сделать общение с родителями живым, как привлечь родителей в школу, как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать, как сделать, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители.
Главная цель в работе с родителями заключается в том, чтобы родители приняли школу, как дом, где хорошо и тепло его ребенку. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития ребенка.
Задача каждого из нас стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение.