Переход начального образования на обучение по ФГОС требует от педагогов абсолютно нового подхода в организации обучения. Работая многие годы в школе , мы замечаем, что как бы мы ни старались,-обучаются успешно лишь 10% учащихся. Почему?
Объяснение простое - только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают. И только когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем до 90%.
На уроках ребёнку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно и последовательно предать содержание текста, высказать своё мнение и аргументировать его. Эти трудности связаны со снижением познавательной деятельности, нежеланием читать, находить и узнавать новое, низкой мотивацией к обучению. Для решения данных проблем необходимы новые педагогические подходы, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Мы часто задаём себе вопрос: как помочь маленькому человеку справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома? Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь их в образовательный процесс и сделать его более интересным, творческим?
Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление - значит развивать умение думать. Работа с детьми младшего школьного возраста требует постоянного поиска продуктивных методов и приёмов работы. Активизировать интеллектуальную и мыслительную деятельность ребёнка, вовлечь его в процесс обучения позволяет технология критического мышления.
Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если это необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
Какие же цели и задачи ставит данная технология? Формирование нового стиля мышления; развитие таких базовых качеств личности, как коммуникативность, самостоятельность, креативность, мобильность; развитие аналитического мышления; формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Основа данной технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала, своими предпочтениями, целями и задачами. Если ребенок способен мыслить критически, он легко вступает в любую фазу урока. Учитель, соответственно, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, подготавливает новые познавательные ситуации, сталкивает различные суждения и направляет усилия учеников в нужное русло.
В начальной школе затруднительно выстроить весь урок по какой-либо одной технологии. Но очень просто использовать её элементы. Приведём примеры приёмов, направленных на структурирование информации в табличных формах.
Приём «Верные - неверные утверждения» на уроке окружающего мира во 2 классе по теме «Солнце - ближайшая к нам звезда» используется с целью актуализации знаний. Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт. Они настраиваются на изучение, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными, а какие - ошибочными и корректируют ответы.
Утверждения
|
Верно |
Неверно |
1.Земля - это одна из планет солнечной системы.
|
Таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал» - один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. На уроке окружающего мира в 4 классе по теме «Куликовская битва» учащиеся работают с новым материалом и последовательно систематизируют информацию, заполняя таблицу.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Было давно |
Где происходила? |
Сражение было на Куликовом поле у р.Дон |
Сражались русские
|
В каком году? |
8 сентября 1380г. |
С кем сражались? |
Сражались русские войска с татаро-монголами. |
|
Кто возглавлял войска? |
Князь Дмитрий Иванович и хан Мамай |
|
Какое было оружие? |
Мечи, луки, боевые топоры. |
|
Кто победил? |
Победили русские войска. |
Приём «Концептуальная или сравнительная таблица» полезен, когда предполагается сравнение объектов. По вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение, по горизонтали записываются объекты сравнения. Представлен данный приём при изучении и сравнении басен Эзопа «Ворон и лисица» и И.А.Крылова «Ворона и лисица» в 3 классе.
Линии сравнения |
Басня Эзопа |
Басня И.А.Крылова |
Название |
«Ворон и лисица» |
«Ворона и лисица» |
Герои басни |
Ворон, лисица. |
Ворона, лисица. |
Композиция |
Мораль в конце басни. |
Мораль в начале басни. |
Из чьих уст звучит мораль? |
Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…» |
Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…» |
Можно ли прочитать по ролям? |
нет |
да |
Каким языком написана басня? |
Прозаическим. |
Поэтическим. |
Задача приёма «Да-нетки» - научить детей задавать «умные вопросы» и, отгадывая предмет или явление, сужать круг поиска рациональными способами.
Появляется цветок с лепестками. До начала игры дети кладут перед собой только середину с надписью «Что это?» Если первый вопрос задан о размере, то берут лепесток с буквой Р и не кладут к цветку до тех пор, пока через вопросы, требующие ответов «да» или «нет», не выяснят данную характеристику предмета.
Аналогично работаем со всеми лепестками и делаем вывод о спрятанном предмете. Эта игра интересна для учащихся 1-2-класса. В 3-4 её следует заменить на более подходящий вид работы - в табличном варианте.
Кто это? |
Возможные вопросы детей |
|
Размеры |
Довольно большой. |
Это животное маленькое? (Нет)
|
Части тела |
Лапы с перепонками,
|
Лап 4? (Нет)
|
Цвет |
Бело-чёрный. |
Цвет коричневый (Нет)
|
Летает |
Нет. |
Это животное умеет летать? (Нет) |
Передвигается |
Прыжками по суше, плавает. |
Животное прыгает? (Да)
|
Живёт |
На юге. |
Живёт в холодных краях? (Нет)
|
Ура! |
Это …. пингвин! |
Использование технологии критического мышления позволит ребёнку в современном мире решать трудные задачи, принимать травильное решение, уметь отстаивать собственное мнение, анализировать и отвергать неуместную и ненужную информацию. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все.
Литература
- Фещенко Т.С. Умение работать с информацией как основа непрерывного образования // Человек и образование 2012. №2.
- Виноградова Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации // Человек и образование 2012. №2.
- 3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2012.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. №4.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление. - М.: ЦГЛ. 2015.
- 6.Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2010.