Урок литературного чтения по теме "Сопоставление букв Д–Т"

Разделы: Начальная школа


Обучение грамоте (чтение)

Тип урока: закрепление материала.

Цель: Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами д и т, развития связной речи.

Задачи урока:

  • познавательные:
    • формировать умение различать в устной речи гласные и согласные звуки по глухости и звонкости;
    • осуществляют звуковой анализ слова, совершенствовать навыки правильного, выразительного слогового и беглого чтения, составлять небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений, делать выводы;
    • стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
  • развивающие:
    • развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать, уважать интересы других, находить совместные конструктивные решения;
    • развивать мышление, устную речь, познавательную активность, формировать предпосылки поисковой деятельности.
  • воспитательные: воспитывать внимание, самостоятельность, умение выслушивать мнения одноклассников

Технологическая карта занятия

Этап урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности
(оргмомент)

Фр.-я

Настрой на работу
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
- Проверим готовность к уроку

Организуют свое рабочее место.

Л: положительное отношение к учению, к познав.деятельности;
Р: понимать и сохранять учебную задачу.
К:
планирование учеб. сотруд-ва

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Фр.-я

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
-С какой буквой познакомились на прошлом уроке? Что о ней можете рассказать.
(Слайд №2) Буква Д играет с вами в прятки.
«Слоговой» аукцион.
да (дача, дар, дама, Даша, …)
ду (дуб, душа, дуга, …)
ды (дыра, дым, дыня, …)
ди (диван, динозавр, Дима,…)
до (дом, дочка, дорога, доля,…)
де (девочка, деньги, дети,…)
(Слайд №3) Чтение четверостишия читающими детьми.
Сколько в стихотворении слов на букву Д? Какие слова записаны с большой буквы и почему?

Повторяют, изученные буквы

К: вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками.
П: ориентируются в своей системе знаний,осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Л: учебно-познав. мотивация

3.Постановка учебной задачи

Фр.-я

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации. (Слайд №4)
-Что видите на картинках?
Что заметили при произношении этих слов?
- Прочитайте слова.
- Чем схожи звуки, обозначенные буквами д и т, чем они различаются?
-Измените каждое слово на несколько предметов. Что заметили?
Предположите тему урока.
Откройте учебник с.100-109, рассмотрите странички. Какие ещё задачи поставим перед собой?
Сегодня мы продолжим учиться читать, рассказывать, выполнять интересные задания, в которых нам встретятся парные буквы д и т.

Выделяют звуки [д] и [т] из слов, характеризуют их, сравнивают. Выполняют слого-звуковой анализ слов,
формулируют тему и задачи урока.

П: самостоятельно формулируют познавательную задачу; структур-е знаний
Р: постановка учебной задачи
К: умеют слушать друг друга

4. Закрепление знаний и способов действий.

Групповой. Словесный. Чтение, беседа

Физминутка
Парная
Практический, словесный. Упражнение.
Ф.-я.

(Слайд №5)
- Рассмотрите ленту букв. Что заметили? (буква Д не на своём месте)
Работа по учебнику с.107
- Прочитайте слова в столбиках, поставьте ударение.
- Какое слово может быть лишним? Объясните выбор.
- Прочитайте текст.
- Обсудите в группах поступок Дениса. Правильно ли Денис поступил?
Дидактическое упражнение «Подставь букву»
Дидактическое упражнение «Противоположные слова»
- Прочитайте слова. Придумайте недостающее слово, противоположное по значению.
Дидактическая игра «Прочитай слово»
- Из слогов составьте слова.
- Выберите пару слов, с их помощью придумайте с другом рассказ.
Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Работа со слоговой таблицей.
Чтение слов в столбиках с. 108. Прочитайте слоги.
- Чем схожи звуки, обозначенные буквами д и т, чем они различаются?
- Прочитайте слова. Сравните слова. Понаблюдайте, чем они различаются
Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и рассказом с.108
- Рассмотрите картинку. Что вы видите?
- Можно ли по рисунку догадаться, о чем пойдет речь в тексте?
- Прочитайте название текста. О чем будем читать?
- Какие реки вы знаете? Какой транспорт ходит по рекам?
- Что возводят через реки? Для чего? Какие грузы перевозят по рекам? Задайте друг другу вопросы на тему «Реки»
- Посмотрите на зашифрованную запись.
- Догадайтесь, название каких рек зашифровано в записи. (Нева, Дон, Кама, Днепр, Двина, Лена, амур, Ока.)
Работа с иллюстрацией и рассказом «Кто кем работает» с. 109
Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен?
- Как одним словом можно назвать все перечисленное?
- Прочитайте рассказ.
Работа в паре по заданию к рассказу.
Работа с пословицей.

Классифицируют слова, определяя критерий.

Составляют слова с парными согласными
Выполняют задание по аналогии.
Составляют слова из слогов

Читают слоги. Устанавливают сходство и различие в произношении [д] и [т], [д'] и [т'] :
[д] и [д'] звонкие; [т] и [т'] - глухие. Сравнивают слова.
Рассказывают, что видят на картинке. Читают рассказ. Отвечают на вопросы учителя. В паре задают друг другу вопросы, придумывают рассказ
Читают рассказ, понимают его смысл.

Р: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля
К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений
Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;извлечение необходимой информации из текстов

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организация рефлексии
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?

Самооценка результатов деятельности

Р: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению.