Цель: познакомить обучающихся 8 класса с культурой и традициями Китая.
Задачи:
- развитие познавательных интересов;
- знакомство с традициями Китая;
- формирование уважительного отношение к культурному наследию другой страны;
- развитие творческих способностей в продуктивной и музыкальной деятельности на материале другой страны.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, китайские палочки, кисти и краски, листы для рисования, китайский народный костюм.
Планируемые результаты обучения, в т.ч. и формирование УУД:
Личностные УУД: продолжить формирование целостного мировоззрения, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные результаты обучения:
- Познавательные УУД: продолжить формирование и развитие познавательных интересов посредством ознакомления с культурой и традициями восточного соседа.
- Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, оценивать достигнутые результаты, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы.
- Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль результатов учебно-познавательной деятельности, рефлексию.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас! Сегодня мы с вами посетим страну, которая по площади не такая большая, как наша Россия, но и маленькой ее не назовёшь. А жители этой страны называют себя - «жителями Поднебесной». Кто-нибудь догадался, что это за страна?
Тогда попробуйте определить эту страну, отгадав загадку:
«Нихао!» - так звучит приветствие на языке этой страны.
Жители Китая - китайцы в знак приветствия кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.
2. Целеполагание
Ребята, что вы знаете о Китае?
3. Основная часть
Сегодня мы проведем с вами необычное мероприятие. Это будут уроки, на которых мы узнаем много интересного об этой замечательной стране. Думаю, что ваше настроение в конце мероприятия останется таким же хорошим, как и в начале.
Первый урок - география. (Выходит подготовленная группа обучающихся, которые проведят урок с презентацией.)
Китай граничит с Россией. Омывается несколькими морями: Жёлтым морем, Восточно-Китайским морем, Южно-Китайским морем. Китай - огромная страна, самая большая в мире по численности населения.
А это столица Китая - город Пекин. Это большой современный город, в нём много красивых зданий, небоскребов. Есть вот такой красивейший стадион.
В Китае есть свой гимн, флаг и герб.
Флаг - красное поле с большой желтой звездой в левом углу, которую справа по дуге окружают 4 малые звезды.
Герб круглой формы в центре изображён флаг и одна из достопримечательностей Китая. Великая китайская стена - гордость Китая, это самая длинная стена в мире, она растянулась по Китаю почти на 9000 км.
Китайцы надеялись, что стена защитит их от вражеских набегов.
По этой стене может свободно проехать автобус.
Легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих по границе Китая, указывая, где нужно строить стену.
Камни великой китайской стены скреплялись между собой липкой рисовой кашей.
В Китае большое внимание уделяется национальному костюму.Национальный мужской костюм - длинный кафтан с запахом и красивыми застежками, широкие брюки, на голове чёрная шапочка. У женщин платья и брюки из шёлковой ткани. И до сих пор в праздничные дни китайские женщины надевают платья из шёлка: чонсам, ципао или халат с запахом и широкими рукавами - ханьфу.
С А это любимец всех китайцев - панда. Его любимое лакомство - бамбук. (фото на экране) Посмотрите, какой бамбук зелёный, высокий, красивый. Как вы думаете, бамбук - это дерево или трава? На самом деле - это самая высокая в мире трава.
А еще китайцы верят, что драконы приносят удачу.Поэтому изображения драконов можно увидеть повсюду: на одежде, на веерах, на картинах, на стенах.
А знаете ли вы, что у нашего города есть город-побратим в Китае? Это город Цзыбо. (Выходит обучающийся, подготовивший информацию об этом городе.)
Урок физкультуры
Сегодня мы познакомимся с элементами китайской гимнастики цигун.
Вы, вероятно, знаете, что цигун - древняя китайская система, помогающая обрести и сохранить здоровье, жить долго и в гармонии с миром. Она включает физическую, дыхательную гимнастику и медитативные практики.
Слово «цигун» образуется из фундаментального понятия «ци» (поток энергии, жизненной силы) и «гун» (достижение, работа). Впервые «цигун» использовалось как обозначение лишь в 1949 году! Концептуальная основа цигун - начала Инь и Ян и всепронизывающая энергия ци. Затем культурный и философский акценты сместились, базовыми стали преимущества цигун для здоровья. «Возраст» цигун - от 5000 до 7000 лет. Цигун разнообразен: известны десятки школ и направлений. Первая литература об этих практиках в XX в. вышла в 1958 году: это была книга Лю Гуйчжэня «Практический курс цигунотерапии». Отдельное место в цигун занимает направление Чжун Юань - самое древнее из известных. Оно было открыто миру лишь в 70-е гг. XX в.
(Группа обучающихся показывает элементы зарядки, а класс повторяет.)
Урок литературы
На этом уроке мы познакомимся с китайскими народными пословицами и сравним их с русскими пословицами. За всю долгую историю развития в китайском языке появилось много пословиц и поговорок, фразеологизмов, цитат и афоризмов, которые перешли из литературных трудов, народного фольклора и обычной жизни простых китайцев. Для русскоговорящего населения большинство из них при переводе воспринимаются странно и не совсем привычно, но для самих жителей Поднебесной они необходимы, как воздух, и часто используются в повседневной речи и письме иероглифами. Попробуйте найти похожие пословицы в русском языке.
滴水穿石 dī shuǐ chuān shí
Капля воды пробивает камень (терпение и труд всё перетрут).
对牛弹琴 duì niú tán qín
Играть на цитре перед коровой (метать бисер перед свиньями).
一举两得 yī jǔ liǎng dé
Одно движение два приобретения (одним выстрелом убить двух зайцев).
指鹿为马zhǐ lù wéi mǎ
Показывая на оленя, называть его лошадью (выдавать черное за белое).
入乡随俗 rù xiāng suí sú
Вступая в чужую страну, соблюдай её обычаи (в чужой монастырь со своим уставом не ходят).
海底捞月 hǎi-dǐ-lāo-yuè
ловить луну на дне моря - черпать воду решетом; заниматься бесполезным делом.
口蜜腹剑 kǒu-mì-fù-jiàn
на устах мёд, а за пазухой меч - мягко стеллит, да жёстко спать; двуличие.
老马识途 lǎo-mǎ-shí-tú
старая кобыла дорогу знает - старый конь борозды не портит.
患难见人心 huàn-nàn-jiàn-rén-xīn
в бедствии видно сердце человека - в трудностях познаётся человек.
Урок рисования
Каллиграфия считается одной из разновидностей изобразительного искусства. Мастера каллиграфии издревле считали это искусство искусством изображения собственных мыслей. Не удивительно, что это занятие находит фанатов и приверженцев по всему миру, а занимаются им и взрослые, и дети. Впрочем, в отличие от многих других искусств, каллиграфия требует не только таланта, но и огромного количества времени на изучение самих иероглифов.
Век сенсорных экранов и компьютерных клавиатур, где все символы зафиксированы и не нуждаются к написанию, искусство каллиграфии утратило свою популярность и актуальность. Однако китайцы призывают своих сограждан не забывать традиции и упражняться в этом искусстве как можно чаще.
Начинать нужно с каллиграфии кистью. Только кисть позволит вам постичь весь арсенал приемов каллиграфии. Давайте попробуем нарисовать иероглиф «счастье»
Урок технологии
Завершаем наше мероприятие чайной церемонией под звуки китайской народной музыки. На этом уроке вы узнаете о традиции чайной церемонии, познакомитесь с правилами этикета, научитесь пользоваться китайскими палочками.
Культ еды - важная часть культуры страны. Утром обязательный завтрак, а в 12 часов весь Пекин обедает - с 12.00 до 14.00 беспокоить китайцев не рекомендуется. Порядок приемов пищи строго соблюдается. В Китае принято есть три раза в день:
- завтракают с 7 до 9 утра;
- обедают с 12 до 14 дня;
- ужинают с 17 до 19 вечера.
Традиционно китайский обед накрывается за круглым столом, в центре которого устанавливается плоский круг на вращающейся подставке. Пища подается на больших тарелках и перекладывается в необходимом количестве на маленькие тарелки самим гостем.
Китайский застольный этикет в целом не столь строг, как в других странах мира, и позволяет множество "вольностей" - например, вполне допустимо разговаривать с набитым ртом, не запрещается проливать что-либо на стол и даже наоборот - грязная скатерть после гостей считается признаком того, что угощение понравилось. Больше всего условностей относится к обращению с палочками, поскольку практически все блюда полагается брать именно ими. С ними связано много строгих правил:
- палочки нельзя ставить вертикально;
- ими запрещено двигать тарелки или передавать еду;
- палочки нельзя облизывать, ведь ими берётся еда из общей тарелки;
- не разрешается перебирать еду палочками - до какого куска дотронулись первым, такой и следует брать;
- показывать на кого-то палочками - дурной тон.
В конце угощения палочки полагается сложить на край тарелки или на специальную подставку.
Чайная церемония готовится по определенным правилам с учетом мельчайших нюансов. Чтобы напиток полностью раскрыл свои полезные свойства для тела и души, не рекомендуется пить слишком горячий чай, так как высокая температура напитка не даст возможности в полной мере оценить его аромат и вкус. Следит за этим мастер, который проводит это мероприятие. Впрочем, к употреблению чая подходят со всей серьёзностью, превращая чаепитие в целый ритуал.
В зависимости от цели, можно выделить несколько видов чаепития:
- Как знак уважения. В этом случае чашку чая предлагают старшим, чтобы выразить им своё уважение. Традиционно на выходные в местные рестораны молодёжь приводит пожилых людей, чтобы угостить их чаем.
- В качестве извинений. В Китае принято угощать чаем того человека, перед которым чувствуешь вину.
- Семейные посиделки. Собраться всей семьей за чашечкой чая - обязательная традиция у китайцев.
- В день свадьбы. Молодожены обязательно наливают чай своим родителям в благодарность за все.
Человек, которому налили чай, должен обязательно поблагодарить за него трёхкратным постукиванием согнутых пальцев (указательным и средним) по столу. Эта традиция возникла во времена династии Цин. По легенде, император Цяньлун ездил по стране, прикидываясь простым жителем, чтобы узнать мнение о себе.
Подведение итогов
Наше мероприятие подходит к концу.
Молодцы, вы хорошо сегодня работали.
Рефлексия
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает его.
Сегодня:
- Я узнал ...
- Было трудно ...
- Я понял, что ...
- Я научился ...
- Меня удивило ...
- Мне захотелось...