Использование технологии развития критического мышления для формирования навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Изучение иностранных языков стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Самым необходимым иностранным языком для обучения является английский язык. Изучение английского языка и других иностранных языков начинается еще в начальных классах. Главной целью современного школьного образования является воспитание личности, которая способна отлично мыслить, и имеющая навыки жизни в конкурентном и высокотехнологичном мире. Поэтому, чтобы жить и развиваться в современном мире необходимо изучать иностранные языки.

Одна из важных целей обучения иностранным языкам это умение извлекать информацию из прочитанного текста, что позволяет нам использовать изучаемый язык в разных видах речевой деятельности. Чтение - это один из видов рецептивной речевой деятельности, направленный на понимание и восприятие письменного текста. В современном мире существует большое количество факторов, которые влияют на успешность ученика, но самый главный и важный среди них - это чтение и его скорость. Чтение выступает видом самостоятельной речевой деятельности в том случае, когда мы читаем с целью получить необходимую информацию из текста. При этом, в зависимости от ситуации, полнота и точность извлечения информации могут быть различными. Под смысловым чтением понимается:

  • осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,
  • извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров,
  • определение основной и второстепенной информации,
  • свободная ориентация в восприятии текстов художественного, научного, публицистического, юридического, исторического, социологического и официально-делового стилей,
  • понимание и адекватная оценка языка СМИ. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.

На сегодняшний день одна из главных целей обучения в школе - это сформировать личность школьника, умеющего высказывать свое мнение и стремящегося к саморазвитию и самопознанию. Для этого мы должны у учащихся формировать и развивать критическое мышление. Почему именно критическое мышление? Потому что критическое мышление помогает ребятам добиться таких результатов как: умение работать с информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно и уверенно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления опыта, различных идей и представлений.

Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуктивные решения. Формирование критического мышления начинается с творчества. Развитие критического мышления возможно через чтение, так как чтение позволяет нам погрузиться в мир творчества, требует от учащихся самостоятельности и умения извлекать и использовать прочитанную информацию. Конечным итогом этого является умение высказывать свое мнение о прочитанном. Творчество - это способность использовать накопленный опыт, знания в новых ситуациях, не боясь отойти от шаблона.

Приемы творческого мышления:

  • творческая пауза - когда мы идем и останавливаемся на чем-то на минутку и фокусируемся на этом;
  • фокусирование на определенном моменте ( например, на играх);
  • вызов - это оценка того правильно ли осуществляется действие, поиск уникальности, почему это так происходит;
  • проект;
  • метод случайного слова.

При этом необходимо помнить, что критическое мышление - это мышление самостоятельное; информация это отправной пункт (знание создает мотивацию); постановка проблем и уяснение (мы учим детей алгоритму, мы даем им инструмент познания); убедительная аргументация (нахождение своего решения и подкрепление его различными доводами); обмен мнениями. Результат обучения:

  • учим ребенка формулировать вопросы;
  • учим собирать информацию собственную;
  • учим высказывать свое мнение по данному вопросу.