Работа в РЭШ как средство формирования мотивированности обучающихся

Разделы: Начальная школа


На современном этапе развития образования в России одной из актуальных проблем является формирование мотивированности обучающихся. В ряде нормативных документов, в частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), в Федеральном законе «Об образовании» в качестве важных требований к результатам освоения обучающимися основной общеобразовательной программы выделены необходимость формирования готовности школьников к саморазвитию и формирование мотивации к обучению и познанию [3].

Актуальность рассматриваемой проблемы в младшем школьном возрасте вызвана появлением на данном возрастном этапе новых мотивов, развитием мотивационной сферы. Учебная деятельность младших школьников приобретает особую значимость, ценность.

Проблема мотивации школьников рассматривается в исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, А.К.Марковой и др. ученых. В данных исследованиях дано понятие мотивации и мотивированности, охарактеризованы основные особенности формирования мотивированности обучающихся в начальных классах. Несмотря на достаточную разработанность проблемы, дальнейшей разработки и уточнения требуют различные средства формирования мотивированности обучающихся. Одним из достаточно эффективных средств формирования мотивированности школьников является использование ресурсов Российской Электронной Школы (РЭШ).

РЭШ является платформой, на которой располагается комплекс интерактивных уроков по всем учебным дисциплинам для школьников 1-11 классов. Основная цель РЭШ состоит в получении каждым обучающимся бесплатного качественного общего образования [4].

В основе разработанных интерактивных уроков, представленных на сайте РЭШ, лежат авторские программы, прошедшие независимую экспертизу. Отмечается полное соответствие разработанных интерактивных уроков ФГОС и примерным основным образовательным программам начального и общего образования.

Для работы с ресурсами РЭШ необходима регистрация; младшим школьникам оказывается помощь взрослого в регистрации.

Ресурсы РЭШ содержат уроки по всем учебным дисциплинам в 1-11 классах. Они расположены во вкладке «Предметы» по классам и основным темам учебного курса.

Каждый урок построен с соблюдением этапов: этап актуализации знаний, этап изучения нового материала, этап закрепления изученного материала. На первом этапе урока школьники выполняют предложенное задание, также на данном этапе осуществляется целеполагание (озвучиваются цель и задачи урока) и прогнозирование (что нового узнают на уроке, чему научатся); этап заканчивается проблемной ситуацией. На следующем этапе урока школьники просматривают видеофрагмент, знакомятся с правилом и дополнительной информацией в текстовой и графической формах. С целью закрепления изученного материала используется комплекс тренировочных заданий, после выполнения которых выполняется контрольное задание, которое оценивается учителем.

Образовательные ресурсы РЭШ могут быть использованы как для регулярного изучения новых тем, так и для закрепления изученного материала или организации индивидуальной работы с обучающимися. Использование возможностей РЭШ в образовательном процессе позволяет активизировать умственную деятельность школьников, способствует формированию положительной мотивации к занятиям, систематизации мышления, увеличению объема получаемой информации [2].

Формированию мотивированности младших школьников в условиях использования РЭШ способствует:

  • интересная для обучающихся подача учебного материала;
  • системное усвоение учебного материала;
  • дистанционное обучение, позволяющее индивидуализировать обучение;
  • универсальность и многофункциональность материалов;
  • учет возрастных особенностей младших школьников (материалы на платформе для начальной школы представлены в наглядной форме) [1].

На портале РЭШ содержится большой по объему, разнообразный и качественный иллюстрированный материал, что позволяет разнообразить работу со школьниками, построить урок с использованием презентаций, конспектов, тестов, сценариев [4].

Для примера представим особенности организации работы младших школьников с ресурсами РЭШ.

Во 2 классе на первом уроке математики в соответствии с тематическим планированием (УМК «Школа России») изучается тема «Числа от 1 до 20: повторение».

В ходе проведения урока рассматриваются следующие вопросы:

  • как считают предметы;
  • для чего нужно знать состав чисел первого и второго десятков.

К уроку предоставляется теоретический материал, который может быть использован как для самостоятельного изучения, так и для организации работы с классом. С опорой на наглядность школьникам предлагается посчитать количество карандашей (их 8). Далее обучающимся сообщается, что счет предметов всегда начинается с числа один, числа при счете называются последовательно, без пропусков. Установить количество предметов - значит, нужно посчитать их. При счете нельзя считать один предмет дважды, считать нужно все предметы, не пропуская их. Далее обучающихся подводят к мысли, что важным для успешного обучения математике является быстрый счет, умелое оперирование числами в пределах 10 и 20. В этом случае необходимы знания о составе числа. Наглядный материал помогает повторить со школьниками состав чисел первого десятка. Далее организуется повторение состава чисел второго десятка.

На примере рассматривается нахождение выражения 12-3. «12 - это 9 и 3, значит, 12-3=9. Делается вывод: для того, чтобы считать легко и быстро, нужно знать состав числа.

Далее школьникам предлагается комплекс тренировочных заданий (13 заданий) и контрольные задания в двух вариантах.

В рамках реализации системы работы с использованием платформы РЭШ возможны:

  • построение персональных образовательных траекторий по учебным курсам;
  • реализация индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • формирование мотивированности школьников;
  • повышение активности;
  • достижение яркости и интересности образовательного процесса за счет применения разнотипных заданий и игровых моментов.

Список литературы

  1. Абдулхаева Л. «Учи.ру» как средство формирования мотивации к обучению у младших школьников // Инновационные и традиционные технологии обучения и развития обучающихся средствами математики и информатики. Материалы исследовательской работы студентов-бакалавров и учителей общеобразовательной школы. - Ульяновск, 2020. - С. 24-26.
  2. Данилова Н.В., Гаврилова Н.Г. Мотивация обучения у младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, 2019. - С. 120-128.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010 - 31 с.
  4. Эльмурзаева Г.Б. Проект «Российская электронная школа» // Вестник Чеченского института повышения квалификации работников образования. - 2018. - №2 (29). - С. 4-11.