Педагогическая цель урока:
- образовательная: обобщить и систематизировать знания об исследованиях Приморского края В.К.Арсеньевым через привлечение средств и методов обучения истории, географии, информатики.
- развивающая: создать условия для развития внимания, развития навыка отбирать информацию для решения учебной задачи, переводить информацию из текстовой формы в картографическую и цифровую, в схематическую. Создать условия для развития умения осуществлять эффективную коммуникацию и работать в группе.
- воспитательная: создать условия для формирования активной жизненной позиции и воспитания чувства гордости за родной край на примере личности ученого и путешественника, изучавшего Приморский край.
время (мин) |
выступающий |
Содержание |
№ Слайда |
30 с |
учитель географии |
Организационный момент |
|
6 | Учитель географии |
Добрый день! В сентябре 2022 года во Владивостоке, два месяца назад, в районе фуникулера был торжественно открыт новый памятник. Почему именно во Владивостоке? Почему именно в этом году? (ученики высказываются). |
Презентация 1
150 лет Арсеньеву |
А есть ли в Приморье еще места, связанные с Арсеньевым? Почему?
Вот вы и сформулировали тему сегодняшнего урока. Сегодня мы будем открывать Приморье вместе с Владимиром Клавдиевичем. Этот урок связан с юбилеем нашего героя. Родившийся в Санкт-Петербурге, Арсеньев всю сознательную жизнь посвятил Дальнему Востоку, начав его изучение именно с Приморского края. |
Тема урока | ||
Какую цель мы можем с вами сегодня поставить, опираясь на такую тему? (ученики формулируют вместе).
Больше узнать об этом путешественнике и его вкладе в изучение Приморского края. Перед вами лежат таблички для работы (Приложение 1). Пожалуйста, запишите три факта, которые вы уже знаете о В.К.Арсеньеве и что он сделал для Приморья. Что вы записали? (один-два ученика высказываются). |
цель урока | ||
Вы упомянули, что основной вид деятельности связан был с путешествиями. Чтобы лучше узнать путешественника, что лучше всего сделать? (ученики формулируют задачи). Резюмируем задачи урока (на слайде): |
задачи |
||
9 |
учитель истории |
Одна из задач урока - проанализировать: что мы знаем об Арсеньеве. Посмотрите на количество экспедиций, совершенных В.К.Арсеньевым только в Приморье. Чтобы узнать о них всех, нужно потратить не один год. Давайте мы немного освежим и расширим свои знания об этом человеке - что помогло ему стать таким продуктивным ученым. Перед вами лежит краткая биографическая справка. Прочтите ее, и подчеркните те моменты, которые для вас являются новыми, неожиданными фактами. (Дети работают с Приложением 2.) |
карта экспедиций по Приморскому краю |
Какие открытия вы сделали в биографии Арсеньева? Какие науки развивал этот путешественник? Подтвердите цитатами из текста. (ученики отвечают, зачитывая цитаты, например, "вел археологические раскопки - археология, история). То есть, мы увидели, что Арсеньев увлекался также биологией, ботаникой, этнографией, археологией.
А какие человеческие качества можно увидеть в этих сухих фактах? Аргументируйте цитатами из текста: (ученики зачитывают, например, "Арсеньев и его отряд едва не погибли от голода, когда провиант смыло водой" - целеустремленность, преданность делу) |
облако граней Арсеньева | ||
4 |
учитель географии |
Следующий этап нашей работы будет работа в группах (парах). Каждая группа получает карточку с заданием. В карточках написано задание для групп и краткая инструкция к выполнению. (Приложение 3). Пятая группа уже приступает к работе за компьютером, задание у вас на карточке (Приложение 3, Приложение 6).
|
|
15 |
учитель информатики |
Для того, чтобы увидеть масштаб исследований В.К.Арсеньева в Приморском крае сейчас мы будем работать с интерактивной контурной картой Приморского края и Гугл-презентацией по группам. Для ориентирования на цифровой контурной карте воспользуйтесь физической картой Приморского края и картой южного Приморья.
|
Презентация 2
7 слайд |
Итак, вы совместили выполненные вами фрагменты на одну общую карту Приморского края. А пятая группа, тем временем, заполнила для вас названия на фотографиях тех мест и народов, которые исследовал Арсеньев. Через гиперссылки на географических точках мы все вместе сейчас можем полюбоваться прекрасными видами рек и горных хребтов, увидеть, как выглядели коренные народы Приморского края в начале XX века. Давайте посмотрим! (вместе изучают получившуюся презентацию, она выведена на главную интерактивную доску).
Ребята, вы выполняли эту работу по отдельности, но получили общий результат. Обратите внимание, как много мест исследовал Владимир Клавдиевич. Ему в этом тоже помогала целая команда таких же увлеченных людей. |
Работа с гиперссылками на 7 слайде | ||
5 |
учитель истории |
Владимир Клавдиевич довольно быстро стал известен не только в России, но и за рубежом. Его книги издавали во многих странах. Вот что о нем написал его издатель: "Могу вам с гордостью сообщить, что первые изданные мною за границей труды Арсеньева были чрезвычайно тепло приняты немецкими читателями, а также в научных кругах. Газетные рецензии блестящи… Известные ученые постоянно ссылаются на сочинения В.К.Арсеньева".
|
Презентация 1
|
6 |
учитель географии |
Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока. Чему вы сегодня научились? Какие инструменты для этого вы использовали? Что вызвало затруднения? (Ученики отвечают).
|
Рефлексия |
Планируемые результаты:
История
Предметные
- умение определять последовательность событий, явлений, процессов;
- соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России;
- определять современников исторических событий, явлений, процессов;
- умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации; представлять историческую информацию в форме таблиц, схем, диаграмм;
- умение читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на основе анализа исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией из других источников;
- распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе памятники материальной и художественной культуры XIX - начала ХХ в., объяснять, в чем заключалось их значение для времени их создания и для современного общества;
Информатика
Предметные
- работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы
- представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций;
- выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
География
Предметные
- умение представлять в различных формах (в виде карты) географическую информацию, необходимую для решения учебных задач;
- находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских ученых и путешественников в освоение страны и своего региона.
Личностные
- готовность к разнообразной совместной деятельности,
- проявление интереса к познанию истории своего края, народов России;
- ценностное отношение к науке;
- повышение своей компетентности через практическую деятельность, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции;
- осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.