Формирование УУД на уроках английского языка через использование коммуникативно-ориентированных заданий при обучении грамматике

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык


Согласно требованиям ФГОС третьего поколения важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, поскольку основной и ведущей целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы. На практике учащиеся испытывают трудности в усвоении грамматической системы языка. Совершенно очевидно, учителю необходимо создать условия для формирования универсальных учебных действий с учетом предметного содержания, приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Учителю необходимо организовать учебные занятия так, чтобы активировать учащихся на самостоятельную деятельность по разрешению проблемных ситуаций, опираясь на личный опыт. Творческое овладение знаниями, умениями и навыками способствует развитию познавательного интереса и мыслительных способностей учащихся. Для успешного вовлечения учащихся в устную коммуникацию, необходимо использовать коммуникативно-ориентированные задания.

Формирование речевых грамматических навыков следует проводить поэтапно с учетом условий функционирования грамматических структур в речи.

Целесообразно выделить три основных этапа:

  • предъявление речевого образца (через анализ и синтез грамматического явления);
  • тренировка;
  • применение в речи.

Для каждого из этих этапов характерны соответствующие их целям упражнения.

Предъявление речевого образца

Целью данного этапа является раскрытие основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. Важно объяснить значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление. Предъявление нового учебного материала для продуктивного усвоения осуществляется в учебно-речевых ситуациях, в устной речи учителя или в чтении небольшого текста.

Тренировка грамматического материала

Формирование соответствующих автоматизмов при обучении грамматической стороне устной речи эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения:

  • имитационные;
  • подстановочные;
  • трансформационные;
  • упражнения игрового характера.

Примеры заданий для формирования УУД на этапе тренировки грамматического материала по теме Past Perfect:

Exercise 1: Say what you or your friends, your relatives had done by seven o`clock yesterday.

I had written a letter to my friend by seven o`clock, so I called my Mum to tell her good news. And you? Можно предложить варианты ответов в виде таблицы:

I

played the piano.

My Dad

watched the news.

My parents

had already

done homework.

My friend

cooked supper.

My aunt

visited relatives.

My sister

watered the flowers. etc.

Exercise 2: Complete the sentences using the correct form of the words in the box.

Go
Leave
go out
come
see
eat
have a shower

1. His hair was wet. He….
His hair was wet. He had just had a shower.

2. The flat was empty when he arrived. Everybody …. .

3. He didn`t come with us to the cinema. He … .

4. I didn`t eat anything at the party because I … .

5. We didn`t find anybody at home. Everybody … .

6. The children were playing in the garden. They … .

7. There was nobody at the platform. The train … .

Exercise 3: Ann had lived in London for two years. When she returned to Los Angeles she understood that many things had changed in her city. Say what had changed.

  • a new school/to appear
  • her cousins/to grow
  • the roads/to become wider
  • the streets/to become cleaner
  • the shops/ to get more modern a lot of cars/ to appear

A new school had appeared near her house. Etc.

Exercise 4: Say what you had not done by five o`clock yesterday. Then say what your classmates hadn`t done by that time yesterday.

Exercise 5: Ask your classmates if they had done it before their parents came home.

Exercise 6: Ask your classmates what they had done before the lesson began.

Примеры грамматических игр, целью которых является совершенствование грамматических навыков:

1. Игра «Зашифрованное письмо»

В предложениях нарушен порядок слов, необходимо его восстановить.

Dear friends,
Hi! How are you? I want you to read my letter.
went, to school, I yesterday.
read, I, the text, couldn`t, English lesson, at, as, had left, at home, my book.
get, I, "a five", didn`t, because, hadn`t learnt, I, new, words.
I, after, had finished, I went, to, my work, the party.

2. «Грамматическое лото»

Каждый ученик получает большую карту и 10 маленьких карточек с названиями времен, глагольными формами и временными наречиями.

Большая карта

Past Simple

Was/were + Ving

By that time yesterday.

Маленькие карточки

Past Perfect - Ved; V2

Past Progressive - yesterday - had + V3

Ребята заполняют лото, кладут маленькие карточки на свободные клеточки. Затем придумывают свои собственные примеры предложений с данными грамматическими формами.

3. Игра «Предсказатель судьбы»

Цель: совершенствование грамматических навыков говорения по теме "Future Indefinite". Работа в группах из 5-6 человек. Каждый ученик пишет на карточке одно предсказание о том, что произойдет с его одноклассником в будущем.

Ex: You will go to the circus next month.

On January 1 you will fly into space.

Группы обмениваются карточками, затем каждый ученик зачитывает свое предсказание.

4. Игра-соревнование "Tag - Questions"

Цель: автоматизация употребления разделительного вопроса в устной речи.

Две команды. Учитель придумывает предложение, ученики по очереди из первой и второй команды заканчивают предложение, образуя вопрос «с хвостиком». Слабые выбывают, команда теряет очки.

5. Игра-соревнование

Цель: совершенствование грамматических навыков говорения по теме «Условные предложения I типа».

Класс делится на 2 команды. Каждой команде дается вариант главного предложения, ex: "I shall read you a book if …" Участники игры пишут свои варианты придаточных предложений.

Ex:

  • "… you drink milk",
  • "… you listen to me",
  • "… you give me sweets" etc.

Правильно составленное придаточное предложение приносит команде балл.

6. Игра "Cross Questions and Crooked Answers"

Цель: совершенствование грамматических навыков говорения по теме «Условные предложения II типа».

Класс делится на две команды. В каждой команде равное количество участников.

Для команды №1 необходимо написать на доске: "What would you do if …?"

Для команды №2: "I would …" Все члены первой команды составляют вопросы. Например: "What would you do if you saw a tiger in the street?", "What would you do if you won a car in a lottery?" etc.

Команда №2 должна вообразить и написать ответы , например: "I would buy a wig", "I would dance for hours" etc.

Когда все напишут предложения, необходимо собрать вопросы команды №1 и положить в коробку, а ответы команды №2 в другую коробку. Вытягивать поочередно вопрос команды №1 и к нему ответ - команды №2.

Переход от навыков к умениям обеспечивается заданиями, которые содержат коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу для обучающихся, которую они пытаются решить. Задача учителя состоит в том, чтобы наиболее эффективно организовать деятельность обучающихся и помочь им выйти на познавательный результат в ходе решения учебной задачи. С этой целью учащимся можно предложить следующие виды заданий, которые способствуют формированию всех видов УУД:

  • коммуникативные задания;
  • учебные и естественные речевые ситуации;
  • коммуникативные игры.

Exercise 1: For each situation, make up a sentence ending with never… before. Use the verbs in brackets.

1. The man sitting next to you on the plane was very nervous. It was his first flight. (fly)

2. A woman walked into the room. She was a complete stranger to me. (see)

3. Sam played tennis yesterday. He wasn`t very good at it because it was his first game. (play)

4. Last year we went to Denmark. It was our first time there. (bee)

Exercise 2: Ask your classmates what they had done before their parents came home yesterday.

Name

Had already done

1.

Kate

2.

Nick

3.

Sasha

Now say what you have learnt.

Exercise 3: Look at the pictures and speak about the fun the children had in their summer holidays.

Exercise 4:

Exercise 5: Use the words given to make sentences to match the pictures. Use Past Simple or Past Continuous.

Exercise 6.

Exercise 7. Describe the day you spent in London with your partner. You had 20 pounds each. Say what you wanted to see and what your partner did, how you reached the agreement, where you have been and what you have seen.

Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматического материала вызывают интерес учащихся и привлекают к активному участию в их выполнении. Интересная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся. При выполнении заданий они овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи, в виде постановки вопросов, объяснений в рассказах, выражении мыслей, высказывании идей. Данные приемы значительно способствуют решению учебных задач.

Список использованной литературы

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 2001.
  4. Мильруд Р.П. «Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике» // ИЯШ. - 2001. - №6.
  5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.
  6. Петричук И.И. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // ИЯШ. - 2008. - №2.
  7. S.Thornbury "How to Teach Grammar", Longman UK, 1999.