В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) приоритетным направлением в образовании младших школьников является формирование общеучебных умений и навыков, при этом важным представляется наличие активной позиции обучающихся при решении различных учебных задач, что возможно в рамках организации групповой работы.
Младший школьный возраст - этап в развитии ребенка, в процессе которого могут быть созданы оптимальные условия, в которых наиболее эффективно формируются коммуникативные компетенции, мотивация достижения. Групповая форма работы позволяет успешно формировать УУД младших школьников, при этом формируется самостоятельность, инициативность школьников, развиваются социальные навыки.
В литературных источниках выделены основные виды УУД - личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [4, с. 86].
Основная цель групповой работы младших школьников состоит в активном включении каждого обучающегося в процесс усвоения учебных материалов [3, с. 76]. Реализация данной цели обеспечивается за счет решения ряда задач:
- активизация познавательной деятельности младших школьников;
- развитие самостоятельности;
- формирование умений, направленных на успешное обучение;
- совершенствование коммуникативных и межличностных отношений в учебном классе [4, с. 86].
Рассмотрение теоретических и практических аспектов организации групповой работы младших школьников позволяет выделить ряд достоинств и недостатков данной формы работы с обучающимися. Среди достоинств необходимо отметить повышение учебной и познавательной мотивации, снижение уровня тревожности школьников, страха неуспешности и некомпетентности при решении учебной задачи, повышение эффективности усвоения и актуализации знаний. Основными недостатками групповой работы являются: эффективность данной формы работы существенным образом зависит от мастерства учителя и его усилий; необходимость организации обучения младших школьников основам групповой работы, что требует времени.
Успешность организации групповой работы младших школьников зависит от соблюдения следующих принципов:
- необходимость учета образовательных возможностей обучающихся, состава группы;
- важность составления заданий для совместного поиска решений (выполнение задания возможно в ограниченное количество времени только в группе);
- распределение ролей между участниками группы;
- организация коммуникации как в пределах группы, так и между группами;
- проведение анализа способов деятельности;
- в качестве итога групповой работы должна выступать рефлексия учебной деятельности.
Группы в начальной школе могут формироваться по-разному:
- в соответствии с желаниями обучающихся;
- по выбору учителя;
- в случайном порядке;
- в соответствии с «лидером» группы и т.д.
Частный случай организации групповой работы - парная работа. В парах могут быть реализованы следующие виды работ:
- разучивание стихотворений;
- пересказы текстов;
- составление планов к прочитанному тексту;
- объяснение учебного материала;
- написание сочинений;
- решение задач;
- проверка вычислений, письменных работ и т.д.
Пары сменного состава можно использовать для проверки таблицы умножения, компонентов действий, различных алгоритмов и т.д.
Формирование УУД в рамках начальной школы происходит в соответствии со следующим алгоритмом:
- формируются предметные знания;
- затем обеспечивается формирование ценностных отношений;
- применение знаний, умений и навыков в практической деятельности способствует совершенствованию предметных знаний;
- далее на основе переноса действия универсализируются;
- формируется позитивный опыт, применяемый в дальнейшей учебной деятельности.
За счет организации групповой работы младших школьников обеспечивается формирование различных УУД:
- познавательных (школьники работают с информацией, учебной моделью, в работе широко используются схемы, различные знаково-символические средства, логические операции, при помощи которых обучающиеся сравнивают, анализируют, обобщают, классифицируют, устанавливают аналогии);
- регулятивных (в групповой работе обеспечивается формирование разнообразных умений - планировать предстоящую деятельность, контролировать правильность ее выполнения, при необходимости корректировать выполняемые действия, оценивать результат работы);
- коммуникативных (в групповой работе совершенствуется навык сотрудничества, школьники учатся построению связных высказываний, принимают участие в обсуждении, делают выводы и приводят аргументы) [1].
В целом возможна организация следующих видов групповой работы младших школьников:
- работа в парах;
- организация мозгового штурма - происходит генерирование новых идей при жестком регламенте, в соответствии с распределением ролей в группе готовятся сообщения от группы;
- в форме игровой деятельности, к примеру, игра «Продолжи» - основой служит организация работы школьников по цепочке;
- охота за сокровищами - суть данного приема состоит в следующем: учитель составляет вопросы, ответы на которые позволяют накопить комплекс знаний, фактов, осмыслить тему, школьники в группе, используя учебник или дополнительную литературу, отвечают на вопросы учителя;
- прием «Зигзаг» - проводится работа над темой урока, затем в группах обсуждается изученный материал, проводится экспертная оценка ответов обучающихся.
Организация групповой работы в начальной школе проходит поэтапно:
- на первом этапе осуществляется подготовка к выполнению заданий - ставится познавательная задача, школьников инструктируют о последовательности действий при выполнении работы, раздается по группам дидактический материал;
- на втором этапе организуется групповая работа - школьники знакомятся с материалом, планируют предстоящую работу, распределяют между собой задания, в индивидуальном порядке выполняют полученное задание, обсуждают в группе результаты выполнения заданий, затем обсуждается общее групповое задание, делаются дополнения, обобщения, уточнения;
- третий этап - заключительный, в рамках данного этапа делаются сообщения о результатах выполнения группового задания, анализируются познавательные задачи, осуществляется рефлексия, делается общий вывод о работе группы в целом и вкладе каждого участника группы [2].
Таким образом, групповая работа является продуктивной формой, посредством которой организуется учебное сотрудничество младших школьников. В рамках групповой работы обеспечивается развитие речи, мышления обучающихся, формирование УУД.
Список литературы
- Дуракова Н.И. Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования УУД // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К.Жубанова, 2019. - С. 68-69.
- Кулюпина Н.А. Групповая работа как средство формирования УУД на уроках в начальной школе // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, 2017. - С. 80-82.
- Наумкина А.С., Абрамичева О.С. Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД // Вестник научных конференций. - 20ё9. - №1-3 (41). - С. 76-77.
- Неделько О.А. Групповая работа как средство формирования УУД // Образовательный потенциал. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2019. - С. 86-88.