Методическая разработка занятия по становлению ценностей здорового образа жизни для детей старшей группы "Путешествие в страну здорового питания"

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: здоровое питание, ЗОЖ


Задачи:

  • Посредством игры-путешествия способствовать созданию благоприятных условий для проявления познавательной активности детей.
  • Побуждать детей к совместным с воспитателем рассуждениям, высказываниям, что значит быть здоровым и что для этого нужно делать.
  • Познакомить детей с процессом пищеварения посредством экспериментальной деятельности.
  • Закрепить знания детей о продуктах, которые нужно употреблять каждый день, а какие следует есть иногда и роли их влияния на здоровье человека.
  • Упражнять детей в правилах культурного и безопасного поведения за столом во время приёма пищи.
  • Подвести детей к пониманию секрета здорового питания: оно должно быть умеренным, разнообразными.
  • Использовать умения и навыки в работе с интерактивной доской.
  • Воспитывать заинтересованность в сохранении и укреплении собственного здоровья.
  • Активизировать речь детей: пищеварение, пищевод, желудок, кишечник, белки, жиры и углеводы.

Материалы и оборудование: модель человека с изображением пищеварительной системы, оборудование для опыта (стакан с водой, печенье, ложка, салфетки), отрывок из мультфильма «Винни-Пух и все, все», сказочный герой Винни-Пух, картинки витаминов. А, В, С, Д и продукты, в которых они содержатся (презентация), игра на интерактивной доске «Продукты», модель пирамиды рационального питания, кружки на палочке красного и зелёного цвета.

Методы и приемы: беседа-диалог, просмотр мультфильма, дидактическая игра, физкультминутка, логоритмическое упражнение, сюрпризный момент, рефлексия.

Индивидуальная работа: помочь Алине, Кате и Полине правильно сориентироваться по утверждениям и показать цвет светофора, какой считают правильным.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин по теме части тела человека, его органы их функции.
  • Рассматривание картин «Безопасность поведения в быту и на улице».
  • Проговаривание про витамины и для чего они полезны.
  • Заучивание дыхательных упражнений.

Ход занятия

Дети стоят полукругом

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас всех сегодня. «Давайте порадуемся» игра-приветствие.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Добрый день, здоровья!» скажем мы вместе.

Дети садятся на свои места

Воспитатель: Ребята, люди часто желают друг другу здоровья. А что значит быть здоровым? Как определить, что человек, ребенок здоров? Какой он? Опишите его.

Предполагаемые ответы детей

Дети: Человек весёлый, энергичный, у него хорошее настроение, он занимается спортом, играет с друзьями и т.д.

Воспитатель: А что нужно делать, чтоб быть здоровым?

Предполагаемые ответы детей

Дети: Заниматься спортом, физкультурой, делать утреннюю гимнастику, гулять на свежем воздухе, закаляться, соблюдать правила личной гигиены: мыть руки, чистить зубы, пользоваться носовым платком, соблюдать режим.

Воспитатель: Здоровым быть здорово - это знает каждый, но, к сожалению, не каждый знает, что одним из главных условий здоровья человека является правильное питание. О секретах здорового питания и пойдёт речь.

Включаю отрывок из мультфильма «Винни-Пух и все, все», где Винни-Пух с Пятачком пришли в гости к Кролику.

Воспитатель: Ребята, вы узнали этого сказочного героя?

Дети: Да! Это Винни-Пух.

Воспитатель: У кого был в гостях Винни-Пух?

Дети: У Кролика.

Воспитатель: Что сказал Кролик, когда Винни-Пух застрял в норе? Это не узкая нора, просто кто-то слишком много ест.

Дети: Он всё скушал у Кролика, потолстел, у него надулся живот, и он не смог выйти из домика-норы Кролика.

Воспитатель: Как он себя вёл в гостях?

Плохо вёл себя, не соблюдал правила приёма пищи: не помыл руки, ел всё подряд, не пользовался салфеткой, ел руками…

Воспитатель: Ребята, я пригласила Винни-Пуха к нам в гости.

Изображение Винни-Пуха помещаю на фланелеграф. Здороваемся с Винни-Пухом.

Мы расскажем тебе, Винни-Пух о секретах питания, о правилах поведения во время еды и сами узнаете что-то новое и интересное.

Для этого я приглашаю вас и Винни-Пуха в путешествие по Стране здорового питания, чтоб разгадать все его секреты! Хотите отправиться туда?

Дети: Да.

Станция первая

Включаю на доске модель человека с органами пищеварения.

Воспитатель: Чтобы понять, что происходит с продуктами питания, давайте вспомним, куда же вначале попадает пища?

Дети: В рот.

Воспитатель: А что помогает нам пережёвывать её?

Дети: Зубы, язык, слюна.

Воспитатель: Дальше пища через горло по пищеводу отправляется в желудок. Назовите органы, которые нам помогают при приёме пищи.

Дети: Рот, зубы, слюна, язык, пищевод, желудок и кишечник.

Воспитатель: Что происходит с пищей в желудке? Это очень сложный, но интересный процесс! В желудке выделяется желудочный сок, он пропитывает пищу, растворяет ее. Пища как будто варится. Ребята, как называется этот процесс? (Пищеварение).

Давайте все вместе повторим это слово.

Дети: Пища растворяется в желудке, переваривается.

Воспитатель: Хотите посмотреть, как работает желудок?

Эксперимент «Переваривание пищи в желудке»

Воспитатель: Возьмём стакан - это наш желудок. Нальём туда воды, выполняющую роль желудочного сока. Положим в стакан печенье. Ложкой будем тщательно всё перемешивать. Так работают мышцы желудка, помогая соку расщеплять пищу. Стенки желудка покрыты миллионами желез, которые похожи на эту салфетку. Возьмём салфетку и ложечкой нальём на неё жидкость, полученную в стакане.

Что произошло?

Предполагаемые ответы детей

Дети: Жидкость впиталась в салфетку, а остатки печенья остались на салфетки.

Воспитатель: Вот так же необходимые полезные вещества продуктов впитываются в стенки желудка и через кровь поступают к нашим органам. Чем разнообразнее будут продукты, тем больше полезных веществ получит наш организм.

Из желудка пища попадает в кишечник, где впитываются оставшиеся полезные вещества, и выводится из организма.

С момента поступления пищи к нам в рот до окончания процесса пищеварения проходит несколько часов. Поэтому очень важно не перегружать работой органы пищеварения. А как мы это сможем сделать?

Предполагаемые ответы детей

Дети: Надо соблюдать режим питания. Стараться, не переедать, не перекусывать между завтраком, обедом и ужином.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Предполагаемые ответы детей

Дети: Первый секрет здорового питания - питание должно быть умеренное!

Воспитатель: Винни-Пух, запомни - кушать надо в меру. А не всё подряд, так как это сделал ты в гостях у кролика, с таким количеством пищи желудок может, не справится, ему тяжело переварить большое количество пищи.

Нам пора идти дальше.
Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимайтесь
Выше. Выше, выше.
Наши ручки закружились
Ниже опустились
Завертелись, завертелись
И остановились.

Станция вторая

Воспитатель: Ребята, кроме того, что питание должно быть умеренным.

Второй секрет здорового питания-оно должно быть разнообразным. Как вы думаете, что это значит?

Предполагаемые ответы детей

Дети: Нужно кушать овощи, фрукты, кашу, макароны, молочные продукты, мясо, рыбу….

(Рассуждения детей)

Воспитатель: Правильно, ребята, чтоб пища была разнообразной, чтоб в ней были…

Предполагаемые ответы детей

Дети: …белки, жиры, углеводы, витамины…

Включаю модель рациона питания на каждый день - пирамиду.

Воспитатель: Ориентируясь на эту пирамиду, мы можем составить разнообразный рацион на каждый день. Продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере их полезности.

Давайте заполним эту пирамиду продуктами. В основании, какие продукты мы поместим?

Дети поочерёдно выбирают продукты и заполняют пирамиду.

Предполагаемые ответы детей

Дети: Хлеб, крупы, макаронные изделия, злаки, каша. Продукты, содержащие углеводы.

Воспитатель: Затем какие продукты?

Дети поочерёдно выбирают продукты и заполняют пирамиду.

Предполагаемые ответы детей

Дети: Овощи, фрукты.

Воспитатель: Ещё выше?

Дети поочерёдно выбирают продукты и заполняют пирамиду.

Предполагаемые ответы детей

Дети: Мясо, рыба, молоко, яйца.

Воспитатель: И самое маленькое пространство в пирамиде ….

Дети поочерёдно выбирают продукты и заполняют пирамиду.

Предполагаемые ответы детей

Дети: масло, соль, сахар, сладости.

Воспитатель: А Винни-Пуху мы пожелаем есть не только мёд, почему?

Предполагаемые ответы детей

Дети: (добиваюсь, чтоб дети обобщили)

Питание должно быть разнообразным.

Воспитатель: Есть продукты, которые люди должны кушать каждый день, а есть продукты, которые нельзя есть каждый день

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Продукты».

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка продукты домой принесла:

Воспитатель: Ребята, давайте поможем хозяйке разобраться, какие продукты полезны нашему организму, а какие могут навредить нашему организму.

Игра «Продукты»

Салат, рыба, картошка фри, сок апельсиновый,
гамбургер, мясо, кока-кола, чипсы, творог,
сыр, сладости, мёд, овощи, лук,
молоко, курица, фрукты.

Почему эти продукты полезны нашему организму?

Почему эти продукты могут нам навредить?

Воспитатель: Вы все молодцы, ребята! Винни-Пух теперь тоже будет разбираться, какие продукты полезны для нашего организма, а какие могут навредить, если мы их будем есть каждый день!

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы сделаем на этой станции?

Предполагаемые ответы детей

Дети: Питание должно быть разнообразным, надо есть пищу, в которой есть витамины и полезные вещества.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается!

Упражнение на правильное дыхание.

«Вырастим большими»

Вырасти хочу быстрей
Добро делать для людей.
И.п. основная стойка
1- поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох)
2-опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох), произнести у-х-х.

Третья станция

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чтобы питание можно было назвать правильным и полезным для здоровья достаточно лишь того, чтоб оно было умеренным и разнообразным? Или есть ещё какое-то условие?

Рассуждения детей.

Воспитатель: Посмотрите, на нашем пути появился маленький светофор. Но здесь он не регулирует дорожное движение. Он регулирует правила приёма пищи. В нём два сигнала: красный и зеленый. (Дети получают палочку с двумя кружочками, с одной и другой стороны, красный и зеленый).

Представьте, что вы переключаете этот светофор. Если вы согласны с тем, что я говорю, то покажите зеленый кружок. Если нет, следует показать красный.

  • Руки мыть перед едой совсем не обязательно!
  • Можно ёрзать нам на стуле!
  • Сунуть надо нос в кастрюлю!
  • Кушать надо аккуратно!
  • Что невкусно - плюнь обратно!
  • Суп подали, берём ложку!
  • Можно за столом болтать!
  • Рот салфеткой вытирать!
  • Можно выходить из-за стола с набитым едой ртом!
  • Тщательно жевать еду!
  • Облизывать нож! Брать острые столовые приборы (нож, вилку) в рот и держать их во рту.
  • Жевать с открытым ртом и громко чавкать.
  • Можно ставить локти на стол.
  • Играйте столовыми приборами, салфетками и другими столовыми принадлежностями.
  • Откусывать такие куски пищи, которые невозможно пережевать.
  • Забудьте сказать спасибо.

Ребята, какие вы молодцы. Вы все знаете правила приёма пищи. Я надеюсь, не только знаете, но и соблюдаете. Ведь они также важны для нашего здоровья. Как вы думаете, почему?

Предполагаемые ответы детей

Дети: Можно облиться, упасть со стула, пораниться, если баловаться острыми предметами….

Воспитатель: Какой ещё секрет здорового питания мы разгадали?

Предполагаемые ответы детей

Дети: Необходимо соблюдать правила культурного и безопасного поведения за столом.

Воспитатель: Винни-Пух, мы надеемся, когда ты пойдёшь к кому-нибудь в гости, ты впомнишь о правилах поведения за столом и во время приёма пищи, о которых мы сегодня говорили.

Ребята, наше путешествие подходит к концу. Теперь мы можем ответить на вопрос, что значит правильно питаться.

Предполагаемые ответы детей

Дети: Не переедать, кушать разнообразную пищу, продукты, в которых есть витамины…и др. полезные вещества.

Воспитатель:

  • Питание должно быть умеренным.
  • Разнообразным.
  • Соблюдать правила культурного и безопасного поведения за столом.

Воспитатель: А для чего нам вообще нужно есть? Чтоб расти, быть сильными...

А теперь нам пора возвращаться. Вставайте в круг.

Логоритмическое упражнение: дети выполняют движения согласно тексту.

Встали дети дружно в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Друзей за руки берём,
И домой скорей пойдём.
Раз - два! Раз - два! Вот и кончилась игра!

Воспитатель:

Запомните, простой наш совет:
Здоровье одно, а второго-то нет.
Главное в жизни - это здоровье!
С детства попробуй это понять!
Главная ценность - это здоровье!
Его не купить, но легко потерять!

Ребята, что мы пожелаем Винни-Пуху?

Дети: желаем никогда не болеть, правильно питаться, быть бодрым, вершить добрые дела.