Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
- Дальнейшее развитие интереса к произведениям К.И.Чуковского.
- Совершенствование умения выразительно декламировать стихи.
- Совершенствование навыка составления и чтения слов, звукового анализа.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие всех видов восприятия, зрительного гнозиса, речевого слуха, общих речевых навыков, просодической стороны речи, зрительного, слухового внимания, памяти, тонкой и общей моторики.
Воспитательные цели:
- Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, интереса и любви к чтению.
- Воспитание гигиенических навыков.
Оборудование:
- Эмблемы команд; 2 черных ящика;
- 2 конверта с предметными картинками;
- иллюстрации к сказкам «Муха-Цокотуха», «Телефон»;
- мешок с предметами из сказок (спички, сабля, денежка и т.д.), 2 мольберта, маркеры;
- зашифрованные слова, цветные и простые карандаши.
Предварительная работа:
- Беседа о творчестве К.И.Чуковского.
- Чтение сказок, их обсуждение, заучивание отрывков.
- Рисование иллюстраций по мотивам сказок К.И.Чуковского.
- Упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте, анализу и синтезу слогов, слов.
- Звукобуквенный анализ.
Ход занятия
Дети под музыку входят в музыкальный зал.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Да) Мы с вами проведем сегодня викторину по произведениям К.И.Чуковского.
- Ребята, а вы знаете, как К.И.Чуковский начал писать сказки? (Нет).
- Тогда я вам расскажу. Показывается презентация К.И.Чуковский, его портрет, дети.
- Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас.
У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.
Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.
Корнею Ивановичу было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.
После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети и взрослые.
- А вы, любите сказки? Сейчас мы с вами узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки К.И.Чуковского.
Посмотрите,
Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем.
- А что же растет на нашем дереве? Логопед обращает внимание детей на «чудо - дерево» с башмачками - заданиями.
- И давайте выполним 1 задание «Разминка»: вопросы поочередно задаются участникам 2-х команд.
- В какой сказке прославляли воробья? (тараканище)
- Кто посмел украсть солнце? (крокодил)
- На чем ехали комарики? (на воздушном шарике)
- Как звали командира мочалок? (Мойдодыр)
- Что купила муха на базаре? (самовар)
- Как звали горе хозяйку? (Федора)
- Как звали кровожадного и беспощадного злодея? (Бармалей)
- Что подарили мухе блошки? (сапожки)
- Кто спрятался от паука под мост? (кузнечик)
- Кто спас солнце? (медведь)
- Кто принес телеграмму от гиппопотама? (шакал)
- Кто потушил пожар? (бабочка)
- У какой реки сидел и плакал печальный Гиппопо? (Лимпопо)
- Спросить у гостей
- Что случилась с бегемотом? (провалился в болото)
- Кто ходил с павлиньим хвостом? (медведь Топтыгин)
- Кто поджег море? (лисички)
- Как звали детей крокодила? (Тотоша и Кокоша)
Логопед: Вы замечательно размялись и теперь берем следующий башмачок.
Задание 2: «Черный ящик»: Вам нужно отгадать, какие книги находятся в черных ящиках. А помогут нам в этом 2 конверта. Нужно рассмотреть картинки, определить из какой они сказки и все ли они к ней подходят.
В 2-х конвертах картинки: - одеяло, мыло, лягушка, книжка, подушка, шоколад, шприц, простыня, брюки, чашка.
- градусник, шоколад, телеграмма, обезьянки, страусята.
Дети отбирают лишние картинки, называют из каких сказок эти предметы. Проверяют правильность своих мыслей, открываем «Черные ящики».
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Гномы и великаны»: давайте представим свои картинки маленькими и большими. Как мы их назовем? (образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных).
Логопед: Задание 3: Следующий башмачок и задание: Проверить ваши знания произведений К.И.Чуковского.
Дети по очереди зачитывают друг другу отрывки, а ребята из другой команды договаривают эти строки.
- «Зайчики в трамвайчике
Жаба на метле
Едут ………. и смеются, пряники жуют***
- «Убежало одеяло,
Улетела простыня,
И подушка …» как лягушка, ускакала от меня.***
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда? …***
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, ……..кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, ручейке, океане.***
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит …***
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам, …***
- «Маленькие дети!
Ни за что на свете
не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие … злые крокодилы,
Будут вас кусать,
Бить и обижать,
Не ходите дети в Африку гулять.***
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает …… умывальник
И качает головой.***
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое, …
- Молодцы, замечательно справились с заданием. А теперь давайте отдохнем.
Музыкальная пауза.
Давайте встанем в круг и покажем гостям, какие мы здоровые.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка - страна?
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Дети выполняют соответствующие движения.
Ну вот, стали сильными и красивыми. Садитесь, ребятки.
Берем следующий башмачок.
Задание 4: расшифровать слова и поместить их в свою сказку.
В конвертах карточки с «зашифрованными словами». 3 1 4 2
Х М А У.
- Вам нужно расставить цифры по порядку, записать и назвать свои слова, сделать их звуковой анализ и опять вспомнить, из каких это сказок.
Слова:
МУХА, КОМАР, ПАУК, БАБОЧКА, ПЧЕЛА, САМОВАР, САПОЖКИ.
СЛОН, БЕГЕМОТ, ГАЗЕЛИ, ШОКОЛАД, КАЛОШИ, КАРУСЕЛИ.
На наборном полотне 2 иллюстрации из сказок «Муха-Цокотуха», «Телефон».
Дети выполняют задание, называют сказки.
- Вспомнили сказку «Федорино горе». А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Какой? Какая? Какие?»:
- чашка из фарфора (какая?),
- кастрюля из металла,
- ложка из дерева,
- кочерга из железа,
- стаканы из стекла,
- утюг из железа
Задание 5: Разгадывание кроссворда.
- Молодцы! Какие сказки К.И.Чуковского мы сегодня вспомнили?
- Что вам больше всего понравилось в сегодняшней игре?
- Вы замечательно знаете его произведения. Надеюсь, вы и дальше с таким же интересом будете читать и узнавать новые книги.
- Вот и подошла к концу наша викторина, и я хочу подарить вам эти сюрпризы.