Викторина по произведениям К.И.Чуковского

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: К.И.Чуковский


Цели:

Коррекционно-образовательные цели:

  • Дальнейшее развитие интереса к произведениям К.И.Чуковского.
  • Совершенствование умения выразительно декламировать стихи.
  • Совершенствование навыка составления и чтения слов, звукового анализа.
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие всех видов восприятия, зрительного гнозиса, речевого слуха, общих речевых навыков, просодической стороны речи, зрительного, слухового внимания, памяти, тонкой и общей моторики.

Воспитательные цели:

  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, интереса и любви к чтению.
  • Воспитание гигиенических навыков.

Оборудование:

  • Эмблемы команд; 2 черных ящика;
  • 2 конверта с предметными картинками;
  • иллюстрации к сказкам «Муха-Цокотуха», «Телефон»;
  • мешок с предметами из сказок (спички, сабля, денежка и т.д.), 2 мольберта, маркеры;
  • зашифрованные слова, цветные и простые карандаши.

Предварительная работа:

  • Беседа о творчестве К.И.Чуковского.
  • Чтение сказок, их обсуждение, заучивание отрывков.
  • Рисование иллюстраций по мотивам сказок К.И.Чуковского.
  • Упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте, анализу и синтезу слогов, слов.
  • Звукобуквенный анализ.

Ход занятия

Дети под музыку входят в музыкальный зал.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Да) Мы с вами проведем сегодня викторину по произведениям К.И.Чуковского.

- Ребята, а вы знаете, как К.И.Чуковский начал писать сказки? (Нет).

- Тогда я вам расскажу. Показывается презентация К.И.Чуковский, его портрет, дети.

- Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас.

У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.

Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.

Корнею Ивановичу было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.

После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети и взрослые.

- А вы, любите сказки? Сейчас мы с вами узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки К.И.Чуковского.

Посмотрите,
Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем.

- А что же растет на нашем дереве? Логопед обращает внимание детей на «чудо - дерево» с башмачками - заданиями.

- И давайте выполним 1 задание «Разминка»: вопросы поочередно задаются участникам 2-х команд.

  • В какой сказке прославляли воробья? (тараканище)
  • Кто посмел украсть солнце? (крокодил)
  • На чем ехали комарики? (на воздушном шарике)
  • Как звали командира мочалок? (Мойдодыр)
  • Что купила муха на базаре? (самовар)
  • Как звали горе хозяйку? (Федора)
  • Как звали кровожадного и беспощадного злодея? (Бармалей)
  • Что подарили мухе блошки? (сапожки)
  • Кто спрятался от паука под мост? (кузнечик)
  • Кто спас солнце? (медведь)
  • Кто принес телеграмму от гиппопотама? (шакал)
  • Кто потушил пожар? (бабочка)
  • У какой реки сидел и плакал печальный Гиппопо? (Лимпопо)
  • Спросить у гостей
  • Что случилась с бегемотом? (провалился в болото)
  • Кто ходил с павлиньим хвостом? (медведь Топтыгин)
  • Кто поджег море? (лисички)
  • Как звали детей крокодила? (Тотоша и Кокоша)

Логопед: Вы замечательно размялись и теперь берем следующий башмачок.

Задание 2: «Черный ящик»: Вам нужно отгадать, какие книги находятся в черных ящиках. А помогут нам в этом 2 конверта. Нужно рассмотреть картинки, определить из какой они сказки и все ли они к ней подходят.

В 2-х конвертах картинки: - одеяло, мыло, лягушка, книжка, подушка, шоколад, шприц, простыня, брюки, чашка.

- градусник, шоколад, телеграмма, обезьянки, страусята.

Дети отбирают лишние картинки, называют из каких сказок эти предметы. Проверяют правильность своих мыслей, открываем «Черные ящики».

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Гномы и великаны»: давайте представим свои картинки маленькими и большими. Как мы их назовем? (образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных).

Логопед: Задание 3: Следующий башмачок и задание: Проверить ваши знания произведений К.И.Чуковского.

Дети по очереди зачитывают друг другу отрывки, а ребята из другой команды договаривают эти строки.

- «Зайчики в трамвайчике
Жаба на метле
Едут ………. и смеются, пряники жуют

***
- «Убежало одеяло,
Улетела простыня,
И подушка …» как лягушка, ускакала от меня.

***
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда? …

***
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, ……..кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, ручейке, океане.

***
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит …

***
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам, …

***
- «Маленькие дети!
Ни за что на свете
не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие … злые крокодилы,
Будут вас кусать,
Бить и обижать,
Не ходите дети в Африку гулять.

***
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает …… умывальник
И качает головой.

***
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое, …

- Молодцы, замечательно справились с заданием. А теперь давайте отдохнем.

Музыкальная пауза.

Давайте встанем в круг и покажем гостям, какие мы здоровые.

Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка - страна?
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.

Дети выполняют соответствующие движения.

Ну вот, стали сильными и красивыми. Садитесь, ребятки.

Берем следующий башмачок.

Задание 4: расшифровать слова и поместить их в свою сказку.

В конвертах карточки с «зашифрованными словами». 3 1 4 2

Х М А У.

- Вам нужно расставить цифры по порядку, записать и назвать свои слова, сделать их звуковой анализ и опять вспомнить, из каких это сказок.

Слова:

МУХА, КОМАР, ПАУК, БАБОЧКА, ПЧЕЛА, САМОВАР, САПОЖКИ.
СЛОН, БЕГЕМОТ, ГАЗЕЛИ, ШОКОЛАД, КАЛОШИ, КАРУСЕЛИ.

На наборном полотне 2 иллюстрации из сказок «Муха-Цокотуха», «Телефон».

Дети выполняют задание, называют сказки.

- Вспомнили сказку «Федорино горе». А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Какой? Какая? Какие?»:

  • чашка из фарфора (какая?),
  • кастрюля из металла,
  • ложка из дерева,
  • кочерга из железа,
  • стаканы из стекла,
  • утюг из железа

Задание 5: Разгадывание кроссворда.

- Молодцы! Какие сказки К.И.Чуковского мы сегодня вспомнили?

- Что вам больше всего понравилось в сегодняшней игре?

- Вы замечательно знаете его произведения. Надеюсь, вы и дальше с таким же интересом будете читать и узнавать новые книги.

- Вот и подошла к концу наша викторина, и я хочу подарить вам эти сюрпризы.