С чего начинается родина? С картинки в твоём букваре. С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. А может, она начинается с той песни, что пела нам мать, с того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять.
Воспитание гражданственности и патриотизма является особенностью российской системы образования. Это вполне понятно, ведь любовь к Родине является одной из базовых национальных ценностей.
МОУ СОШ №35 имени Героя Советского Союза В.П.Чкалова ставит своей целью формирование у обучающихся - кадетов духовно-нравственных и патриотических качеств через изучение истории и культурных традиций Амурского казачества, а также через освоение канонов Православия. Характерной особенностью кадетской системы воспитания является высокая значимость духовно-идейных факторов, составляющих нравственную основу Православия, отражающихся в казачьем образе жизни - сбережении православной цивилизации, защите Отечества, трудолюбии, уважении к обычаям и традициям семьи. Специфика и новизна программы заключается в том, что осуществляется через сетевое взаимодействие и сотрудничество с различными организациями и частными лицами - почетными гражданами города Комсомольска-на-Амуре, с ветеранами боевых действий, офицерами Российской армии. Совместная работа проводится с Амурской епархией в соответствии с учебными планами, содержащими разнообразные формы проведения мероприятий: еженедельные духовно-нравственные беседы, научные конференции, кадетские недели, рождественские спектакли, ежегодный Сретенский бал, церковные праздники. В программе дается педагогическое обоснование выбора различных форм духовного и патриотического воспитания обучающихся и доказывается перспективность развития программы.
Сегодня, как никогда, нашему обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, с высоким уровнем самосознания, на первое место встаёт вопрос о создании духовно-нравственной среды воспитания и формирование, в первую очередь, патриотизма.
В условиях растущего национального самосознания наблюдается живой интерес к этнонациональной культуре, составной частью которой является конкретная субкультура российской культуры - культура казачества. В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание именно в связи с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно его влияния на формирование духовно-нравственных качеств молодёжи, на возрождение национального самосознания и патриотизма. Таким образом, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с изучением истоков, места и роли культурных традиций казачества в диалоге культур и воспитании современной личности.
Казачья доблесть и образ защитников славянских народов может быть отличным примером для подрастающего поколения, тем более казаки, с их склонностью к самоорганизации и традиционализмом, могут стать важной опорой для россиян в условиях глобализации и размывании ориентиров в наше время.
Процессы реабилитации и возрождения казачеств, перевод казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в России классов казачьей направленности, чтобы обеспечить социальный заказ на формирование гражданина с развитым чувством патриотизма, уважения к закону, своим и чужим правам, добросовестным отношением к учебе и труду.
Казачье воспитание - это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние подрастающего поколения.
Поскольку казачество является субэтносом, то основу его своеобразия составляет не наличие тех или иных организационных структур, а традиционная культура, обладающая этнической спецификой. Это сложнейший механизм, все блоки которого являются равно важными и жизненно - необходимыми. Поскольку традиционная культура долгое время сознательно разрушалась в нашей стране, по мнению ряда специалистов, остается один путь - просвещение, воспитание, хотя бы, у одного поколения представлений о собственных корнях, казачьего самосознания.
В то же время необходимо помнить, что в прошлом казачество являлось неотъемлемой составной частью российского государственного механизма, и государство, по крайней мере, XVIII - начале XX веков играло исключительно важную роль в строительстве казачества. С возрождением казачества открывается возможность использования его созидательной силы и патриотической устремленности.
Особое внимание в работе уделяется опоре на чувства ребёнка, а не только на его сознание и поведение, так как только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы, могут стать собственными ценностями и нормами.
И, конечно же, педагоги включают в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, школы, пытаясь превратить её совместно с ребятами в духовно-нравственный центр. И здесь нельзя обойтись без помощи семьи. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого - наличие моральных ориентиров. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах. Из интереса к своей семье рождается чувство причастности к истории своего Отечества, малой родины. Органичное сочетание обучения и воспитания предполагает получение детьми дополнительного образования в процессе взаимодействия с родителями. В современном обществе кризис семьи привёл к существенному снижению её воспитательного потенциала, поэтому в программе работа с семьёй занимает важное место и требует особого внимания.
В программе отводится особое место вопросу организации второй половины дня, так как именно во второй половине дня ребёнок раскрывается с разных сторон, развивая все свои личностные качества. Авторы программы ориентируются на организацию самоуправления в классе, которое помогает найти механизм организаторской, творческой, исполнительской, и аналитической работы для всех участников, начиная с разработки проектов, планирования учебной и внеучебной деятельности, её организацию и заканчивая подведением итогов.
Все это обусловило создание в нашей школе классов казачьей направленности для учащихся 1-11-х классов.
Интернет-ресурсы
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ свободный (дата обращения 15.01.2022).
- Слепенкова, Е.А. Патриотическое воспитание школьников: современные подходы/ Е.А.Слепенкова, Н.П.Щетинина. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-sovremennye-podhody, свободный (дата обращения: 14.01.2022).
- Щупленков, О.В. К вопросу о системе казачьего образования и воспитания/ О.В.Щупленков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sisteme-kazachiego-obrazovaniya-i-vospitaniya/viewer, свободный (дата обращения: 01.03.2022).