Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой, но она актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности.
География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида работы учащихся - проектной деятельности. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, она является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества.
Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.
Типология учебных проектов по географии
По доминирующей деятельности:
- информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
По предметно-содержательной области:
- монопредметные (выполняются на материале географии),
- межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике),
- надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу).
По продолжительности:
- от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных - продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические.
По способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские, историко-географические, физико-географические.
Проектная технология дает возможность:
- Реализовать деятельностный поход в обучении географии.
- Решить проблему сокращения часов на изучение географии.
- Формирования у школьников информационной компетентности.
- Овладения школьниками методами географического прогнозирования.
- Участия школьников в общественных экспертизах.
Классификация проектов и их особенности:
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить:
а) объект сбора информации;
б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);
в) формы представления результата.
Здесь также возможны варианты - от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять
информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах.
В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
- проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
- проекты освоения территорий;
- проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.;
- проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Основные требования к использованию метода проекта:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
- Выдвижение гипотез их решения;
- Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
- Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
- учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
- овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Рассмотрим применение элементов данной технологии на примере темы «Гидросфера», присутствующей во всех курсах географии.
Знакомый по курсу начальной школы Круговорот воды в природе в 5 классе превращается в часть изучаемой гидросферы Земли, учащиеся запоминают первые водные объекты, изучают их классификацию. Темы проектной деятельности близки и понятны школьникам: «Сокровища местных водоемов», «Реки и их имена» - изучение водных объектов родного края, ведь географию лучше начинать изучать с того места, где мы живем.
В 6 классе происходит знакомство с реками и морями происходит в разделе «Великие путешествия». Детям предлагается нанести на контурную карту маршрут и составить по нему аннотацию: Какое влияние оказали водные объекты на первооткрывателя? Потом выискиваем информацию о водных торговых и военных путях и их влиянии на историю человечества.
В 7 классе, изучая водные объекты мира, все время сравниваем их с объектами Иркутской области, говорим об истории изучения гидросферы, обсуждаем проблемы и перспективы существования водных объектов. Создаем виртуальные экскурсии, отчеты экспедиций, рекламы. Детям очень нравятся имитационные уроки, когда воплощаются в какую-то роль, примеряют на себе разные профессии: этнографа, репортера, журналиста. Изучаем реки через пословицы разных народов, исследуя культуру других народов, и создаем творческие проекты «Реки как источник народной мудрости».
В 8 классе возможно создание комплексной характеристики водного объекта родного края. Предлагается на выбор форма представления по группам: газета, публикация в книге, презентация, путешествие в прошлое по изучению народных традиций, отчет об экспедиции. Возможно создать интереснейшее путешествие по главной водной артерии области. Оно представляет собой долгосрочный, групповой, надпредметный проект с привлечением большого числа людей, выходящий далеко за рамки урока. Интересно сотрудничество с краеведческим музеем. Продолжением учебных проектов на уроках географии являются социальные проекты.
Примерная тематика проектов по географии
В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа - учебный географический класс», «В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам великих путешественников» и т.д.
В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Репотаж из джунглей», «По следам Ливингстона» и т.д.
В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Создание экологической карты области», «Этнические традиции населения» и др.
Проектный метод имеет еще одну особенность - он носит исследовательский характер. Для того, чтобы не произошло того смешения, которое имеет место в современной литературе, когда проектное и исследовательское обучение рассматриваются как один метод, необходимо остановиться на взаимосвязи между этими понятиями.
Исследование
|
Проект |
Процесс выработки новых знаний |
Замысел, план |
1. Бесконечное движение вглубь |
1. Четкий план |
2. Свободно, не регламентировано внешними установками |
2. Реальные гипотезы и их проверка |
3. Возможны "безумные идеи" |
3. Ориентация на практику |
4. Бескорыстный поиск истины |
4. Заданы границы решения проблемы |
5. Бесконечное движение вглубь |
|
Истинное творчество |
Творчество по плану |
Одно из достоинств проектной деятельности - это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои положительные качества и умения.
Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые ее недостатки. Например, увеличение умственной нагрузки, увеличение объема работы учителя, существование риска неудачного выполнения работы, повышение эмоциональной нагрузки.
Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности четче формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого - проектная деятельность.