С введением ФГОС дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. На современном этапе задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. В связи с этим пред дошкольной организацией встаёт задача найти такие технологии, приёмы, средства и формы работы, чтобы выполнить основную миссию ФГОС. И вот одной из таких педагогических технологий, и даже направлением в инновационной деятельности, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности.
Именно, метод проектной деятельности является актуальным для решения некоторых пунктов документа ФГОС, которые направлены на содействие и сотрудничество детей и взрослых (родителей и воспитателей, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка, создание условий для его развития, творческих способностей, соответствующим возрасту видам деятельности.
Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов,
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект - это 5 «П»:
- Проблема;
- Проектирование или планирование;
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация.
В Доу было реализовано множество проектов различного типа:
- "Моя семья" (для детей старшего дошкольного возраста), 2014
- "Земля - наш общий дом" (для детей старшего дошкольного возраста), 2014
- "Этих дней не смолкнет слава" (70-летие Победы в ВОВ), 2015
- "Мое любимое животное" (для детей 3-5 лет), 2019
- "Сохраним свое здоровье" (для детей 3-5 лет), 2019
Годовой проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями народной культуры», 2020-2021
- "Необычное в обычном" (для детей старшего дошкольного возраста), 2020
- "Здравствуй сказка" (для детей старшего дошкольного возраста), 2020
- "Весенний праздник. Мамин праздник" (в разновозрастной группе), 2020
- «Ателье» (для детей разновозрастной группы 3-5 лет), 2021
- Проект «Овощи» (для детей разновозрастной группы 3-5 лет), 2021
- Проект «Фрукты» (для детей разновозрастной группы 3-5 лет), 2021
Внедрение метода проектирования в работу дошкольной организации позволило сделать следующие выводы:
- Метод проектов успешно реализуется в сочетании с основной образовательной программой ДОО.
- Метод проектов формирует мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
- Метод проектов совершенствует профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активизации и осмысления своей педагогической деятельности, стимулирует и поддерживает инновационную педагогическую деятельность ДОО.
- Метод проектов помогает установлению партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОО.
- Проектная деятельность способствует развитию профессиональной компетентности педагога.
Работая над проектной деятельностью, мы сталкиваемся с определёнными трудностями. Но методом проб и ошибок мы выстроили цепочку советов воспитателям по работе над проектами:
- Глубоко изучить тематику проекта.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Вовлекать в участие проекта не только активных воспитанников группы.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.п.
Проектная деятельность способствует развитию и совершенствованию у них умений:
- увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
- работать с различными источниками информации (книги, электронные СМИ, Интернет);
- находить информацию, в том числе в сети Интернет (правильно создавать запросы на поиск информации, осуществлять отбор информации по значимости);
- оформлять найденный материал, с учетом его специфики;
- представлять материал с использованием мультимедиа технологий;
- искать и находить нестандартные решения для стандартных задач.
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Таким образом, проектная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией стандарта. Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта. И конечно, самое главное, помогает ребенку стремится получать новые знания в дальнейшем в школе.