Организация проектной деятельности (презентация опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание

Класс: д/с


С введением ФГОС дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. На современном этапе задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. В связи с этим пред дошкольной организацией встаёт задача найти такие технологии, приёмы, средства и формы работы, чтобы выполнить основную миссию ФГОС. И вот одной из таких педагогических технологий, и даже направлением в инновационной деятельности, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности.

Именно, метод проектной деятельности является актуальным для решения некоторых пунктов документа ФГОС, которые направлены на содействие и сотрудничество детей и взрослых (родителей и воспитателей, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка, создание условий для его развития, творческих способностей, соответствующим возрасту видам деятельности.

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов,

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект - это 5 «П»:

  1. Проблема;
  2. Проектирование или планирование;
  3. Поиск информации;
  4. Продукт;
  5. Презентация.

В Доу было реализовано множество проектов различного типа:

  • "Моя семья" (для детей старшего дошкольного возраста), 2014
  • "Земля - наш общий дом" (для детей старшего дошкольного возраста), 2014
  • "Этих дней не смолкнет слава" (70-летие Победы в ВОВ), 2015
  • "Мое любимое животное" (для детей 3-5 лет), 2019
  • "Сохраним свое здоровье" (для детей 3-5 лет), 2019

Годовой проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями народной культуры», 2020-2021

  • "Необычное в обычном" (для детей старшего дошкольного возраста), 2020
  • "Здравствуй сказка" (для детей старшего дошкольного возраста), 2020
  • "Весенний праздник. Мамин праздник" (в разновозрастной группе), 2020
  • «Ателье» (для детей разновозрастной группы 3-5 лет), 2021
  • Проект «Овощи» (для детей разновозрастной группы 3-5 лет), 2021
  • Проект «Фрукты» (для детей разновозрастной группы 3-5 лет), 2021

Внедрение метода проектирования в работу дошкольной организации позволило сделать следующие выводы:

  • Метод проектов успешно реализуется в сочетании с основной образовательной программой ДОО.
  • Метод проектов формирует мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
  • Метод проектов совершенствует профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активизации и осмысления своей педагогической деятельности, стимулирует и поддерживает инновационную педагогическую деятельность ДОО.
  • Метод проектов помогает установлению партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОО.
  • Проектная деятельность способствует развитию профессиональной компетентности педагога.

Работая над проектной деятельностью, мы сталкиваемся с определёнными трудностями. Но методом проб и ошибок мы выстроили цепочку советов воспитателям по работе над проектами:

  • Глубоко изучить тематику проекта.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Вовлекать в участие проекта не только активных воспитанников группы.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.п.

Проектная деятельность способствует развитию и совершенствованию у них умений:

  • увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
  • работать с различными источниками информации (книги, электронные СМИ, Интернет);
  • находить информацию, в том числе в сети Интернет (правильно создавать запросы на поиск информации, осуществлять отбор информации по значимости);
  • оформлять найденный материал, с учетом его специфики;
  • представлять материал с использованием мультимедиа технологий;
  • искать и находить нестандартные решения для стандартных задач.

Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, проектная деятельность в условиях реализации ФГОС ДО - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией стандарта. Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта. И конечно, самое главное, помогает ребенку стремится получать новые знания в дальнейшем в школе.