I. Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Правильно, о целых числительных, о склонении целых числительных 1, 2, 3, 4. От чего зависит склонение этих числительных? (от рода, числа).
Вдруг с места выкрикивает ученик: «Ольга Александровна, у меня беда! Мама попросила оплатить квитанцию, а у меня ее не принимают, говорят, чтобы в школе лучше учился».
Ребята, попробуем помочь Максиму. Давайте посмотрим, что он делает неправильно. Конечно, он неправильно просклонял числительное девяносто (если дети не догадались, то нужно будет вернуться к этому в конце урока). Чтобы помочь Максиму, нам нужно хорошо поработать, а любая работа должна быть оплачена. По ходу работы мы будем заполнять учетные листы, и в конце урока каждый сам себе выставит оценку. Только будьте внимательны, не проставите балл, лишитесь хорошей оценки.
Учетный лист:
Задание |
Все понятно |
Остались вопросы |
Оценка |
II. Актуализация и пробное учебное действие
Чтобы начать нашу работу давайте вспомним, что мы с вами уже знаем о числительном, а для этого обратимся к схеме, которую мы сроим уже несколько уроков:
- Что такое числительное?
- На какие группы делятся числительные?
- На какие разряды делятся количественные числительные?
Ребята, кто отвечает, не забывайте проставлять баллы в учетные листы, за теоретические вопросы по 1 баллу.
Итак, обратимся снова к квитанции Максима. Как вы думаете, какое это числительное: порядковое или количественное? (Правильно, количественное) Как вы это определили? (Отвечает на вопрос: сколько?) К какому разряду количественных числительных относится? (Молодцы! Относится к разряду целых числительных). Ребят, по какой теме мы сегодня будем работать? (Продолжаем работать по теме «Числительные, обозначающие целые числа») Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока. Чтобы определить цель нашего урока, мы обратимся к таблице, по которой работали вчера на уроке. Рассмотрите эту таблицу, подумайте, какая информация в ней представлена. Правильно, ребята, это изменение числительных или их склонение. Как вы думаете, почему именно так сгруппированы числительные? Конечно, они сгруппированы по типу склонения. Сегодня мы будем работать с числительными 2 и 3групп. Какова же цель урока? Конечно, изучить простые целые числительные от 5 до 30 и 40, 90, 100. Какие задачи мы должны решить для достижения цели? Выяснить, по какому типу склонения изменяются числительные от 5 до 30, выяснить, сколько форм имеют числительные 40, 90, 100. Ребят, а для чего нам изучать изменение целых числительных, пригодятся ли нам в жизни знания, полученные на уроке. Отвечающие, поставьте по 1 баллу в учетные листы.
Числительные, обозначающие целые числа
|
||||
Простые |
Составные |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1
|
5-30
|
40,90,100
|
Сложные слова 50-80, 200-900 - склоняются обе части |
Каждое слово склоняется, как у простых числительных |
III. Работа по новой теме урока
Итак, ребята, а мы начинаем работу по теме урока. Ребята, сейчас нам предстоит выяснить, как же изменяются числительные во второй группе.
Посмотрите, ребята, на слайд. Незнайка прислал нам электронное письмо. Он забыл, как выполняется сложение и вычитание целых числительных, потому что неправильно их написал:
от одиннадцать отнять шесть…
с пять сложить ноль…
от шестнадцать отнять девять…
Как только Незнайка исправит ошибки в написании числительных его знания к нему вернутся. Поможем Незнайке? Что нам нужно для этого сделать. Правильно, нам следует заглянуть в таблицу склонений. К какой группе числительных относятся слова из примеров Незнайки. К первой группе. Что там написано? Как вы думаете, что означает эта надпись? (Целые простые числительные изменяются по падежам так же, как и существительные 3 склонения). Что нам нужно помнить об изменении существительных 3 склонения? (в Р., Д., П. имеют окончание И) Давайте проверим. Это задание мы выполним в парах. Вспомним, как мы работаем в парах? Ученики склоняют пару слов: числительное + существительное 3 склонения: пять + ночь, тридцать + мелочь, шестнадцать + метель (слова из упр. 411). 3 пары выполняют это задание у доски. Проверяем, расставляем баллы в учетные листы (по 2 балла). Итак, ребята, как же изменяются простые целые числительные от 5 до 30? (Делаем вывод о склонении простых целых числительных от 5 до 30, подтверждаем правилом из учебника стр. 52). А теперь вернемся к примерам Незнайки и поможем ему. Ребята, запишите примеры Незнайки в тетради. Проверим правильность записи по слайду. Ребята, с нашей помощью Незнайка смог найти правильное решение, а ответом во всех примерах стало числительное 5. Кто верно написал числительные, поставьте в свои учетные листы по 5 баллов.
IV. Поэтическая минутка (физминутка)
Ребята, сейчас я вам предлагаю немного отвлечься, закрыть глаза, послушать музыку. Дадим отдохнуть нашим глазкам: глазки вверх, вниз, вправо, влево, круговое движение.
А вы знаете, что в стихотворении вместо слов могут стоять числа. Посмотрите на слайд и на карточки на ваших столах. Давайте попробуем прочитать такое стихотворение.
714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2000000, 320, 17, 333.
(читавшие стихотворение по 2 балла ставят в учетные листы)
Ребята, вы сегодня очень хорошо работаете. Но, кажется, мы забыли, для чего мы затеяли этот числовой переполох. Нашему другу и однокласснику Максиму нужна помощь. Какое числительное нужно написать Максиму в квитанции? Девяносто! Обращаемся снова к таблице склонений. К какой группе относится числительное девяносто? Правильно, к третьей группе. Пользуясь нашей таблицей склонений числительных и таблицей в учебнике на стр. 53, расскажите нам, пожалуйста, об особенностях склонения числительных 40, 90, 100. (Отвечающие ставят по 1 баллу в учетные листы)
Итак, делаем вывод: у числительных 40, 90, 100 две формы (И., В. - сорок, девяносто, сто; Р., Д., Т., П. - сорока, девяноста, ста). Для закрепления выполним упр. 414 (3 человека у доски). ПО ВРЕМЕНИ!!! (по 2 балла в листы)
V. Первичное закрепление
Ребята, перед вами текст. Прочитайте его про себя. (Дети читают текст, затем один ученик читает вслух)
Мне кажется, что у каждого человека в этом мире около 100 близких людей. Друзья, товарищи, родные и просто знакомые, но всего около 100. Если человек имеет хотя бы 1 друга, то ему уже тепло, а если 100… Но мы сами все портим: не замечаем друг друга, грубим, отказываем в помощи родным. А ученые говорят, что если каждый человек будет улыбаться от 13 раз в день друг другу, говорить от 40 добрых слов окружающим, делать от 2 добрых дел, то мы еще долго будем носить то великое имя, что нам дано - ЧЕЛОВЕК.
- Ребята, о чем этот текст?
- А вы согласны с позицией автора? Почему? Запишите в тетрадях совпадает ли ваше мнение с позицией автора, прокомментируйте письменно
Выпишите, пожалуйста, числительные в верной форме с предлогами, указав падеж. Взаимопроверка по слайду. Если
- все верно - 5 баллов,
- 1 ошибка - 4 балла,
- 2 ошибки - 3 балла,
- от 3 ошибок - 1 балл,
- более - 0 баллов.
Перенесите свои баллы в учетные листы.
VI. Самостоятельная работа
Ребята, пока вы еще в 6 классе, но время пролетит быстро, и вам предстоит сдавать экзамены. Посмотрим, с какими трудностями вы можете столкнуться и справимся ли мы с ними.
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
От сорок раз |
К десяти прибавить пять |
Около ста рублей |
в пяти шагах |
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Из одиннадцать вычесть шесть |
девяносто дней |
Одним меньше |
к двадцати прибавить восемь |
3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В сто метрах |
в трех соснах |
Около пятнадцати |
располагаю тридцатью рублями |
Время вышло, заканчиваем работу. На слайде представлены правильные ответы, проверьте себя. Если все верно, поставьте по 3 балла в учетные листы.
Максим, теперь ты сможешь заполнить квитанцию. Молодец!
VII. Подведение итогов. Эмоциональная рефлексия, рефлексия учебной деятельности
Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? (правильно, о склонении числительных). Я сейчас вам буду произносить предложения, если вы согласны, поднимите, пожалуйста, зеленую карточку, если не согласны - красную.
- В простых целых числительных от 5 до 30 в Р., Д., Т., П. в окончании пишется И
- Простые целые числительные от 5 до 30 изменяются как существительные 3 склонения
- Числительные 40, 90, 100 имеют две формы
Молодцы, мы сегодня очень хорошо поработали. Подсчитайте баллы, которые вы заработали: 25 - 23 - «5», 22 - 20 - «4», 19-17 - «3». Ставим оценки в дневники. Ребята, у меня есть коробочка с цветами, и я хочу подарить вам эти цветы:
- Желтый тому, кто считает, что он работал ответственно, в полную силу;
- Голубой тому, кто все понял, но постеснялся или заленился показать нам свои знания и умения;
- Красный тому, кто не работал, потому что тема не понятна, нужна помощь.
Запишем домашнее задание:
1. Параграф стр. 52-53
2. упр. 413
3. придумать «запоминалку» правила: стихотворение, алгоритм и т.д.