Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны

Разделы: МХК и ИЗО, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: изобразительное искусство, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


1. В годы Великой Отечественной войны у художников, с особой силой проявилось патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством должны помогать народу в смертельной схватке с врагом.

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. На следующий день после начала войны в Москве вышел плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Этот плакат обошел всю землю. Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, призывал к защите Родины. Главной была мысль об отпоре врагу. Его создали Кукрыниксы (известное творческое содружество трех художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича и Николая Александровича Соколова). Вместе с Великой Отечественной войной против фашизма начались и военные действия ведущих мастеров нашей графики. Боевые плакаты шли вместе с Армией в наступление, появлялись в освобожденных землях немедленно за нашими танками. Советский плакат эпохи Великой Отечественной войны, бесспорно, способствовал подъёму боевого духа наших воинов, их сознательности, бодрости тыла.

В годы войны был создан ряд плакатов: Плакат "Родина-мать зовет!" И.Тоидзе (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги. Плакат В.Г.Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" (1942), в котором звучал призыв к мщению. Не было не только ни одного бойца, но, кажется, ни одного человека вообще, кого бы не пронзила трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал как бы клятвой каждого бойца.

Часто художники прибегали к образам наших героических предков, которые взывают с плакатных листов изображениями детей и стариков (Кукрыниксы "Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева", 1941). "Освободи", "Отомсти!".

Все военные годы плакат был на передовой линии борьбы, пользовался большой популярностью.

2. События Великой Отечественной войны также не оставили равнодушными художников-живописцев. Их пейзажная живопись приобретает патриотическое содержание в годы войны. В своих пейзажах художники старались донести до зрителей красоту родной земли и те удивительные животворные силы, которые она придает людям. Пейзаж стал частью многих батальных картин.

Всмотритесь в полотна "Окраина Москвы. 1941 года" (А.Дайнеко), "Зимние залпы Балтики" (Я.Ромас), "На Неве. Зима" (М.Платунов), "Ленинград. 1941 год" (А.Мыльникова. На этих картинах практически нет людей, но сильное сильное впечатление они производят на зрителя своей композицией и колоритом.

В годы войны изобразительное искусство по праву стало "сражающимся искусством", так как художники и скульпторы вместе с бойцами делили все тяготы войны и отображали в своих произведениях реальные события.

Полотно Дейнеки "Оборона Севастополя" написано по горячим следам. В сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.

В картине С. В.Герасимова "Мать партизана" создан яркий образ русской женщины-крестьянки. Его героиня бесстрашно противостоит жестокости гитлеровца. Суровый колорит и весь композиционный строй картины выражают героизм советского народа.

В картине А.А.Пластова "Фашист пролетел" трагический эпизод-убийство фашистскими летчиками мальчика. С большой силой отразилось обострённое чувство преданности Родине, ненависть к врагу и войне.

3. Заключительное слово

Великий подвиг наших предков увековечен в архитектурно-скульптурных композициях, среди которых: композиционный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы «Родина мать - зовёт!», «Памятник солдату и матросу», памятник солдату-освободителю «Алёша» и другие.

В наши дни не иссякает интерес к Великой Отечественной войне. Подвиг советского народа и до сих пор вдохновляет художников, архитекторов и скульпторов.

Презентация