В школе пенитенциарной системы чрезвычайно актуально применение различных современных педагогических подходов. В частности - наставничество, которое способствует личностному развитию с целью ресоциализации в обществе после освобождения.
Планируется вовлечение обучающихся школы в возрасте от 18 до 30 лет, заинтересованных в организации и проведении различных общешкольных и общеколонистских мероприятий. При реализации плана используется модель «ученик-ученик», которая предполагает взаимодействие обучающихся нашей школы, когда один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого.
Цели и задачи
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными / социальными потребностями.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым - оказание помощи в адаптации к новым для нашего контингента условиям обучения (после длительного перерыва) для обучающихся 2-12 классов учащимися 10-12 классов, создание комфортных условий и эффективных коммуникаций внутри образовательного учреждения, помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, формирование устойчивого школьного сообщества.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы школы, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Наставляемые получат необходимый для них стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса;
- численный рост посещаемости образовательных мероприятий и творческих кружков;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов.
Описание направлений наставничества в форме "ученик-ученик"
1. Обучающиеся, которые уже проявили себя как успешные ученики на уроках, имеющие бОльшие образовательные и/или творческие способности и запросы являются наставниками у обучающихся школы на период учебного года (9 месяцев). Один ученик, как правило 10-12 класса, является наставником одного или группы учеников (1-3 человека).
2. Функции наставников:
- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, сопровождение и решение организационных вопросов, оказание содействия в формировании «школьного актива», ознакомлении с традициями школы, ключевыми школьными делами, обсуждении, разработке сценариев, организации и проведении таких мероприятий как «День учителя», «Международный женский день», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной», а также школьных декад, участие и организация различных внеклассных мероприятий, совместных конкурсов и проектных работ, т.е. всего того, что способствует развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество.
Портреты участников
Наставник.
Активный обучающийся среднего общего образования, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, возможно, победитель школьных и региональных олимпиад, принимающий активное участие в жизни школы.
Наставляемый.
Вариант 1. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. Ученик, имеющий проблемы при адаптации в новом учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
Вариант 2. Обучающийся с особыми потребностями - например, увлеченный определенным видом творческой деятельности ученик, нуждающийся в поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
План работы учителя/координатора (ФИО)_______ _______
с обучающимся (ФИО) ________ на 2022/2023 учебный год
Содержание деятельности |
Участники |
Сроки исполнения |
Планируемый результат |
||
Организационно-методическое сопровождение деятельности |
|||||
Утверждение состава рабочей группы по внедрению целевой модели наставничества |
Директор школы |
30.05.2022 |
Приказ по школе |
||
Назначение куратора внедрения модели наставничества |
Директор школы |
30.05.2022 |
Приказ по школе |
||
Разработка положения о реализации программы (системы) наставничества в ОУ |
Директор школы
|
29.06.2022 |
Положение о реализации программы наставничества в ОУ |
||
Разработка и утверждение распорядительной документации для обеспечения развития инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала школы. |
Директор школы |
29.06.2022 |
Приказы по школе |
||
Формирование базы наставляемых из числа обучающихся. |
Куратор
|
в течение всего периода реализации модели наставничества |
База наставляемых |
||
Формирование базы наставников из числа обучающихся |
Куратор
|
01.09.2022 - 15.09.2022 |
База наставников |
||
Формирование перечня партнерских организаций в целях привлечения их к реализации программы наставничества (ОВР, Клуб колонии, церковь) |
Куратор |
22.08.2022 |
Сформирован перечень партнерских организаций |
||
Заключение соглашений с организациями-партнерами
|
Директор |
22.08.2022 |
Соглашения с организациями-партнерами |
||
Организация обучения наставников. |
Куратор |
до 20.09.2022 |
Сформированы группы наставников для обучения, проведено не менее 3
|
||
Организация общей встречи наставников и наставляемых -
|
Куратор
|
до 20.09.2022 |
Организована общая встреча в форме круглого стола |
||
Организация работы наставнических пар или групп:
- встреча-знакомство;
|
Куратор
|
в течение всего периода |
Реализация мероприятий в рамках индивидуальных планов |
||
Проведение первых организационных встреч внутри наставнической пары/ группы |
Куратор
|
до 27.09.2022 |
Проведены организационные встречи, составлены индивидуальные планы внутри каждой наставнической пары/группы |
||
Утверждение индивидуальных планов |
Директор |
02.10.2022 |
Приказ по школе
|
||
Реализация индивидуальных планов |
Наставники
|
В течение всего периода |
Индивидуальные планы реализованы не менее чем на 90 %, участие в реализации приняло 100% участников целевой модели наставничества |
||
Организация общей заключительной встречи участников всех наставнических пар/ групп. Награждение лучшей пары/группы. |
Куратор |
24.05.2022 |
Организовано мероприятие для участников всех наставнических пар/групп в формате конкурса |
||
Программно-методическое сопровождение деятельности |
|||||
Разработка программно-методических материалов, необходимых для реализации программы наставничества для каждой из наставнической групп |
Куратор |
до 22.08.2021 |
Программные, методические и дидактические материалы |
||
Разработка и утверждение мер по обеспечению доступности программ наставничества для обучающихся с особыми образовательными потребностями и обучающихся, проявивших выдающиеся способности. |
Директор |
до 22.08.2022 |
Распорядительные акты |
||
Разработка формы диагностической анкеты наставника для последующего мониторинга эффективности реализации целевой модели наставничества |
Куратор
|
до 20.09.2022 |
Разработаны формы диагностической анкеты для каждой сформированной группы/пары |
||
Оформление итогового сборника лучших практик для размещения на онлайн-платформе |
Куратор |
до 24.05.2023 |
Оформлен электронный итоговый сборник на сайте школы с разделами:
|
||
Аналитическое сопровождение деятельности, мониторинг |
|||||
Анализ полученных анкет в ходе информационной кампании от потенциальных наставников и наставляемых, определение запросов наставляемых и возможностей наставников |
Куратор
|
до 20.09.2022 |
Проанализированы анкеты, определены запросы наставляемых и ресурсы наставников, проведены собеседования с наставниками и наставляемыми с привлечением педагога-психолога и сотрудников Отдела воспитательной работы колонии, выбраны формы наставничества. |
||
Анализ анкет, заполненных после организации общей встречи, нетворкинга |
Куратор
|
до 27.09.2022 |
Анкеты проанализированы, сформированы наставнические пары/группы, информирование участников о сформированных
|
||
Организация диагностики компетенций, возможностей наставников и потребностей наставляемых (по специально разработанной форме) |
Куратор |
Каждые 3 месяца |
Диагностика пройдена 100% участников Целевой модели наставничества, составлены сравнительные таблицы для учета изменений |
||
Осуществление персонифицированного учета обучающихся, участвующих в программе наставничества |
Куратор |
В течение всего периода |
Реестр учета обучающихся, участвующих в программе наставничества |
||
Оценка качества реализации программ наставничества |
Куратор
|
До 25.05.2023 |
Мониторинг пройден 100% участников |
||
Оценка мотивационно-личностного, компетентностного роста участников целевой модели наставничества |
Куратор
|
До 25.05.2023 |
Мониторинг пройден 100% участников |
||
Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества |
Куратор
|
До 25.05.2023 |
Эффективность реализации программ наставничества |
||
Информационное сопровождение деятельности |
|||||
Размещение информации о реализации Целевой модели наставничества на сайте школы |
Куратор |
В течение всего периода |
Не менее 5 публикаций на ресурсах |
||
Выступление на педагогическом совете с презентацией о реализации Целевой модели наставничества, проведение анкетирования |
Директор
|
30.08.2022 |
Протокол педагогического совета; в педагогическом совете приняло участие не менее 90% специалистов от общего количества педагогического состава, создан реестр потенциальных наставников |
||
Организация рабочих встреч с успешными выпускниками школы, партнерами, представителями ОВР, потенциальными наставниками с целью информирования о реализации Целевой модели наставничества, проведение анкетирования |
Ответственные за ведение классной документации |
15.09.2022 |
Количество школьников, принявших участие в классных часах не менее, чем 90% от общего количества обучающихся,
|
||
Управление реализацией Целевой модели наставничеств на уровне образовательной организации |
|||||
Контроль процедуры внедрения и реализации Целевой модели наставничества |
Директор
|
В течение всего периода |
Выполнено 100% позиций Дорожной карты |
||
Контроль за реализацией мероприятий, в установленные сроки |
Директор
|
В течение всего периода |
Реализовано 100% мероприятий,
|
||
Разработка дорожной карты на 2022 год |
Куратор |
Август 2022 |
Разработана дорожная карта внедрения методологии наставничества обучающихся на 2022/ 2023 год |
||
Создание условий для участия представителей школы в региональных и всероссийских тематических событиях/ конкурсах/ фестивалях. |
Директор
|
В течение всего периода |
Не менее 3 представителей школы приняли участие в региональных и всероссийских тематических событиях/ конкурсах/ фестивалях |