Коучинг в школьном образовании: организация работы учителя-наставника (план работы в школе пенитенциарной системы)

Разделы: Внеклассная работа


В школе пенитенциарной системы чрезвычайно актуально применение различных современных педагогических подходов. В частности - наставничество, которое способствует личностному развитию с целью ресоциализации в обществе после освобождения.

Планируется вовлечение обучающихся школы в возрасте от 18 до 30 лет, заинтересованных в организации и проведении различных общешкольных и общеколонистских мероприятий. При реализации плана используется модель «ученик-ученик», которая предполагает взаимодействие обучающихся нашей школы, когда один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого.

Цели и задачи

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными / социальными потребностями.

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым - оказание помощи в адаптации к новым для нашего контингента условиям обучения (после длительного перерыва) для обучающихся 2-12 классов учащимися 10-12 классов, создание комфортных условий и эффективных коммуникаций внутри образовательного учреждения, помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, формирование устойчивого школьного сообщества.

Ожидаемые результаты

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы школы, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Наставляемые получат необходимый для них стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Среди оцениваемых результатов:

  • повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса;
  • численный рост посещаемости образовательных мероприятий и творческих кружков;
  • количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов.

Описание направлений наставничества в форме "ученик-ученик"

1. Обучающиеся, которые уже проявили себя как успешные ученики на уроках, имеющие бОльшие образовательные и/или творческие способности и запросы являются наставниками у обучающихся школы на период учебного года (9 месяцев). Один ученик, как правило 10-12 класса, является наставником одного или группы учеников (1-3 человека).

2. Функции наставников:

- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, сопровождение и решение организационных вопросов, оказание содействия в формировании «школьного актива», ознакомлении с традициями школы, ключевыми школьными делами, обсуждении, разработке сценариев, организации и проведении таких мероприятий как «День учителя», «Международный женский день», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной», а также школьных декад, участие и организация различных внеклассных мероприятий, совместных конкурсов и проектных работ, т.е. всего того, что способствует развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество.

Портреты участников

Наставник.

Активный обучающийся среднего общего образования, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, возможно, победитель школьных и региональных олимпиад, принимающий активное участие в жизни школы.

Наставляемый.

Вариант 1. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. Ученик, имеющий проблемы при адаптации в новом учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.

Вариант 2. Обучающийся с особыми потребностями - например, увлеченный определенным видом творческой деятельности ученик, нуждающийся в поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

План работы учителя/координатора (ФИО)_______ _______
с обучающимся (ФИО) ________ на 2022/2023 учебный год

Содержание деятельности

Участники

Сроки исполнения

Планируемый результат

Организационно-методическое сопровождение деятельности

Утверждение состава рабочей группы по внедрению целевой модели наставничества

Директор школы

30.05.2022

Приказ по школе

Назначение куратора внедрения модели наставничества

Директор школы

30.05.2022

Приказ по школе

Разработка положения о реализации программы (системы) наставничества в ОУ

Директор школы
Куратор
Рабочая группа

29.06.2022

Положение о реализации программы наставничества в ОУ

Разработка и утверждение распорядительной документации для обеспечения развития инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала школы.

Директор школы

29.06.2022

Приказы по школе

Формирование базы наставляемых из числа обучающихся.

Куратор
Ответственные за ведение классной документации

в течение всего периода реализации модели наставничества

База наставляемых

Формирование базы наставников из числа обучающихся

Куратор
Ответственные за ведение классной документации

01.09.2022 - 15.09.2022

База наставников

Формирование перечня партнерских организаций в целях привлечения их к реализации программы наставничества (ОВР, Клуб колонии, церковь)

Куратор

22.08.2022

Сформирован перечень партнерских организаций

Заключение соглашений с организациями-партнерами
по внедрению целевой модели наставничества

Директор

22.08.2022

Соглашения с организациями-партнерами

Организация обучения наставников.

Куратор

до 20.09.2022

Сформированы группы наставников для обучения, проведено не менее 3
образовательных занятий для каждой группы, оказаны индивидуальные
консультации

Организация общей встречи наставников и наставляемых -
знакомство, взаимодействие и коммуникация, формирование наставнических пар или групп

Куратор
Рабочая группа
Наставники
Наставляемые

до 20.09.2022

Организована общая встреча в форме круглого стола

Организация работы наставнических пар или групп:

- встреча-знакомство;
- пробная встреча;
- встреча планирование;
- совместная работа наставника и наставляемого в соответствии с разработанным индивидуальным планом;
- итоговая встреча

Куратор
Рабочая группа
Наставники
Наставляемые

в течение всего периода

Реализация мероприятий в рамках индивидуальных планов

Проведение первых организационных встреч внутри наставнической пары/ группы

Куратор
Наставники
Наставляемые

до 27.09.2022

Проведены организационные встречи, составлены индивидуальные планы внутри каждой наставнической пары/группы

Утверждение индивидуальных планов

Директор

02.10.2022

Приказ по школе
об утверждении индивидуальных планов

Реализация индивидуальных планов

Наставники
Наставляемые
Куратор

В течение всего периода

Индивидуальные планы реализованы не менее чем на 90 %, участие в реализации приняло 100% участников целевой модели наставничества

Организация общей заключительной встречи участников всех наставнических пар/ групп. Награждение лучшей пары/группы.

Куратор

24.05.2022

Организовано мероприятие для участников всех наставнических пар/групп в формате конкурса

Программно-методическое сопровождение деятельности

Разработка программно-методических материалов, необходимых для реализации программы наставничества для каждой из наставнической групп

Куратор

до 22.08.2021

Программные, методические и дидактические материалы

Разработка и утверждение мер по обеспечению доступности программ наставничества для обучающихся с особыми образовательными потребностями и обучающихся, проявивших выдающиеся способности.

Директор

до 22.08.2022

Распорядительные акты

Разработка формы диагностической анкеты наставника для последующего мониторинга эффективности реализации целевой модели наставничества

Куратор
Рабочая группа

до 20.09.2022

Разработаны формы диагностической анкеты для каждой сформированной группы/пары

Оформление итогового сборника лучших практик для размещения на онлайн-платформе

Куратор

до 24.05.2023

Оформлен электронный итоговый сборник на сайте школы с разделами:
1) Результаты реализации Целевой модели наставничества в 2022/ 2023 учебном году.
2) Презентационные материалы по итогам проведения общих встреч, методические разработки конкурса и нетворкинга.
3) Лучшие практики наставничества.

Аналитическое сопровождение деятельности, мониторинг

Анализ полученных анкет в ходе информационной кампании от потенциальных наставников и наставляемых, определение запросов наставляемых и возможностей наставников

Куратор
Члены рабочей группы

до 20.09.2022

Проанализированы анкеты, определены запросы наставляемых и ресурсы наставников, проведены собеседования с наставниками и наставляемыми с привлечением педагога-психолога и сотрудников Отдела воспитательной работы колонии, выбраны формы наставничества.

Анализ анкет, заполненных после организации общей встречи, нетворкинга

Куратор
Члены рабочей группы
Директор

до 27.09.2022

Анкеты проанализированы, сформированы наставнические пары/группы, информирование участников о сформированных
парах/группах, создание приказа о закреплении наставнических пар/группы

Организация диагностики компетенций, возможностей наставников и потребностей наставляемых (по специально разработанной форме)

Куратор

Каждые 3 месяца

Диагностика пройдена 100% участников Целевой модели наставничества, составлены сравнительные таблицы для учета изменений

Осуществление персонифицированного учета обучающихся, участвующих в программе наставничества

Куратор

В течение всего периода

Реестр учета обучающихся, участвующих в программе наставничества

Оценка качества реализации программ наставничества

Куратор
Члены рабочей группы

До 25.05.2023

Мониторинг пройден 100% участников

Оценка мотивационно-личностного, компетентностного роста участников целевой модели наставничества

Куратор
Члены рабочей группы

До 25.05.2023

Мониторинг пройден 100% участников

Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества

Куратор
Члены рабочей группы

До 25.05.2023

Эффективность реализации программ наставничества

Информационное сопровождение деятельности

Размещение информации о реализации Целевой модели наставничества на сайте школы

Куратор

В течение всего периода

Не менее 5 публикаций на ресурсах

Выступление на педагогическом совете с презентацией о реализации Целевой модели наставничества, проведение анкетирования

Директор
Куратор

30.08.2022

Протокол педагогического совета; в педагогическом совете приняло участие не менее 90% специалистов от общего количества педагогического состава, создан реестр потенциальных наставников

Организация рабочих встреч с успешными выпускниками школы, партнерами, представителями ОВР, потенциальными наставниками с целью информирования о реализации Целевой модели наставничества, проведение анкетирования

Ответственные за ведение классной документации

15.09.2022

Количество школьников, принявших участие в классных часах не менее, чем 90% от общего количества обучающихся,
создан реестр потенциальных наставников из числа обучающихся

Управление реализацией Целевой модели наставничеств на уровне образовательной организации

Контроль процедуры внедрения и реализации Целевой модели наставничества

Директор
Куратор

В течение всего периода

Выполнено 100% позиций Дорожной карты

Контроль за реализацией мероприятий, в установленные сроки

Директор
Куратор

В течение всего периода

Реализовано 100% мероприятий,
запланированных школой, в установленные сроки

Разработка дорожной карты на 2022 год

Куратор

Август 2022

Разработана дорожная карта внедрения методологии наставничества обучающихся на 2022/ 2023 год

Создание условий для участия представителей школы в региональных и всероссийских тематических событиях/ конкурсах/ фестивалях.

Директор
Куратор
Члены рабочей группы

В течение всего периода

Не менее 3 представителей школы приняли участие в региональных и всероссийских тематических событиях/ конкурсах/ фестивалях