Разложение многочлена на множители

Разделы: Математика


Программно-методическое обеспечение: планирование составлено на основе авторского планирования Никольский С.М.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

  • Образовательная: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы разложения многочлена на множители и их комбинации, подготовить учащихся к контрольной работе.
  • Развивающая: способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательная: побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, вызывать потребность в обосновании своих высказываний.

Оборудование урока: доска, мел, компьютер, экран, у каждого ученика карточка с заданиями, карточка с тестом.

Карточка с заданиями:

1. Разложите многочлен на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки:

а) 5с + 10;

б) 8а2 + 3а - 2а3;

в) 7х2у3 - 21х3у3;

г) 2у(х - 5) + х(х - 5).

2. Разложите многочлен на множители с помощью формул сокращенного умножения и запишите буквы, соответствующие найденным ответам.

Е

х2 - у2

(2х - у)(2х + у)

А

25х2 - 16у2

(х - у)(х + у)

М

х2+ 6х + 9

(х + 3)2

Т

1 - 4х2

(х + 2)2

С

2 - у2

(3у - 2х)(3х + 2х)

К

2 - 4х + 1

(1 - 2х)(1 + 2х)

(х + 2)2

О

2 - 4х2

(2х - 1)2

И

х2 + 4х + 4

(5х - 4у)(5 + 4у)

3. Разложите многочлен на множители с помощью способа группировки:

а) 11 + 44х + х2 + 4х3;

б) 8m2 - 2m3 - 4 + m.

Разложите многочлен на множители с помощью комбинации различных приемов

4. z3 - 121z.

5. 20b3 + 20b2 + 5b.

6. x4 - 27xy3.

7. a2 - y2 + 2a - 2y.

8. Решить уравнение:

а) 49х2 - 1 = 0;

б) (х - 4)2 - 25 = 0.

9*. Доказать, что при любом натуральном n значение выражения (3n - 4)2 - n2 кратно 8.

Тест. Разложение многочлена на множители.

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд №1.

Постановка цели урока.

Слайд №2.

Домашнее задание: выполнить домашнюю контрольную работу №6, вариант 1.

2. Повторение

Слайд №3.

Учитель. Выбрать из предложенных трех вариантов продолжение следующего высказывания: «Разложение многочлена на множители - это

  • Представление многочлена в виде суммы двух или нескольких многочленов.
  • Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких одночленов.
  • Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов.

(Верно 3)

Учитель. Вопрос ученикам: Какие способы разложения на множители вы знаете?

(Вынесение общего множителя за скобки, способ группировки, формулы сокращенного умножения)

Слайд №4

Учитель. Задание ученикам: Дайте характеристику каждому перечисленному приему и выполните соответствующие задания по выданной карточке.

Задание №1 выполняется самостоятельно в тетради, проверяется устно, затем на слайде еще раз показываются правильные ответы.

Слайд №5

Перед выполнением задания №2 ученикам показывается слайд №6 с формулами сокращенного умножения, при этом ученики называют предложенные формулы.

Задание №2.

Учитель. Разложите многочлен на множители с помощью формул сокращенного умножения и запишите буквы, соответствующие найденным ответам.

Получилось слово «Семиотика»

Слайд №7

Учитель. Использование знаков и символов дает возможность сделать записи более короткими и лаконичными. В различных науках существуют свои условные обозначения.

Перед выполнением задания №3 ученики дают характеристику способа группировки, и показывается слайд №8.

Задание №3 выполняют два ученика на доске и комментируют свои действия.

Учитель. На практике при решении примеров часто приходится использовать комбинацию различных приемов.

Слайд №9.

Далее учащимся предлагается выполнить задания, в которых требуется разложить многочлен на множители с помощью комбинации различных приемов, и указать какие приемы использовались при этом.

Задания №4, №5, №6, №7 выполняют одновременно четыре ученика на доске и называют приемы, используемые при решении.

Задание №8, №9. Предлагается решить эти задания наиболее сильным ученикам на доске.

Выполнение теста. Ученики обводят правильные ответы на карточках с тестами, заполняют таблицу у себя в тетрадях, сдают учителю карточки с выполненными тестами и проверяют с помощью слайда №9.

6. Итог урока. Выставление отметок

Презентация к уроку